Всем привет! Меня зовут Кирилл, в данный момент я практикующий таргетолог в ВК/ФБ и руководитель отдела трафика в онлайн-школе.В этой статье вы найдете мое видение того, как должен формироваться KPI у спецов в нашей сфере и мои личные кейсы.Бесплатный совет: никогда не начинайте работу по KPI с первого месяца. KPI вводится как минимум со 2 месяца работы.Мотивация или демотивация?В своей работе я разделяю KPI на 2 категории.Категория №1 - демотивационная система оценки.Так я называю систему, в которой спецу, чтобы заработать деньги, нужно "доказать", что он их достоин.Как это выглядит на практике?Клиент: "Смотри, у тебя бюджет N рублей, ты должен мне привести X заявок. Если не приведешь, деньги не получишь".Безусловно, это все заворачивают красиво и объясняют мотивацией развиваться и тд, но по мне - это чушь.Такая система приводит к текучке кадров и быстрому выгоранию спецов, потому что все, о чем они думают, это как не остаться без трусов в этом месяце.И категория №2 - мотивационная система.Это стандартная модель фикс+бонус. Модель, которая настроена именно на развитие специалиста. У спеца меньше стресса и давления каждый месяц, но есть возможность получить бонус.Лично мне близка эта модель.Вероятно, некоторые спросят: "Кирилл, а если спецу будет достаточно фикса, то как мотивировать увеличивать показатели?".Здесь 2 варианта:Делать фикс ниже среднего "комфортного" значения;Делать мотивацию такой, при которой специалисту будет просто невыгодно не делать супер результаты.С категориями разобрались.Теперь опишу несколько моделей мотивации, по которым работал я или работали мои друзья и несколько слов по каждой системе.KPI по заявкамСамая простая и логичная модель.Привел 1000 заявок - получил 1000 рублей.Но, как вы знаете, все самое простое - самое сложное.Недавно писал в своем блоге про KPI и вот какой комментарий получил:Специалист работает по такой системе, но у руководства возникает в какой-то момент вопрос: "Слушай, а почему это у нас из 400 заявок ни одной покупки?".Кто виноват: специалист или компания?В моем понимании, виноват тот, кто поставил и принял такие условия.Приведу пример из своего проекта по недвижимости в Дубае.За условные 1000$ я могу привести 1000 заявок из Индии и около 15 заявок из Европы. Но вероятность того, что заявка из Европы перерастет в сделку, выше в разы.Понимаете, о чем я?Мало привести просто заявку. Важно понимать, что это за заявка. И тут я предлагаю 2 модели работы:Модель №1. Новые лидыЕсть такая крутая штука как когортный анализ.На проекте мы переживали, что трафик не выходит в окупаемость в разрезе 1 месяца и решили подключить систему аналитики.Так вот, мы посмотрели в разрезе года на статистику и были шокированы.Оказывается, лиды, которые пришли к нам в базу и не купили сразу, купили в течение года продуктов х5-х10 от того, сколько мы на них потратили.Тогда мы поняли, что наш приоритет смещается с мгновенной окупаемости на набор новой аудитории.Наш первый KPI для таргетологов выглядел так:Очень простая и понятная метрика.Единственный нюанс - у вас должна быть подключена система аналитика, которая позволяет отслеживать новых людей в вашей базе.Модель №2. Квалифицированные заявкиЕще одна модель, связанная с заявками - это работа с квалификацией.Опять же, данная модель не имеет смысла, если нет механизмов для оценки качества заявок.У каждой компании свое понимание квалифицированности лида.Допустим, в недвижимости - это люди, которые приняли звонок от менеджера и согласились на то, чтобы им отправили каталог с объектами.Грубо говоря, квалифицированный лид - это человек, заинтересованный в продвигаемом продукте.Вот, например, мой KPI на одном из проектов с расшифровкойЛидов в месяц - не менее 1500, стоимость лида не более 90, квал.лидов по старой модели не менее 221, квал.лидов по новой модели не менее 90.При достижении этого показателя специалист (я) получает бонус в размере 10% от месячного гонорара.KPI по бюджетуСамая популярная модель в инфобизнесе. Я, как трафик-менеджер, не очень люблю модель работы за бюджет, потому что отлитый бюджет не гарантирует тебе ни качество заявок, ни окупаемость.В этом плане я очень не люблю работать с агентствами по трафику, которые в большинстве своем работают исключительно за % от бюджета.А при отсутствии результатов говорят: "Ну мы бюджет освоили профессионально. То, что у вас нет продаж, это значит в вашем продукте/воронке/посадке проблема".Данная модель разумна и эффективна, когда вы знаете наверняка, что при любых показателях вы отобьете трафик и что самое главное здесь и сейчас - привести как можно больше людей.Ниже пример мотивации в одном из проектов.KPI по окупаемостиПожалуй, самый логичный с точки зрения собственника способ оценки эффективности специалиста.Трафик окупился - получаешь бонус, не окупился - не получаешь.Здесь, правда, надо понимать, какая модель у компании. Опять же, есть проекты, где окупаемость идет на дистанции, поэтому важно учитывать этот момент.Я знаю проекты друзей да и сам работаю в таком проекте, где указана минимально допустимая отрицательная окупаемость.Тут все считается индивидуально на каждом проекте.Ниже пример моих KPI в рамках окупаемости:Комбинированный KPIЛогично, что существует много проектов, при которых не может действовать модель оценки эффективности только по одному показателю.Грубо говоря: "Какой мне толк от 1000 квалифицированных лидов, если из них никто не купил?".Или еще пример: "Что мне от твоей окупаемости 500%, если мы потратили 5.000 из заложенных 100.000 и прошлись только по базе?"Какой выход?Выбирать приоритетные метрики и делать комбинированные коэффициенты.Здесь есть миллиард систем, комбинаций и тд - выбирайте то, что будет выгодно всем сторонам.Примеры комбинаций:При бюджете N рублей должно быть не менее Х квалифицированных заявок.В месяц должно быть не менее X лидов. Процент квалификации лидов должен быть не менее Y%.При обороте компании в N рублей окупаемость холодного трафика по заказам должна быть не ниже, чем P%.ВыводыКакую бы модель работы вы ни выбрали, она должна отвечать главному требованию: у вас должно быть желание достигать результатов и постоянно расти.С таким подходом любой KPI не помеха!Спасибо за прочтение.Мои соц.сети:Блог ВКБлог в Telegram