Как устроено агентство метамаркетинга изнутри
Сделать бизнес на том, во что никто не верит: история агентства метамаркетинга VOVA family
Привет! Меня зовут Павел Воропаев, я сооснователь агентства метамаркетинга VOVA family. В статье расскажу, почему решил открыть такой стартап, в чём риски и плюсы бизнеса, как всё устроено изнутри. А ещё отвечу на вопрос некоторых критиков, кому нужны эти ваши метавселенные.
Как всё началось
Как разработчик я был одним из первых бета-тестеров масок в Инстаграме*. Тогда, в 2019 году, я подумал: было бы круто создавать маски для брендов — так можно получить новых подписчиков и мотивировать публику генерировать контент с «брендовым эффектом». Предложил свои услуги друзьям и знакомым. Так и появилось агентство.
А в начале 2022-го с Инстаграмом* всё стало не так хорошо. Мы принялись искать направления, которые были бы интересны нашим текущим клиентам.
*Деятельность Instagram в России признана экстремистской и запрещена.
Первый заказ в метавселенной: 7 дней на всё
Где-то в этот период к нам обратился действующий клиент — телеканал «Суббота». Мы создавали для них те самые маски, с которых началось VOVA family.
Однажды от команды канала пришёл вопрос, слышали ли мы что-то о Roblox. Ребята хотели организовать на платформе проект по типу пресс-вечеринки, приуроченной к выходу сериала «Моя любимая Страшко».
Сейчас открою тайну: в тот момент мы почти ничего не знали о Roblox, но нам нужны были новые проекты. Деньги нам тоже были нужны, и мы решили во что бы то ни стало взяться за заказ.
Потом, правда, оказалось, что всё нужно успеть за неделю, потому что сериал уже стоит в сетке вещания канала.
Мы быстро нашли разработчиков. За работой сидели почти круглосуточно и успели уложиться в срок. Тогда казалось, что мы за неделю сделали что-то невероятное. А ещё этот проект дал нам веру в будущее. Потому что это было начало 2022 года, и заказы масок для Инстаграм* у нас практически сошли на нет. И было совсем непонятно, что делать дальше.
Почему я поверил в метамаркетинг
После проекта мы начали глубоко изучать метамаркетинг. Сначала посмотрели мировую повестку: узнали, что у крупных брендов уже достаточно кейсов в Roblox. Например, у Nike, Gucci, Vans. Потом попытались понять объём рынка. Оказалось непросто, потому что тема была на тот момент совсем новая, хотя и хайповая.
Но мы сделали ставку на то, что направление будет расти. Это был рискованный шаг, и метамаркетинг стал основным профилем работы VOVA family. Как мне кажется, не прогадали, потому что в Roblox мы сейчас номер один в России.
Кто наши клиенты
Мы много экспериментировали, прежде чем поняли, кто наши клиенты. Сначала рассматривали всех, с кем уже работали. Потом коннектились с агентствами, чтобы узнать, с кем работают они и кому из их клиентов был бы интересен метамаркетинг.
Отсюда появилось и понимание нашей целевой аудитории: крупные бренды, которые хотят использовать новые каналы коммуникации с покупателями и которые используют цифровые каналы для широкой рекламы.
Интересно, что спустя полтора года нам начали приходить сообщения от потенциальных клиентов, которым мы раньше писали. В тот момент они нам ничего не отвечали или говорили, что метамаркетинг — какая-то ненужная фигня. Сейчас они решили, что это им будет полезно.
Какие шишки мы набили в первый год работы
В первый год продажи были нестабильными. Были постоянные вопросы:
- Как рассчитать зарплату штатникам
- Как платить зарплату
- Где найти деньги
- Как наладить стабильный поток продаж
На финансовый результат это тоже влияло: мы тратили на проект примерно столько, сколько и зарабатывали.
Хотя сразу было ясно, что как по маслу бизнес не пойдёт: практически никто не знает и не понимает, что такое метамаркетинг.
Было трудно объяснить, зачем бизнесу вкладывать в метамаркетинг немалые деньги и что он за них получит. Потому что метрики у нас отсутствовали.
Поэтому продвижение начали с активных холодных продаж: обзванивали клиентов, ходили на встречи. Только спустя пару лет я могу сказать: рынок начинает формироваться. Сегодня есть чётко поставленные запросы от компаний, показатели эффективности для этого направления.
Как всё устроено изнутри
Вначале мы работали с фрилансерами, потому что стабильного потока клиентов не было и мы не могли себе позволить брать людей в штат. Но отсюда вылезла типовая проблема: невозможно предугадать, как поведёт себя фрилансер и когда он будет доступен. А ещё поняли, что на рынке сейчас не так много кадров, которые могут делать проекты на нужном заказчику уровне. Талантливые ребята на фрилансе всегда заняты, они редко сидят без дела.
Так и получилось, что вся проектная команда у нас в штате.
Это решение повлияло на другие процессы — чтобы окупить работу штатников, нужен бесперебойный поток клиентов. У нас появился отдел продаж, который поначалу занимался холодными продажами.
Ещё у нас есть:
- Команда клиентского сервиса: ребята сопровождают клиентов в течение всего проекта.
- Команда продакшна, которая занимается реализацией проекта. По сути, это такая маленькая геймдев-студия внутри нашей компании. Они создают полноценные игры с продуманными механиками. Например, каким будет путь игрока, экономика внутри игры, чтобы игрокам был смысл делать те или иные действия.
- Команда креатива, которая придумывает концепции для клиентов, новые идеи, изучает мировые практики метамаркетинга.
- Бухгалтерия, финансы, юристы и эйчары у нас общие в рамках группы рекламных агентств JAMI LUP.
У нас есть полный комплект, чтобы создать проект: лид, проджект-менеджер, разработчики, левел-дизайнеры, 3D-моделлеры. Важно всегда иметь ресурс, чтобы создавать проекты с одинаково стабильным качеством.
Почему я люблю конкуренцию
Мы занимаемся метамаркетингом примерно 2 года и были одними из первых на рынке. Думаю, стабильность и рост пришли, потому что мы приняли решение сфокусироваться на одном направлении — сейчас преимущественно делаем проекты на Roblox. Хотя изначально мы пробовали запускать проекты в Minecraft, Decentraland и других метавселенных.
Но всё равно рынок метамаркетинга в России маленький с точки зрения объёма продаж. Поэтому мне сложно назвать другие метамаркетинговые компании конкурентами. Скорее, друг для друга мы коллеги. И задачи на ближайшее время — развивать рынок, сделать так, чтобы количество клиентов исчислялось тысячами, а крутых проектов стало больше. И я сейчас не только о России.
Если вам понравилась статья и откликается тема, загляните в наш профиль на vc.ru. Будем делиться кейсами, опытом и рассказывать, куда движется метамаркетинг.
спасибо за статью! интересно почитать про аналитику и метрики, если они возможны в таких проектах. и про воронку дальнейших взаимодействий с клиентом, если такое вообще применимо здесь)
А какие именно метрики интересно узнать? Расскажите, пожалуйста, подробнее — напишем об этом в следующих статьях
Конверсия в следующий шаг взаимодействия с брендом, retention, например. Но возможно можно еще что то замерить, рост лояльности к бренду может быть, если кто-то делал brand lift из заказчиков
Спасибо за обратную связь, подумаем, что рассказать об этом!
Кто не делал маски для инсты в юности, у того нет сердца!
Хахаха! Разделяем ваше мнение :)
ВО! (ва)
В своё время тоже выбирал между командой и фрилансерами
Команда, конечно, надёжнее)))
Тоже так решили, но тут, конечно, кому как удобнее строить процессы)
вова вова чума!
Впервые столкнулась с существованием метавселенных 2 года назад и тогда прямо открытие было для меня, что это есть и кому-то нужно. А сейчас вот уже развивается направление и даже бренды заходят🙂
А какую аудиторию удаётся привлечь такими проектами?
Ядро — школьники и подростки, при этом сегмент аудитории в возрасте 18+ растет из года в год. Сейчас их около 38%
Метавселенная ОЧЕНЬ сильно недооценена. не проспать бы момент его следующего расцвета 😅
Подписывайтесь на наш блог, будем рассказывать, что происходит в этой сфере!)
Просто не спи и не проспишь.
А почему такое название для агентства выбрали?
Это аббревиатура из первых букв фамилий основателей: Павел Воропаев и Мик Вайсман. Получилось VOVA. С какими-либо Вовами это не связано)