{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Мессенджеры и чат-боты в 2023 году: антитренды

Привет! Меня зовут Ульяна Жеринова, я владелец агентства мессенджер-маркетинга Townsend. Ежегодно пишу эссе, в котором подвожу итоги рынка мессенджеров и чат-ботов. Мы разберем наличие (или отсутствие?) роста, популярность Телеграм и Whatsapp, как дела у ChatGPT и, традиционно, - кто кого похоронил.

Здесь не будет прогнозов и описания будущих трендов, только анализ прошедшего года, только свершившиеся факты.

Поехали!

Ульяна из Townsend

2023 год тоже не стал годом мессенджер-маркетинга

Года три назад о мессенджерах говорили очень много, но очереди из желающих внедрить их в своей маркетинг не стояло. По большому счету, все разговоры были равны облаку пыли – впечатление создает внушительное, но, когда пыль оседает, становится ясно, что в мире ничего не изменилось, все как работали в привычных каналах, так и работают. Инертность нельзя ускорить, ее можно только пережить.

Однако, казалось, еще несколько лет, и кругом будут одни сплошные мессенджеры.

В 2023 году это время еще не настало. Рынок до сих пор пребывает в зачаточном состоянии. Более того, стало ясно, что не будет того дня, в котором мы сможем сделать четкую отметку: всё, теперь мессенджер – основной маркетинговый канал бизнесов, как ранее соцсети. Запускаем фейерверк, открываем шампанское! Нет, не так.

Это произойдет незаметно, шаг за шагом. В какой-то момент мессенджеры будут так или иначе задействованы в 90% бизнесов, как соцсети, но каждый процент будет добываться всеми участниками рынка с усилием.

В 2023 году таких усилий было приложено немало.

Рынок мессенджеров растет?

Рынок мессенджеров безусловно растет. Это напрямую сказывается на количестве и качестве запросов, которые мы получаем в агентстве, но лучший маркер – это увеличение интереса к мессенджерам у среднего и крупного бизнеса. Инертность и многоступенчатые процессы не позволяют таким компаниям «вписываться в любую движуху» на стадии облака пыли, что, впрочем, весьма разумно, на мой взгляд, но теперь можно сказать, что облако точно спало, и интерес, который формируется к мессенджерам, вовсе не праздный.

Заводить свой канал в Телеграме, а часто и чат-бот – становится для средних и крупных компаний чуть более естественным событием. Наш портфель в 2023 году значительно пополнился брендами.

Распространение сфер бизнеса в мессенджерах

Поначалу мессенджеры внедряли преимущественно в инфобизнесе. И еще долго за ними оставался такой шлейф – мессенджеры кроме инфобизнеса нигде больше не эффективны. Еще года полтора назад приходилось работать и с такими возражениями. Понятное дело, инфобизнес – первопроходец любых каналов, и до сих пор он остается заметным, важным участником рынка. Многие специалисты-фрилансеры фокусируются именно на этой сфере. Почти у каждой мессенджер-платформы сегмент инфобизнеса/эдтеха - основной. Однако, в силу того, что нам с инфобизнесом работать никогда не было интересно, мы всегда стремились вовлечь в мессенджеры другие сферы.

В этом году удалось поработать: с ритейлом/екомом, было приличное количество saas-компаний, коснулись недвижимости и получили хорошие показатели, с удовольствием работаем с производителями, которых тоже немало. Большая доля эдтеха в нашем портфеле также не снижается. Небывалую популярность в этом году получило направление услуг банкротства, запросов от этой ниши приходило очень много. (Пугающая тенденция, но в данном случае я просто констатирую факт).

Мы, наконец, вышли на уровень, где практически каждый бизнес может найти себе применение в мессенджерах, и находит. Увеличение количества сфер, где мессенджеры приносят результаты, также говорит об активном развитии рынка.

Мессенджеры – неотъемлемый канал CRM-маркетинга

Несколько лет я твердила это как мантру: "Мессенджеры - неотъемлемый канал CRM-маркетинга", подразумевая, что мессенджер-маркетинг сольется воедино с CRM-маркетингом, т.к. по механикам, задачам эти два направления близки. И, с одной стороны, слияние действительно заметно происходит еще с 2022 года, и мою мантру начинают подхватывать CRM-маркетологи, с другой стороны, в этом году я поняла, что CRM-маркетинг надо оставить в покое.

Слияние произойдет естественным путем. И все-таки у мессенджеров особый путь, они много больше, чем канал коммуникации CRM-маркетинга.

Мы внедряем в мессенджерах не только маркетинговые воронки и рассылки, но и сервисные решения: мини-приложения, которые могут автоматически продавать цифровые продукты, создаем комьюнити на базе Телеграм, приложения для ивентов, мини-версии LMS для подписки на курсы. Более того, мессенджер является единым каналом, в котором можно запустить сразу всё – и автоматические оплаты, и регистрацию в программе лояльности, и маркетинговые рассылки и геймифицированные квесты для вовлечения, и техподдержку и многое другое в одном окне. В этом отношении мессенджеры – новый класс коммуникации.

В 2023 году я поменяла отношение к перспективам рынка.

Мессенджеры, безусловно, – неотъемлемый канал CRM-маркетинга, в последствии он будет лидирующим, но также важно осознавать, что мессенджер-маркетинг уже самодостаточен и предлагает более широкий спектр возможностей.

В конце концов – это всего лишь канал. Когда маркетинг есть в голове, его можно применить в любом канале, где находится целевая аудитория.

Телеграм – мессенджер №1?

В этом году только и разговоров было, что о Телеграме.

Мессенджер, несомненно, сделал прорыв. Его аудитория и без того прирастала, но и Павел Дуров не плошал. Развитие Telegram Ads, появление сторис и другие регулярные обновления пока что попадают в самое яблочко и работают на успех мессенджера. Более того, по данным Mediasсope, мессенджер стал самым популярным среди аудитории до 24 лет. А это значит, что работаем на перспективу.

Площадка становится самодостаточной. В ней легко завести свой канал, сообщество на базе группы. Запустить рекламу. Автоматизировать общение с помощью чат-ботов.

По количеству запросов в наше агентство в 2023 году, интерес к внедрению маркетинга в Телеграм превосходит остальные мессенджеры в два раза.

При этом, направления трафика и ведения каналов в Телеграм остаются наиболее популярными среди специалистов и бизнеса, нежели чат-боты, т.к. привычнее – они дублируют принципы работы в соцсетях. Если в услуге таргетированной рекламы Телеграм всего лишь канал, который можно добавить к ВК, то изучать создание чат-ботов нужно с нуля, это отдельная профессия, поэтому и рынок чат-ботов развивается медленнее. Однако, никакая другая площадка не предлагает такого количества возможностей для чат-ботов. Можно сказать, что Телеграм в этом году окончательно установил гегемонию в мессенджер-маркетинге.

Как дела с Whatsapp?

Немного занимательной агентской статистики: в этом году мы получили две трети запросов на Телеграм, и треть на Whatsapp. Казалось бы, Телеграм популярнее – с этим никто не спорит. Даже возникает соблазн сконцентрировать на нем свои усилия. Но я люблю анализировать цифры и знаю, что оба мессенджера принесли нам одинаковое количество выручки. Магическим образом запросы на Whatsapp в два раза лучше конвертируются в продажу, т.е. мы тратим меньше усилий, а получаем столько же. И отказываться от Whatsapp не планируем.

(Аккуратно: наша внутренняя статистика не равна статистике рынка. Есть определенные объективные причины такой картины, но я их оставлю при себе).

Ульяна из Townsend

Для нас в 2023 году окончательно перестало существовать понятие «серый» Whatsapp». Работать с ним мы отказались еще раньше, и, кажется, в этом году это стало попросту невозможно. Когда мы говорим Whatsapp – мы всегда подразумеваем Whatsapp Business API, хотя по-прежнему мне приходится рассказывать бизнесу все нюансы этого канала, объяснять, что мессенджер платный и работает по своим законам. Хочу отметить – в этом году я уже чаще сталкивалась с представителями бизнеса, которые понимают, как работает WABA, и это приятно.

WABA – это недешево. WABA – это десятки нюансов. Некоторые специалисты нашего агентства, которые плотно работают с этим мессенджером, мечтают, чтобы его не было. И я их понимаю отчасти. Такого количества проблем, подводных камней мы не встречаем больше нигде. Даже при регулярной работе с этим мессенджером, ежемесячно сталкиваемся с новыми сюрпризами. Однако, у нас по-прежнему нет других вариантов, если мы хотим работать с накопленной базой контактов, если мы хотим запускать триггерные коммуникации (а базу подписчиков в Телеграм еще не набрали), поскольку это единственный популярный мессенджер, который позволяет отправлять сообщения по номеру телефона.

Я часто думаю, что если/когда Телеграм добавит возможность рассылки по номеру телефона, Whatsapp нам станет не нужен и повторит судьбу Viber. Но вероятность появления такой возможности в Телеграм невелика.

К тому же, с точки зрения продукта, на данный момент WABA - более рентабельный бизнес в отличие от Телеграма. Как для сервисов, так и для агентств. Мы не знаем, что будет через год, но в 2023 году картина была именно такая: на WABA вы можете заработать на икру, на Телеграм вы будете добывать на хлеб. Потому что популярность не равна деньгам. Себестоимость Телеграма как продукта/услуги для агентств и платформ в три-пять раз выше себестоимости WABA.

Но что будет в следующем году?

Мне тоже удалось монетизировать существование Whatsapp, т.к. я продолжаю лично проводить консультации по мессенджер-маркетингу. Тема Whatsapp стала для меня в этом году самой популярной среди запросов. Возможно, если бы мессенджер не был таким сложным в управлении, консультаций у меня было бы гораздо меньше. Так что ощущения от этого мессенджера я испытываю по-прежнему двойственные.

Viber, ВК – еще живы?

В этом году я поняла, что на заре агентства мы работали с Viber достаточно долго, но это было в рамках только одного клиента! Никто к нам больше даже не обращался с такими запросами. Хотя, безусловно, мессенджер еще существует, и как канал коммуникации имеет место быть, но по-прежнему - для узкой аудитории, в определенных географических сегментах. И доля этого мессенджера медленно идет на спад.

Мессенджер ВК на этом фоне популярнее, хотя колоссальное отставание от двух топов произошло еще в 2021 году, и до сих пор картина остается неизменной.

На этом фоне позабавил СДЭК, который упорно шлет триггерные сообщения в ВК. Я долго думала, что их система отправки кодов для входа сломалась, и мне пришлось встать с дивана и дойти до ПВЗ. Не хватило смекалки искать сообщения в этой социальной сети. Спасибо, СДЭК. Движение – это жизнь)

Преимущества ВК за наличием рекламного кабинета, который, к тому же, в этом году значительно обновился. Таргетированная реклама в ВК – на данный момент практически единственный способ получать аудиторию из соцсетей, если не брать в расчет Телеграм, который широкого распространения в таргете все-таки пока не получил. Принцип выбора мессенджера по-прежнему прост: если вы результативно запускаете таргет в ВК, вам нужны чат-боты ВК. В противном случае лучше рассмотреть Телеграм.

ChatGPT и мессенджеры

В 2019 году у нас был клиент, который мечтал уволить отдел продаж и заменить его чат-ботами, которые, как ему казалось, будут продавать лучше. Идея была смелая, амбициозная, но, к сожалению, не воплотилась в жизнь. Не способны чат-боты продавать сложные продукты лучше человека. В этом году с такими запросами ко мне приходили уже по поводу ChatGPT.

Ясно только одно: каналы меняются, хайп приходит и уходит, но уволить отдел продаж хочется всегда.

Так что с ChatGPT? Способен ли он заменить этот несчастный «отдел продаж» наконец? Надо понимать, что технология сейчас переживает аналогичную стадию «облака пыли» - «все говорят, никто не делает». Использует для своих личных нужд ее только прогрессивная общественность, примерно 1 человек из 1000. Простых инструментов для применения его в бизнесе пока что нет, для внедрения в бизнес-задачи технология требует часов программистов.

Однако, у ChatGPT гораздо больше перспектив в плане развития, нежели у чат-ботов в мессенджерах, и распространяется он быстрее, т.к. предоставляет пользу для обычных людей – физических лиц.

В этом году мы получали запросы на внедрение ChatGPT в Телеграм-боты. Порой даже приходилось сталкиваться с тем, что нас – агентство, которое специализируется на работе в мессенджерах и чат-ботах, приравнивают к специалистам по ChatGPT. На самом деле чат-боты в мессенджерах – это не только другой класс работ, но и другой класс задач. Есть сходства в плане автоматизации общения, как в примере с уволенным отделом продаж, но на этом всё.

Мы подключаем ChatpGPT к Телеграм-ботам, настроили его и для внутреннего пользования и пока что можем сказать, что особой магии не происходит. Это все еще технология, которой надо уметь пользоваться, и игрушка чуть больше, чем бизнес-инструмент. Однако, развиваться эта игрушка будет очень быстро, и, безусловно, перевернет многие процессы, а то и судьбы. Но это будет уже в следующем году.

Отделу продаж приготовиться.

Как работать в мессенджерах в 2024 году?

Об этом я буду говорить отдельно 11 января 2024 года. Приглашаю вас на лекцию «Как Телеграм и Whatsapp помогут вам увеличить выручку в 2024 году». Для регистрации мы подготовили бот, он не только выдает приглашение, но еще и предсказывает вашу судьбу на 2024 год – не всё же нам быть серьезными, в преддверии Нового года не мешает улыбнуться и немного подурачиться🙂. А вот лекция 11 января будет снова серьезной.

Приходите, если вас интересует как внедрить мессенджер-маркетинг, и что вы с этого сможете получить в новом году.

Можно ли без мессенджеров в 2024 году?

Предлагаю подойти к этому вопросу с точки зрения фактических преимуществ. Как мы уже используем мессенджеры:

  • Мессенджеры помогают удешевить коммуникацию, в частности, Телеграм. На чат-боты охотно подписываются, вы увеличиваете базу и количество касаний по ней относительно простым способом.
  • Мессенджеры отлично дополняют каскадные рассылки, увеличивают количество касаний, что, в конечном итоге, коррелирует с конверсией в продажу. Whatsapp догоняет там, где не был прочитан email, а Телеграм это делает еще и также условно бесплатно.
  • В мессенджерах популярны игровые механики, которые можно создать на любой вкус. В этом смысле чат-боты отлично справляются с функцией вовлечения, увеличивают этот показатель.
  • Мессенджеры – достаточно лаконичный канал, здесь не нужно вкладываться в визуальную составляющую так, как, например, в email, поэтому они подходят для более быстрого запуска, проще и быстрее в обслуживании.
  • В чат-боты легко собирать базу из онлайн- и офлайн источников. Достаточно разместить QR-код, отсканировать его и перейти в пару кликов в чат-бот. Это просто для пользователя, ему даже не нужно вводить свои данные. Вы получаете контакты в свою базу отовсюду.

Если вышеперечисленные пункты бизнес не интересует, значит мессенджеры ему не нужны. А если интересует – добро пожаловать в мир мессенджер-маркетинга - 2024!

0
4 комментария
Nickolai Vasiliev

Спасибо за глубокие мысли , очень ценно 👍

Кстати, Wazzup24 (и не только) умеет слать сообщения в ТГ по номеру.

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Спасибо!

Много кто умеет, но это незаконно, за это банят, поэтому мы такой способ никому не рекомендуем)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Солдатов

Благодарю за статью. Было интересно почитать.

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда