{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

9 вопросов про ЦА, без которых вы сольете бюджет + (БОНУС) 5 готовых примеров аналитики для разных ниш

Если вы задолбались тратить время на то, чтобы придумать, кому показывать рекламу – у меня для вас хорошие новости. Однажды я тоже задолбалась и взяла все СММ-кейсы, которые существовали на тот момент на рынке. Выписала вопросы по поиску ЦА. Отсортировала, почистила от дублей, доработала. И получила классный алгоритм из 9-ти вопросов: прогоняешь любую нишу через них и гарантированно находишь все возможные идеи сегментов ЦА. В том числе и нестандартные.

Задача из творческой превратилась в инженерную

Творчество - это, конечно, хорошо. Но с ним всегда есть шанс упустить крутую идею из виду. А инженерный подход позволяет охватить все возможные варианты за короткий срок, и эффективно израсходовать рекламый бюджет.

Разберу работу алгоритма на примере:

Давайте представим, что мы продаём одежду для беременных, и разберем эту аудиторию по ходу статьи. На примере будет понятнее :)

  • 1. Пол, возраст, гео ваших будущих клиентов:

Тут все просто: женщины, 16-45 лет. ГЕО не важно.

  • 2. Какие виды товаров или услуг нужны вашим клиентам?

Этот вопрос помогает понять на каких конкурентов можно настраивать рекламу.

В нашем воображаемом магазине мы продаём только одежду. Поэтому, и ответ будет очевиден. Но, если бы у нас был магазин детских товаров, то этот вопрос помог бы вытащить кучу сегментов ЦА:

— Магазины игрушек

— Детская мебель

— Специальное детское питание

Так будет с каждым вопросом. В какой-то нише любой вопрос может оказаться бесполезным, и даже глупым. А где-то этот же вопрос сразу поможет найти кучу идей.

Это делает алгоритм универсальным.

  • 3. Какими ещё товарами или услугами интересуется клиент?

Этот вопрос как раз помогает найти косвенных конкурентов, в случае если предыдущий не помог.

Это как раз наша ситуация. Какие ещё товары или услуги нужны беременным, кроме одежды?

— Специализированные витамины

— Подушки для беременных

— Курсы по родам, специальная литература для беременных и кормящих

— Роддома, сумки в роддом

— Спорт для беременных (ЛФК, Йога и т.д.)

— Бандажи

— Беременные фотосессии

— Товары для новорожденных (Слинги, конверты на выписку и т.д.)

В общем, тут прямо кладезь идей для настройки рекламы. Причём, их можно ещё и по триместрам примерно сегментировать.

  • 4. Кто точно НЕ купит вашу услугу?

Этот вопрос нужен для исключения ЦА. У меня есть хороший пример в тему. Эксперт по банкротству физических лиц заколебался искать ЦА. А потом подумал: «Да моя ЦА — вся УФА». Настроился на всех людей с нужным ГЕО, исключив обеспеченную аудиторию. И получил самые дешевые заявки из возможных.

Лайфхак: если у вас очень широкая ниша, настраивайте рекламу на всех, исключив тех, кто точно не ЦА

(Если возможности рекламного кабинета это позволяют, конечно)

В нашем случае нужно будет подумать о том, как исключить родивших. И ещё, вероятно одежду не будут покупать полные дамы. Наверняка, их гардероб позволяет классно одеваться с беременным животом.

  • 5. От чего (кого) фанатеет ваш будущий клиент?

У блогеров полно аудитории. Этот вопрос поможет понять где ваша ЦА, и ещё идей для закупки рекламы подкинет.

Например, беременные могут фанатеть от блогерш, популяризирующих мягкие роды.

Иногда этот вопрос помогает понять какие посылы стоит использовать в рекламном объявлении. Например, можно просто предлагать купить торты на заказ. А можно предложить купить кондитерское изделие в стиле My Little Pony фанатам очаровательных поняшек (Или что там молодежь сейчас смотрит?) Впрочем, с тортами больше поможет один следующий вопрос.

  • 6. В какой ситуации клиент воспользуется вашими услугами?

Вопрос, важный в тех нишах, где товар одновременно нужен всем и никому: цветы, доставка суши, антиколлекторские услуги, салоны красоты, тортики.

Вот в том же маникюрном салоне непонятно как искать ЦА. Вроде как, красивые ногти нужны практически всем женщинам, и некоторым не ленивым мужчинам. А когда начинаешь думать про ситуацию, сразу получаешь кучу идей:

— В салоне проходит акция

— Торжественное событие (Свадьба, выпускной и т.д.)

— Профессия человека предполагает необходимость в красивом маникюре (Те же рукодельницы, которые ведут свой блог)

— И т.д. (В конце статьи будет пример анализа салона красоты)

Иногда этот вопрос помогает лучше понять боли и желания ЦА. В нашем примере получится именно так. Беременные покупают одежду где-то ближе к третьему триместру. А триггером для покупки часто становится какая-то эмоция: желание показать всем красивый живот. Или, наоборот, скрыть. Ещё это может быть поиск комфорта, необходимость себя порадовать и т.д.

  • 7. Благодаря каким увлечениям клиент воспользуется услугами?

Вопрос, разбивающий на сегменты аудиторию тех ниш, где один товар нужен людям с разными увлечениями. Обучение ораторскому мастерству, шейкеры, наушники и т.д.

Например, спортивная одежда нужна:

— Велосепедистам

— Бегунам

— Бодибилдерам

и т.д., я так однажды кучу дешевых заявок на спортивную одежду собрала только благодаря этому вопросу.

В нашем случае вопрос даём куда меньше идей. Кому нужна одежда для беременных? Им самим, ну или их родственникам, чтобы сделать подарок. И то, не факт, что они просто так захотят что-то дарить. Тут повод нужен. В общем, переходим к следующему вопросу:

  • 8. Что должно быть у человека, чтобы он мог быть вашим клиентом?

Вопрос, часто бесполезный. Но очень помогает в нишах, где услуги связаны с ремонтом и обслуживанием или улучшением уже имеющихся вещей.

Например, чтобы использовать автомойку, человек должен иметь автомобиль (Можно разбить сегменты ЦА по маркам). А потенциальный клиент клиники гуглит какие-то тревожные симптомы.

В нашем случае всё очевидно. Нужна беременность. Вопрос не даёт ничего нового.

  • 9. Какие проблемы (задачи) решает ваша услуга?

Вопрос, разбивающий аудиторию на сегменты в тех нишах, где один товар решает несколько задач. Этот вопрос дополняет и лучше раскрывает 7-й. Часто после него люди возвращаются и дописывают новые идеи.

Вот те же наушники помогают:

— Изучать английский

— Медитировать

— Смотреть фильмы, никому не мешая

— Слушать аудиокниги и убираться одновременно

—...

А в нашей ситуации вопрос снова не дал ничего нового. Но это и не важно, потому что уже появилась куча идей для поиска ЦА.

Пример работы алгоритма в других нишах:

Я подготовила заполненные брифы с примерами анализа других ниш, чтобы вам было понятней как работать с разными типами ЦА:

Как видите, ничего сложного. Хотя, думаю, один важный нюанс стоит прояснить:

Где искать ответы на эти вопросы?

— Идеально уточнить в отделе продаж или у владельца бизнеса

Часто трафик-мастер сам может дать ответы, так как уже работал с похожей аудиторией

Теперь точно всё :)

Можете кидать в комментах свои ниши. Вместе придумаем, где искать ЦА.

А ещё можете подписаться на мой тг-канал. Там я пишу о том, как продавать свои услуги без впаривания. Последний пост про то, как срач в комментах помогает продавать :)

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Svetlana Strumilovskaya

Спасибо за статью! Я всегда использовала эти вопросы в брифовании клиента, но сейчас под другим углом взглянула на них) Про некоторые для меня было открытием, что они нужны для понимания именно этих определенных вещей)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Офицерова
Автор

Приятно слышать комплимент от профессионала ❤️

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда