Легендарные франшизы: KFC

Легендарные франшизы: KFC

Вашему вниманию представляется текстовая версия подкаста "Легендарные франшизы" от студии Red Barn

Спикеры:

Константин Сагалов - председатель правления крупнейшей в Европе франчайзинговой сети магазинов и доставки японской и паназиатской кухни «Суши Wok»

Денис: Вы слушаете подкаст “Легендарные франшизы”, в котором мы изучаем самые интересные бренды, франшизы которых изменили мир.

Константин: Всем привет!

Д: И сегодня у нас очередной топ, Kentucky Fried Chicken, всем известный KFС. Предлагаю начать наш разговор с погружения в собственный опыт – определить, что же KFС конкретно для меня. Когда-то давно я жил в Ставрополе, у нас появился KFС. Это было роскошное какое-то заведение напротив прокуратуры, куда люди на красивых машинах приезжали. Потом, когда приехал в Москву, понял, что это только какая-то отдельная точка роскошная, а везде они совсем разные. А как ты встретился с KFC, расскажи, пожалуйста?

К: Ну смотри, в Питере-то изначально появился "Ростикс". И вот в те далекие времена, в 90-х, “Ростикс" в общем-то был такой знаковый куриный фастфуд. Потом он поменялся, перешел в KFC, и мы тогда не очень поняли, что такое был "Ростикс", а что такое KFC. Так что я как-то не могу сказать, что для меня знаковым прошло появление KFС на российском рынке. Он уже был одним из многих фасфудов. Потому что KFС как бренд зашел в Россию достаточно поздно. Потом, когда уже с профессиональной точки зрения обращался к этому бренду, он, конечно, вызывает глубочайшее уважение и интерес, но вот тогда как-то не вдохновил.

Д: Мне кажется, сейчас интересно подсветить, чем принципиально отличался "Ростикс", который запустился давным давно, в 90-х, от KFС сегодняшнего. Есть какие -то различия? Я сам “Ростикс” не застал вообще.

К: Я, наверное, сейчас не вспомню какие-то конкретные моменты, только эмоции. "Ростикс” производил на меня гораздо большее впечатление, чем потом KFC. Потому что, когда я увидел "Ростикс", я был совсем юным. KFC – это образец стандартизированности. В "Ростикс" же был более творческий подход к процессу приготовления еды.

Д: У тебя сейчас скоро будет возможность даже не вспоминать "Ростикс", а посмотреть на него, когда он заменит KFC после ухода бренда из России. KFC создал целое направление фастфуда fried chicken. И я так понимаю, что KFC лидер в этой истории.

К: KFС абсолютно точно лидер. Бренд занимает уверенную позицию, они остаются верны своему "куриному" продукту даже при доступности другого мяса, например, говядины. Прежде, чем мы перейдем к обсуждению того, что происходит с брендом в России, я предлагаю вспомнить историю KFС. Это крутая история не только про бренд, но и история про человека и про возможности возраста.

Д: Про полковника!

К: Да, да! Про того самого Сандерса, которому было 65 лет в момент, когда он вообще начал с KFС. Фактически, когда он запускал KFС, человеку было 65 лет, и первые 10 лет он просто раскручивал эту историю, набирая себе аудиторию, пытаясь найти новых партнеров, пытаясь построить франчайзинг. Первых франчайзи он нашел в 1952 году. То есть, когда Сандерс продавал свой бизнес, а это было, если не ошибаюсь, в 1964 году, человеку было 75 лет. То есть, начав в 65, в 75 он продает суперуспешный, крутой бизнес, который мы сегодня знаем как KFС! У меня это вызывает глубочайшее уважение. Когда я смотрю на опыт Сандерса, мне кажется, что в свои 37 я имею в запасе достаточно времени, чтобы сделать что-то великое.

Д: Я бы на твоем месте не скромничал с учетом Суши Wok и ваших успехов на рынке и количества открытых точек. А по возрасту, у тебя еще большая фора по сравнению с Полковником.

Интересно, что и Рей Крок из Макдональдса, и Полковник Сандерс - пожилые дядьки, у которых жизнь движется к закату, а они создают легендарные бренды и строят легендарные сети. То есть пожилой возраст в данном случае огромный мотиватор успеть сделать что-то крутое.

К: Удивляет целеустремленность этих людей, и она явно с ними была всю жизнь. Насколько человек был заряжен на результат всю свою жизнь, что прошел через все промахи, а по истории там у него их было немало, до последнего не сдавался, бился за свою мечту, и у него все-таки получилось что-то реально крутое, большое и мощное. И у него получилось это в 65 лет. В 75 он продал бизнес, прожил еще до 90 лет, параллельно занимаясь в франчанзингом, потому что продал он не весь свой бизнес, а оставил за собой права управлять канадским сегментом KFС. Он продолжал управлять этой частью бизнеса чуть ли не до 90 лет. Это я для того, чтобы так просто зафиксировать вообще жизненный путь крутого человека, лицо которого в общем является одним из узнаваемых сегодня в мире, которое мы видим каждый раз, когда приходим в KFС.

Д: Бренд очень умело использует образ своего основателя Сандерса. Даже его знаменитый и узнаваемый черный галстучек сейчас используется как элемент брендинга. Вообще направление брендинга KFC сейчас можно назвать неким "возвращением к истокам". Компания вернула олд-скульный шрифт написания, свой исторический колор с бело-красными полосками.

К: Ты знаешь, когда готовился к эфиру, смотрел какие-то файлы, документы про KFС, я посмотрел на бренд-бук. Вообще всем рекомендую посмотреть на текущий бренд KFС! Подтверждаю полностью твои слова об их возвращении к истокам. Я листаю бренд-бук, и такая ламповость от него исходит! Олд-скульная стилистика, очень теплые цвета, очень такие мягкие шрифты, фотография полковника, в общем – очень приятный. Не агрессивный, не провокационный а именно стильный ламповый бренд-бук у KFС сегодня. Круто, когда есть к чему возвращаться, ведь у бренда очень богатая история, и сегодня, в 21 веке, они берут то лучшее, что у них было в стилистике. Совет всем франшизам, которые сейчас только будут запускаться - изучить великие бренд-буки для того, чтобы найти собственные символы, вокруг которых будет строиться вся эта идеология, потому что все-таки без идеи, без какой-то платформы построить большую сеть, я думаю, невозможно.

К:С 99-го года происходит планомерное сокращение количество собственных ресторанов и перевод этих ресторанов во франчайзинговую сеть. На сегодняшний день из всех ресторанов сети только 1,8% управляется корпорацией, а все остальные это франчайзинг, т.е. опять ставлю галочку в пользу франчайзинга как бизнеса и как вообще направления развития сетевых проектов. На сегодняшний день они продолжают путь сокращения корпоративных точек и увеличения франчайзинговых. Думаю и уверен, ребята видят в этом основной стратегический план своего развития через прирост именно числа франчайзинговых точек.

Д: Это общий тренд. Макдональдс тоже идет этим же путем. Вообще, думаю, ты согласишься, что когда компания запускает франшизу, она уже больше занимается не столько приготовлением бургеров, сколько развитием сети.

К: Конечно, да. Мы с тобой говорили, что франчайзинговый бизнес и операционный очень сильно отличаются в специфике управления. Конечно, когда ты достигаешь такого колоссального масштаба, как KFС, фокус должен быть очень четко направлен на развитие сети.

Д: В качестве совета будущим франчайзерам от KFC можно выделить очень сильный брендированный оригинальный защищенный продукт. У KFC есть свои защищенные бренды: Твистер, Бокс Мастер и тд. Это их набор брендов, которые нельзя повторить, не будучи франчайзи KFC.

К: С продуктом KFC связана еще одна история. Это их знаменитый рецепт из 11 специй для панировки. По легенде полковник Сандерс написал рецепт из 11 специй на бумажке, эта бумажка хранится в штаб-квартире KFC, и никто не смог повторить этот уникальный рецепт.

Д: Говоря про Россию. Одновременно будут работать KFС и "Ростикс", который будет поддерживать новый собственник в России – компания “Смарт Сервис Лтд”. Это действующие франчайзи KFС, и, мне кажется, что есть высокая вероятность, что многие франчайзи останутся работать с брендом KFС и дождутся возвращения KFС в Россию.

11
Начать дискуссию