Проверим коды на кассе

В этом году кассы научатся проверять маркированную продукцию на легальность и просрочку. С 1 апреля эта мера коснется сигарет и пива в кегах, чуть позже ― и других товарных групп. Собрали вопросы-ответы по теме.

Зина Цветкова, Эвотор
знает о маркировке всё 

С 1 апреля 2024 года вводится обязательная проверка кода маркированного товара в «Честном ЗНАКе» (оператор государственной системы маркировки, ГИС МТ, дальше для простоты будем везде писать ЧЗ).

Постановление Правительства РФ № 1944 от 21.11.2023.

Когда касса должна предупредить о проблеме:

  • Код не соответствует установленным структуре и формату
  • В ЧЗ нет информации о коде;
  • В ЧЗ нет информации о нанесении кода на товар или о вводе в оборот;
  • Товар с таким кодом уже продали ранее;
  • Продажа товара заблокирована/приостановлена по решению органа власти.
  • Товар продают по стоимости ниже или выше МРЦ (для сигарет);
  • У товара истёк срок годности (для молочной продукции, воды, пива).

Сроки ввода проверок по товарным группам:

С 1 апреля 2024 года — табак и пиво в кегах

С 1 мая 2024 года — для молочной продукции и упакованной воды в крупных торговых сетях (от 50 магазинов),

С 1 сентября — для молочной продукции и упакованной воды во всех остальных магазинах.

С 1 ноября 2024 года — для пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке, антисептиков, БАДов, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды, духов.

С 5 февраля 2025 года — для безалкогольных напитков.

Как работает механизм проверок?

Расскажем, как это реализовано у нас, в Эвоторе в сервисе «Маркировка». Продавец сканирует товар. ПО кассы обращается к ЧЗ и проверяет, всё ли в порядке. Если, по данным ЧЗ, продажа товара запрещена — касса уведомляет об этом продавца. Если проверка закончится успешно, то никаких дополнительных уведомлений не будет.

Если ответа от системы маркировки нет, то «Эвотор» проверит локально, продавался ли уже на ней код маркировки ранее и в этом случае предупредит кассира об этом.

Проверим коды на кассе

В будущем планируются оффлайн-проверки, где на кассе будет храниться база данных разрешенных к продаже кодов маркировки, что позволит проверять коды маркировки при отсутствии связи. Нужно только, чтобы касса все-таки иногда получала выход в интернет для синхронизации базы с ЧЗ. Но эта пока предполагаемая схема, и она может измениться.

А чем это отличается от проверок по ФФД 1.2, где мы получаем М-, М+ или М на чеке?

Проверка по ФФД 1.2 включает в себя три основных этапа: проверка формата кода, что код выпущен ГИС МТ и что он валиден. Если хотя бы одно из условий не выполнено ― то в бумажном чеке будет указано [М-]. Значит, товар не прошел проверку в ЧЗ. Если все три условия выполнены, то в чеке будет стоять [М+].

Статус [М] говорит о том, что одна или все проверки не были выполнены/пропущены (допустим, не было связи с ЧЗ).

Что такое ключ доступа?

Механизм онлайн-проверок тестируется с прошлого года без каких-либо технических ограничений. До 15 февраля 2024 года для использования онлайн-проверок предпринимателям нужно получить в личном кабинете ЧЗ ключ доступа на каждый ИНН и ввести его на кассе. С 15 касса сможет проверить код только при наличии собственного токена.

Если вы уже используете онлайн-проверки, то до 15 февраля нужно выпустить в ЛК ЧЗ токен и ввести его на кассе. Если вы пока не используете онлайн-проверки, то настраивать токен вам необходимо при активации онлайн-проверок.

Инструкция для выпуска токена на сайте ЧЗ.

Нужно ли подключать в Эвоторе?

На «Эвоторах» онлайн-проверка кодов была запущена еще в июле 2023 года. До ввода обязательной проверки, предприниматели могут сами выбрать проверять код или нет, а также запрещать или разрешать кассирам продажу.

Что делать, если код не прошел проверку ЧЗ?

В случае, если по данным проверки, код уже выведен из оборота, а вы точно уверены, что вы товар с этим кодом еще не продавали, следует проверить код бесплатным мобильным приложением ЧЗ. Если код имеет статус «в обороте», то его можно продавать. До старта обязательных онлайн-проверок такое может происходить, так как идет процесс отладки механизмов работы.

После старта таких ошибок быть не должно. Если ошибка все же возникла, то следует обратиться к производителю ПО.

Если, по данным проверки, код не нанесен на товар, не введен в оборот или его продажа заблокирована органами власти, проверьте еще раз приложением ЧЗ. Если в приложении код «в обороте», то товар можно продать. Опять же, до старта обязательных онлайн-проверок такое может происходить.

Если в приложении код «не введен в оборот» или его продажа заблокирована, то нужно уточнить порядок действий в справочном центре ЧЗ.

Замедлит ли проверка время продажи и обслуживание клиента (и создаст очереди)?

Проверка не должна задерживать продажи.

У нас, в Эвоторе, часть клиентов уже работает с онлайн-проверками и в среднем, по нашим данным, весь процесс занимает 100-300 мс. При этом ЧЗ все ещё продолжают оптимизировать его, вводя всё новые технические решения. Так что замедлений быть не должно.

Если проверка занимает больше 5 секунд, нужно проверить настройки (сканера, связи с ЧЗ или ОФД).

Если нет связи с ЧЗ, пропал интернет или т.п. что делать? Можно ли продавать маркированный товар?

Если ЧЗ недоступен, то товар можно продавать. Даже если нет связи с ЧЗ, «Эвотор» проверит статус кода на случай повторной продажи. Если код уже выведен из оборота на этой кассе, то «Эвотор» предупредит кассира.

В будущем, как мы уже писали, для таких сценариев планируется ввести оффлайн-проверку.

Также во время технических работ на стороне ЧЗ будет вводиться понятие «Аварийная ситуация». При проверке кода в ЧЗ на кассовое ПО будет поступать информация о том, что ЧЗ недоступен и действует аварийная ситуация. Во время действия аварийной ситуации и 3 дня после ее окончания можно продавать маркированный товар без онлайн-проверки кодов.

Все проданные за этот период коды маркировки будут сохраняться в кассовом ПО на определенный срок для случая проверок со стороны контролирующих органов.

33
Начать дискуссию