KPI для специалиста по трафику (таргетолог, директолог)
Всем привет! Меня зовут Кирилл, в данный момент я практикующий таргетолог в ВК/ФБ и руководитель отдела трафика в онлайн-школе.
В этой статье вы найдете мое видение того, как должен формироваться KPI у спецов в нашей сфере и мои личные кейсы.
Бесплатный совет: никогда не начинайте работу по KPI с первого месяца. KPI вводится как минимум со 2 месяца работы.
Мотивация или демотивация?
В своей работе я разделяю KPI на 2 категории.
Категория №1 - демотивационная система оценки.
Так я называю систему, в которой спецу, чтобы заработать деньги, нужно "доказать", что он их достоин.
Как это выглядит на практике?
Клиент: "Смотри, у тебя бюджет N рублей, ты должен мне привести X заявок. Если не приведешь, деньги не получишь".
Безусловно, это все заворачивают красиво и объясняют мотивацией развиваться и тд, но по мне - это чушь.
Такая система приводит к текучке кадров и быстрому выгоранию спецов, потому что все, о чем они думают, это как не остаться без трусов в этом месяце.
И категория №2 - мотивационная система.
Это стандартная модель фикс+бонус. Модель, которая настроена именно на развитие специалиста. У спеца меньше стресса и давления каждый месяц, но есть возможность получить бонус.
Лично мне близка эта модель.
Вероятно, некоторые спросят: "Кирилл, а если спецу будет достаточно фикса, то как мотивировать увеличивать показатели?".
Здесь 2 варианта:
- Делать фикс ниже среднего "комфортного" значения;
- Делать мотивацию такой, при которой специалисту будет просто невыгодно не делать супер результаты.
С категориями разобрались.
Теперь опишу несколько моделей мотивации, по которым работал я или работали мои друзья и несколько слов по каждой системе.
KPI по заявкам
Самая простая и логичная модель.
Привел 1000 заявок - получил 1000 рублей.
Но, как вы знаете, все самое простое - самое сложное.
Недавно писал в своем блоге про KPI и вот какой комментарий получил:
Специалист работает по такой системе, но у руководства возникает в какой-то момент вопрос: "Слушай, а почему это у нас из 400 заявок ни одной покупки?".
Кто виноват: специалист или компания?
В моем понимании, виноват тот, кто поставил и принял такие условия.
Приведу пример из своего проекта по недвижимости в Дубае.
За условные 1000$ я могу привести 1000 заявок из Индии и около 15 заявок из Европы. Но вероятность того, что заявка из Европы перерастет в сделку, выше в разы.
Понимаете, о чем я?
Мало привести просто заявку. Важно понимать, что это за заявка. И тут я предлагаю 2 модели работы:
Модель №1. Новые лиды
Есть такая крутая штука как когортный анализ.
На проекте мы переживали, что трафик не выходит в окупаемость в разрезе 1 месяца и решили подключить систему аналитики.
Так вот, мы посмотрели в разрезе года на статистику и были шокированы.
Оказывается, лиды, которые пришли к нам в базу и не купили сразу, купили в течение года продуктов х5-х10 от того, сколько мы на них потратили.
Тогда мы поняли, что наш приоритет смещается с мгновенной окупаемости на набор новой аудитории.
Наш первый KPI для таргетологов выглядел так:
Очень простая и понятная метрика.
Единственный нюанс - у вас должна быть подключена система аналитика, которая позволяет отслеживать новых людей в вашей базе.
Модель №2. Квалифицированные заявки
Еще одна модель, связанная с заявками - это работа с квалификацией.
Опять же, данная модель не имеет смысла, если нет механизмов для оценки качества заявок.
У каждой компании свое понимание квалифицированности лида.
Допустим, в недвижимости - это люди, которые приняли звонок от менеджера и согласились на то, чтобы им отправили каталог с объектами.
Грубо говоря, квалифицированный лид - это человек, заинтересованный в продвигаемом продукте.
Вот, например, мой KPI на одном из проектов с расшифровкой
При достижении этого показателя специалист (я) получает бонус в размере 10% от месячного гонорара.
KPI по бюджету
Самая популярная модель в инфобизнесе. Я, как трафик-менеджер, не очень люблю модель работы за бюджет, потому что отлитый бюджет не гарантирует тебе ни качество заявок, ни окупаемость.
В этом плане я очень не люблю работать с агентствами по трафику, которые в большинстве своем работают исключительно за % от бюджета.
А при отсутствии результатов говорят: "Ну мы бюджет освоили профессионально. То, что у вас нет продаж, это значит в вашем продукте/воронке/посадке проблема".
Данная модель разумна и эффективна, когда вы знаете наверняка, что при любых показателях вы отобьете трафик и что самое главное здесь и сейчас - привести как можно больше людей.
Ниже пример мотивации в одном из проектов.
KPI по окупаемости
Пожалуй, самый логичный с точки зрения собственника способ оценки эффективности специалиста.
Трафик окупился - получаешь бонус, не окупился - не получаешь.
Здесь, правда, надо понимать, какая модель у компании. Опять же, есть проекты, где окупаемость идет на дистанции, поэтому важно учитывать этот момент.
Я знаю проекты друзей да и сам работаю в таком проекте, где указана минимально допустимая отрицательная окупаемость.
Тут все считается индивидуально на каждом проекте.
Ниже пример моих KPI в рамках окупаемости:
Комбинированный KPI
Логично, что существует много проектов, при которых не может действовать модель оценки эффективности только по одному показателю.
Грубо говоря: "Какой мне толк от 1000 квалифицированных лидов, если из них никто не купил?".
Или еще пример: "Что мне от твоей окупаемости 500%, если мы потратили 5.000 из заложенных 100.000 и прошлись только по базе?"
Какой выход?
Выбирать приоритетные метрики и делать комбинированные коэффициенты.
Здесь есть миллиард систем, комбинаций и тд - выбирайте то, что будет выгодно всем сторонам.
Примеры комбинаций:
- При бюджете N рублей должно быть не менее Х квалифицированных заявок.
- В месяц должно быть не менее X лидов. Процент квалификации лидов должен быть не менее Y%.
- При обороте компании в N рублей окупаемость холодного трафика по заказам должна быть не ниже, чем P%.
Выводы
Какую бы модель работы вы ни выбрали, она должна отвечать главному требованию: у вас должно быть желание достигать результатов и постоянно расти.
С таким подходом любой KPI не помеха!
Спасибо за прочтение.
Мои соц.сети:
Блог ВК
Блог в Telegram