Эволюция QR-кода

Что хранится в чёрных квадратах и как их используют бренды.

Первый QR-код появился в начале 90-х годов в Японии, его разработали в одном из подразделений Toyota. Сотрудники автоконцерна наклеивали QR-коды на запчасти автомобилей при транспортировке. Чтобы получить информацию о партии и принадлежности деталей, достаточно было отсканировать код специальным сканером. В отличие от обычного штрихкода, QR-код — двухмерный, он содержит больше информации.

Код состоит из чёрных квадратов, расположенных в квадратной сетке и вмещает в себя три килобайта двоичного кода. В него можно поместить ссылку на сайт, номер телефона, географические координаты или текстовую информацию объёмом до 7 089 цифр или 4 296 букв — это около четырёх страниц текста.

В нулевых QR-код стал экспериментальным способом оплаты, но поначалу операция занимала слишком много времени — сканер считывал информацию целых 20 секунд. В 2003 году китайская компания Inspiry изобрела быстрый механизм считывания QR-кодов. Позже она же выпустила первый портативный сканер, а технология стала по-настоящему популярной.

В нулевых QR-код вышел за пределы Японии, о нём узнали в Китае и Южной Корее. Он появлялся на плакатах, рекламных буклетах, справочниках, товарных упаковках, журналах и газетах.

​Использование QR-кода на обложках журнала Time. Читатели сканировали код — обложка журнала оживала
​Использование QR-кода на обложках журнала Time. Читатели сканировали код — обложка журнала оживала

Взрывной рост технологии пришёлся на период массового появления планшетов, коммуникаторов и смартфонов. Производители гаджетов научили камеры распознавать QR-коды, и технология стала распространяться во всем мире.

QR-код на крыше офиса Facebook ведёт на сайт <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Ffbco.de%2F&postId=98263" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">fbco.de</a>, где компания раньше размещала головоломки, шутки и другой развлекательный контент. Сейчас сайт не работает​
QR-код на крыше офиса Facebook ведёт на сайт fbco.de, где компания раньше размещала головоломки, шутки и другой развлекательный контент. Сейчас сайт не работает​

Китай и Япония

В Китае технология стала популярной вместе с появлением мессенджера WeChat. У каждого пользователя соцсети есть уникальный QR-код, а в приложение встроена программа-сканер. Владельцы аккаунта используют QR-коды для размещения в рекламе, поиска информации, обмена контактами, авторизации и регистрации в сервисах, подключения к Wi‑Fi в публичных местах — почти для любых действий.

Внутренняя платежная система соцсети WeChat Pay — один из самых популярных финансовых инструментов в Китае, где все транзакции происходят с помощью QR. Через систему пользователи совершают платежи и переводы на сумму около 2 млрд долларов ежегодно. Это примерно треть всех мобильных платежей в стране.

WeChat стал мощным инструментом маркетинга и монетизации для компаний: у каждого бренда в соцсети появилась своя публичная страница с индивидуальным QR-кодом. Жители быстро привыкли к технологии внутри экосистемы мессенджера — теперь QR-код в стране используют повсеместно.

Власти деревни Силиньшуй в провинции Хэбэй на севере Китая засадили одно из своих полей деревьями китайского можжевельника в форме QR-кода. Так власти хотели повысить привлекательность региона для туристов​
Власти деревни Силиньшуй в провинции Хэбэй на севере Китая засадили одно из своих полей деревьями китайского можжевельника в форме QR-кода. Так власти хотели повысить привлекательность региона для туристов​

Технология хорошо прижилась и в социальной сфере.

Социальная акция, направленная на помощь пострадавшим от природных катаклизмов и взрывов на японских АЭС. Если вглядеться в код, то можно увидеть символы, связанные с медициной​
Социальная акция, направленная на помощь пострадавшим от природных катаклизмов и взрывов на японских АЭС. Если вглядеться в код, то можно увидеть символы, связанные с медициной​

Есть прогнозы, что скоро даже на кладбищах Пекина QR-коды будут сообщать информацию об усопших.

США и Европа

Starbucks одной из первых заметила перспективную технологию и разработала на её основе программу лояльности. Компания разместила QR-коды в журналах, буклетах и на рекламных щитах. Пользователи могли отсканировать код и получить ссылку. Она вела на лендинг компании, где можно было узнать о ближайших кофейнях, оценить кофе, получить скидку или посмотреть видео о типах обжарки кофе.

Клиенты могли сканировать код, голосовать и делиться в социальных сетях своим любимым напитком
Клиенты могли сканировать код, голосовать и делиться в социальных сетях своим любимым напитком

В США одним из пионеров направления стал PayPal: в 2015 году он приобрел сервис, который помогал совершать оплату с помощью QR-кодов. Чуть позже сообщество крупнейших предприятий розничной торговли США — Walmart, Best Buy, Kmart и 7-Eleven и другие — разработали собственную систему платежей с помощью QR-кодов Current C5.

Технологию активно развивали и западные соцсети. Например, Instagram запустил сервис Nametag — карточки, похожие на QR-код, работающие по тому же принципу. Владелец любого профиля мог создать такую карточку для быстрого перехода на страницу.

Затем QR начали использовать и в розничной торговле. Например, компании UGG и Sennheiser разработали возможность проверки оригинальности товара по QR-коду, который размещали внутри упаковки. При сканировании покупатель получал информацию о покупке и определял подлинность товара. Если товар поддельный, то покупатель мог вернуть его в магазин.

Россия

В России QR-коды переживают вторую волну популярности. Сначала они пришлись по душе только маркетологам и тем, кто увлекается технологиями. Их начали применять в рекламных кампаниях или в партизанском маркетинге, чтобы оставлять скрытые сообщения. Например, «Мегафон» обклеил QR-кодами всю Москву.

QR-код, с помощью которого горожане получали свежую газету в электронном виде​
QR-код, с помощью которого горожане получали свежую газету в электронном виде​

Первая волна популярности быстро спала, потому что отсутствовали релевантные клиентские сценарии. QR-код считался устаревшим до того, как пришло понимание, что в нём можно хранить большие объёмы информации. Например, реквизиты счетов на оплату коммунальных услуг, штрафов и другое.

Технология быстро нашла применение в российских музеях — QR-код позволил вместить полную информацию об экспонатах. Посетителям не нужно искать историю картин или скульптур в интернете или покупать бумажный гид по музею.

Потребительские предпочтения сформировали запрос на использование технологии повсеместно. Многие российские банки и поставщики поняли, что клиентам удобно использовать коды при совершении операций, и начали внедрять функцию оплаты по QR в своих мобильных приложениях.

QR-коды снова стали актуальными, а их распространение – уже требованием рынка и неотъемлемой частью практически каждой покупки. Теперь законом предусмотрено, что он есть на каждом чеке, в магазинах, на авиа- и железнодорожных билетах. Чтобы защитить документ от подделки, им дополняют обычный штрих-код в билетах на пригородные поезда.

В ноябре 2019 года один из крупнейших банков страны – ВТБ – запустил оплату по QR в своём мобильном приложении. За первые недели работы сервиса клиенты совершили с помощью QR-кодов треть всех платежей за коммунальные услуги.

Оплата по QR-коду упрощает процесс платежа и даёт гарантию его правильного исполнения, экономит время и исключает ошибки при ручном вводе данных. В ВТБ этот сценарий стал востребован в начале года: тогда больше 40% клиентских отзывов содержали просьбу добавить функцию оплаты с помощью QR в «ВТБ-Онлайн». Сейчас сервис пользуется популярностью, поэтому в ближайшее время мы повысим качество считывания кодов и увеличим количество платежей, где возможна оплата с помощью кодов.

Эволюция QR-кода

В мобильном приложении ВТБ доступно два сценария:

  1. Оплата квитанции, которая содержит QR.
  2. Оплата покупок в магазинах и на сайтах через Систему быстрых платежей (СБП).

Первый сценарий самый востребованный: 90% операций — коммунальные платежи. Для оплаты нужно войти в приложение «ВТБ-Онлайн», нажать на кнопку «Оплата QR-кодом», отсканировать квитанцию. Если информация о деталях платежа есть в QR, она будет автоматически добавлена в нужные поля. Остаётся проверить правильность и подтвердить операцию.

Второй сценарий — новый для российских банков. В начале 2019 года Банк России запустил Систему быстрых платежей, а в октябре стала доступна оплата покупок через СБП с помощью QR-кода. Для совершения операции клиентам банка нужно открыть мобильное приложение «ВТБ-Онлайн», в разделе «Платежи» выбрать «Оплата по QR-коду» и сканировать код на экране устройства продавца или с экрана монитора при покупке в интернет-магазине. Затем проверить правильность данных и подтвердить операцию.

Оплата фильма с помощью QR-кода на экране телевизора
Оплата фильма с помощью QR-кода на экране телевизора

Востребованность QR для оплаты покупок — результат популяризации безналичных платежей и появления таких сценариев оплаты, где неудобно, сложно или просто невозможно использовать карту. Например, в перспективе его использование открывает широкие возможности для покупок через приложение на телевизоре, игровые консоли или для сбора пожертвований.

4343
21 комментарий

неужели втб отошёл от своих длинных никому ненужных лонгридов про сервисы и их преимущества и начал делать нормальные интеграции.
хотя видно, что у верхов всё равно сидят лысые дяденьки, которые даже в нормальной статье про Qr хотят максимально широко осветить свои ахрененные сервисы, которые давно уже есть у тинькофф и сбера

33

Меня в этой истории QR-кодов беспокоит невозможность проверить корректность платежных реквизитов или ссылки на сайт. Ведь ничто не мешает подменить QR-код.

6

QR — лишь способ кодирования информации. Он не может сам по себе гарантировать наличие, доступность или достоверность этой информации. Ничто не мешает точно так же подменить реквизиты или ссылку на сайт сами по себе, без QR-кодов.

7

Комментарий недоступен

2

для визиток очень удобно.

на лицевой стороне классические контакты, на обороте — qr с контактом

1

Тоже стал интересен этот вопрос и решили провести исследование, поучаствовать можно здесь: http://bit.ly/spbsuqr . Опрос не коммерческий, а университетский - результатами поделимся с VC, как только наберется достаточное количество респондентов))

Отличная идея! Попрошу на своей могиле выбить qr код, который будет вести на мою страничку.

2