Каким должен быть идеальный скрипт продаж: 5 составляющих хорошего скрипта

Ключевую роль в сфере продаж играет умение менеджера вести диалог с клиентом. У каждой компании есть своя корпоративная культура, свой tone of voice и регламент взаимодействия с клиентами и целевой аудиторией, придерживаться которых помогает скрипт.

Кадр из фильма «Брюс Всемогущий», 2003 г.
Кадр из фильма «Брюс Всемогущий», 2003 г.

Этот рабочий инструмент действительно является опорой для менеджера по продажам во время общения с клиентом. С помощью скрипта он проводит клиента по пути от знакомства с продуктом до закрытия сделки, отрабатывая все возможные возражения и потребности.

Каждый руководитель отдела продаж знает, что эффективный скрипт не только повышает конверсию и увеличивает продажи, но и улучшает общее впечатление о компании. Правила написания скрипта не новы. Здесь все так же особое внимание уделяется клиенту и его потребностям. Периодически меняется только подача, на которую влияют современные бизнес-тенденции и поколения активных потребителей.

Топ-5 признаков качественного скрипта

  • Непринужденность

Скрипт должен быть естественным и не выглядеть как жесткая продажная речь. Пусть он будет похож на обычный разговор, если при этом сможет создать ощущение непринужденности и дружелюбия.

  • Участливость

Человеку важно чувствовать себя самым любимым и единственным клиентом. Помимо того, что скрипты служат опорой для продавца и вносят логику и ясность в разговор, в них должно быть много участия, внимания и заботы. Это помогает избавить их от тех минусов, что были раньше: отсутствия «живости» диалога и ощущения, что с тобой говорит робот.

  • Фокус на решении проблем

«Людям действительно неинтересно читать про ваши продукты, они хотят читать про себя и удовлетворение своих потребностей», – писал в книге «Ясно, понятно» редактор Максим Ильяхов. Скрипт тоже не просто бездушная отработка продавца. Он направлен на то, чтобы выяснить проблему клиента и предложить решение, которое ваш продукт или услуга могут предоставить.

  • Персонализация

Ни один человек не любит слушать стандартные фразы и шаблонные предложения. Персонализированный подход создает положительное впечатление и повышает шансы на успех. Поэтому скрипты стали адресными и помогают менеджеру адаптировать информацию, учитывая потребности, интересы и характер клиента.

  • Адаптивность

Мы видим, как часто меняется рынок и его участники. Вместо жесткого и строго структурированного скрипт должен быть модульным, предлагая возможность быстро реагировать на изменения в разговоре и подстраиваться под текущую ситуацию.

Хорошим примером может служить работа менеджеров банка Тинькофф. Очевидно, что у них есть заранее заготовленные скрипты, но они человечны в диалоге как по телефону, так и в чате. В коммуникации много участия, и нет клишированных фраз, поэтому человек на другой стороне чувствует реальный интерес к решению своей задачи.

Как сделать скрипт идеальным

Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани», 1961 г.
Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани», 1961 г.

Безусловно, каждая организация пишет скрипт, опираясь на свои опыт, цели и интересы. Но есть стандартные правила (проверенные временем, менеджерами и горьким опытом), которые делают его эффективным.

Работу над скриптом всегда лучше начинать с определения своей целевой, а также исследования нынешней и потенциальной аудитории: кто ваши клиенты, какие у них потребности и интересы, какие проблемы они могут иметь, какие вопросы могут задать.

Узнать лучше своего потребителя и на основании этой информации заложить ключевые смыслы в скрипт помогут кастдевы (глубинные интервью, которые направлены на исследование потребностей клиента).

Главные ошибки в работе со скриптом:

  • говорить, а не общаться;
  • думать, что целевая аудитория у всех примерно более-менее одинаковая;
  • читать по написанному;
  • сильно хотеть поскорее продать.

Стандартные закрытые вопросы, которые предполагают ответы «да» или «нет», ограничивают потенциал для продажи. Продажи – это двусторонний процесс, поэтому важно вовлекать клиента в беседу, внимательно слушать его вопросы и реагировать на них соответствующим образом.

Существует мнение, что для того, чтобы заинтересовать клиента, у менеджера есть 4 секунды, а чтобы удержать внимание – еще 30. Второго шанса произвести первое впечатление, скорее всего, не будет. Поэтому стоит потратить время на изучение скрипта и разобраться в его стратегии до начала работы с потребителями.

Самое главное в работе со скриптом – улыбаться клиентам. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь», — говорил барон Мюнхгаузен. Даже если нет зрительного контакта, улыбку слышно всегда. Она помогает выстроить коммуникацию и убедить в том, что вы рады этой коммуникации.

Сначала выстроить отношения, а уже потом продать — формула успешного скрипта.

Как мы используем технику скриптов в партнерской программе

Кадр из фильма «Стажер», 2015 г.
Кадр из фильма «Стажер», 2015 г.

Участники партнерских программ часто задаются вопросом, как рассказать о той или иной программе, чтобы заинтересовать свою аудиторию. И здесь принципы такие же, как и в работе со скриптами:

  • хорошо знать тех людей, которым рекомендуем продукт;
  • знать и использовать те техники и методы, которые помогли быть убедительными в прошлый раз;
  • проявлять внимательность и заботу, искренне желая помочь своей рекомендацией другому.

Внутри нашей партнерской программы существует целый раздел с материалами, которые были разработаны всей командой. Они, как скрипты, служат шпаргалкой: в них кратко описаны основные смыслы наших программ, чтобы при составлении своего сторителлинга, поста или сообщения другу наши партнеры могли на них опираться. Эти материалы – всего лишь основа, так как самый большой результат дает рекомендация на основе личного опыта пользования и эмоций от продукта.

Без скриптов, как и без материалов, иногда бывает сложно сформулировать свои мысли, выдать их структурно и понятно для других. Именно поэтому скрипты и творческий подход к коммуникации со своими клиентами – идеальное комбо.

Что почитать по этой теме:

  • «Продающие тексты. Модель для сборки», Дмитрий Кот. Формулы из этой книги помогут усилить скрипты и даже написать продающие офферы на ваши услуги или продукты.
  • «Ясно. Понятно» Максим Ильяхов. Она о том, как доносить свои мысли до людей с помощью слов.
Светлана Бадыкшанова 
руководитель партнерской программы Black Square University
33
Начать дискуссию