Экспресс-аудит конкурентов: механики и инструменты

Сейчас вы ждете от меня крутые и мощные инструменты, благодаря которым можно за пару часов исследовать конкурентов, быстренько докрутить свой продукт, усилить стратегию и выстрелить на рынке.

Экспресс — это быстро. Пробежался быстренько и все понял?

Не работает так с конкурентами никогда и ни на каком этапе проекта. Хоть на старте, в развитии или даже если вы ТОП в нише на рынке.

Тема анализа конкурентов — большая и объемная, скорее всего, одной статьей я не обойдусь.

Конкуренты — это вообще добро. Это очень круто, когда они у вас есть.

Хотя многие сейчас вообще не поймут эту фразу...)) Каждый же мечтает создать такой бизнес, найти такую нишу, которая вне конкуренции. И в моменте или на короткой дистанции — это действительно круто, возможность заработать много денег и не париться.

НО! Таких случаев в истории:

— во-первых, немного

— а во-вторых, как правило, большая часть из них заканчивается красивым закатом таких компаний.

Почему?

Да обычная природа человеческая.

Соперничество и конкуренция должны быть всегда. Если их не будет, компания/продукт будут стагнировать. Нет стимулов развиваться, совершенствовать продукт, искать новые идеи, пути развития.

Итак, в начале определимся для чего вообще надо знать своих конкурентов, всегда за ними следить, а по-хорошему бы ещё и дружить:

  • Чтобы понимать, кто лидеры рынка в вашей нише и причины их популярности;

  • Какие стратегии применяют конкуренты;

  • В каком направлении Вам развиваться, чтобы увеличить охват рынка и прибыль;

  • Позаимствовать и улучшить интересные идеи;

  • Понять структуру бизнеса, его стадии, принципы взаимодействия; технические решения. Ценообразование на продукты и услуги;

  • Как показать уникальность и привлечь дополнительную ЦА;

  • Собрать аналитику по ЦА: кто платит больше всех, кто покупает повторно, зачем они пользуются товарами и услугами конкурентов, какие свои задачи решают с помощью продуктов конкурентов;

  • Уникальное торговое предложение конкурентов;

  • Как отстроиться от конкурентов и найти свое преимущество (своё УТП);

  • Избежать ошибок, которые уже прошли конкуренты.

Краткий чек-лист, что делать, как найти и что оценить у конкурентов, если вы, например, на старте запуска бизнеса или проекта:

  • Сделать гугл-табличку;

  • Далее ручной поиск в популярных поисковиках. Вводите ключевую фразу, которая четко отражает запрос на продукт или услугу, и смотрите первых 10-15 ссылок на первой странице без пометки реклама. Смотреть советую во всех возможных поисковиках и сформировать итоговый список из повторяющихся ребят. Надо минимум 10, но лучше 15-20;

  • Теперь сайты-отзовики, форумы обычные и для сотрудников, отзывы в мобильных сторах. Эту инфу наложить на первую двадцатку, собранную выше. Уже получится первое ранжирование;

  • Дальше идем смотреть посещаемость и оценку сайтов. На этом этапе можно воспользоваться условно бесплатными сервисами, типа PR-CY или Spywords. Тут вам выдадут кучу данных, фиксировать можно что угодно. Но на первоначальнам этапе хотя бы: посещаемость, оценку сайта, поисковые запросы;

  • Теперь оценка самого сайта. Она будет разной в зависимости от ниши и типа проекта. Но базовый чек-лист такой: УТП, ЦА, набор услуг или каталог продуктов, цены, этапы работ, формы обратной связи, контакты, отзывы/кейсы/гарантии, условия оплаты/доставки, ссылки на социальные сети, бесплатники/трипваеры. Тут большая и плотная работа с таблицей. Примеры таблиц и чек-листы можно взять у меня, но на самом деле сделать их самим 3 минуты);

  • Оценка социальных сетей. Социальные сети можно вообще выделить в отдельный мониторинг, если продвижение через контент-маркетинг стоит в приоритете, но на старте достаточно оценить базово несколько вещей: какие социальные сети есть вообще, количество подписчиков, частота генерации постов. Все. Здесь важно просто понять, что есть и живое оно или мертвое.

Как правило, на этом этапе из первичной двадцатки останется уже 7-8 конкурентов, у которых ну прям все интересно и хорошо. Задача – прийти к 5-ти основным конкурентам.

  • И теперь самое интересное, когда можно отложить таблицу (на время). Необходимо самому пройти весь путь клиента, да-да. Оставить заявку на что угодно, записаться на бесплатник или получить его, купить что-то недорогое. Совершить первое касание и ждать звонка менеджера;
  • А дальше собирать все, что возможно собрать:

    – как быстро вам позвонили, что говорили и что предлагали;

    – какие цены/условия, как долго везли;

    – можно еще пожаловаться на что-нибудь и посмотреть, как работает служба качества и есть ли она вообще.


Конечно, может никто не позвонить, вы можете вообще уйти в бота или автоворонку, но это уже другая история.

Естественно, все нужно фиксировать в таблице и ранжировать.

Можно присвоить систему баллов, можно использовать цветовую схему. Главное, чтобы вы сами для себя понимали: где круто, а где не очень.

По итогам этого упражнения, которое занимает от 3 до 14 рабочих дней (а что вы хотели?) у вас на руках большая и серьезная таблица, где реально видно, с кем жить и работать. И, главное, четко будет понятно: от чего оттолкнуться, чтобы запускать свой продукт.

Кстати почему все-таки 5 конкурентов, но в начале 20?

По моему опыту, если сразу выбирать пятерку лидеров, реально можно упустить что-то интересное. В плане дизайна, офферов, системы продаж или трипваеров. Встречала на этапе поиска ребят с нереально крутым сайтом и оффером, но никакой посещаемостью, которые вдруг неожиданно потом выросли в крупную рыбу. А просто на этапе мониторинга они мне попались перед стартом трафика.

Вот и все) Но в итоговом варианте 5 будет более, чем достаточно для понимания картины в целом.

Нужна помощь или консультация по аналитике конкурентов, обращайтесь.
Нужна помощь или консультация по аналитике конкурентов, обращайтесь.
11
3 комментария

Анна, от всей команды SpyWords спасибо за полезный материал и упоминание нашего сервиса)

1
Ответить

Оу, приятно)
Да на самом деле не за что! Отличный инструмент грех не упомянуть))

1
Ответить