Карго-доставка из Китая: в чем риски?

Карго-доставка из Китая: в чем риски?

Когда предприниматели выбирают карго-доставку из Китая, они надеются сэкономить на НДС и других налогах. Но риски существенно выше — можно не получить груз, а также заплатить большие штрафы.

Меня зовут Павел Хейсин, я 8 лет вожу товары из Китая и развиваю логистическую компанию «Паритет». В этой статье подробно расскажу, чем еще рискует предприниматель, выбирающий карго, и объясню, почему официальная доставка выходит надежнее и дешевле.

Как работает карго

Карго используют, чтобы доставить груз с высокой фактурной стоимостью и не платить с него НДС и другие налоги в полном объеме. Для этого товар везут через Казахстан или Киргизию и декларируют на таможне по накладным, в которых указывают стоимость в 5-10 раз меньше. Для этого в контейнере могут перевозить несколько разных товаров, а в таможенной накладной фиксировать только один, самый дешевый.

При этом карго-перевозчики имеют связи на таможне и обещают клиентам, что при проверке груза не возникнет проблем. С первого взгляда кажется, что экономия стоит небольших рисков. Но риски при карго гораздо больше, чем кажутся.

Риск 1. Не получить товар или получить его не вовремя

Груз могут доставить не вовремя

Обычно компании, оказывающие услуги карго-доставки, имеют связи на таможне и грузы проходят через границу без препятствий. Но контролирующие органы могут организовать проверку на таможне или после ее прохождения. Если они обнаружат несоответствие товара накладной, то конфискуют или арестуют груз, а также доначислят его таможенную стоимость. Пока вы будете с этим разбираться, груз будет стоять на таможне.

Также груз может опоздать из-за того, что карго-перевозчики везут его сложными маршрутами и прячут в специальных хранилищах, чтобы избежать посттаможенного контроля.

Посредник может выкупить не тот груз, испортить его при перевозке или не доставить его вообще

Чаще всего карго-перевозчик заключает с вами формальный договор или вообще работает без него. Поэтому он может обмануть и не нести за это ответственности.

При карго-доставке груз могут потерять, украсть, или испортить — этот риск возрастает из-за того, что контейнеры с товаром часто перегружают с одного транспорта на другой. При этом фактически груз не застрахован. Перевозчик предлагает, так сказать, страхование за взнос в 3% от стоимости и, если груз будет утерян или сильно поврежден, он сможет возместить часть за счет общего «страхового фонда». Но получить эту компенсацию не всегда возможно, потому что перевозчик сам определяет, что является страховым случаем, а что нет.

Также товар могут украсть — известны случаи, когда грузчики или другие сотрудники изымали из машин небольшой ликвидный товар, например, видеокарты или телефоны.

Также при карго-перевозках клиент никогда не знает, где находится груз — перевозчик делает это специально. Если он будет передавать информацию о статусе перевозки, то ее могут обнаружить сотрудники таможни и устроить посттаможенный контроль.

А как при официальной доставке?

Заказывая официальную доставку из Китая, вы заключаете договор, в котором будет прописано, когда и какой товар нужно доставить и в какой срок. В договоре будут зафиксированы ответственность перевозчика и компенсацию, которую он выплатит при потере груза или срыве сроков доставки. Также, с официальными перевозчиками проще застраховать груз.

При официальной перевозке клиент всегда знает где находится груз. Чаще всего, клиент в режиме реального времени может следить за перевозкой или, как минимум, отслеживать статус перемещения.

Риск 2. Нести административную или уголовную ответственность

За отсутствие таможенной декларации

По номеру таможенной декларации налоговые органы могут отслеживать все операции — это происходит в системе «Налог-3». При карго-доставке часто указывают не тот номер декларации или вообще не указывают его. Если клиент не платит пошлину, соответствующую грузу, то нарушает закон.

Обнаружить это можно как на границе, так и при плановых проверках налоговой службы.

За недекларирование товаров юридическим лицам грозят штраф в размере от 50 до 200% стоимости и конфискация товара по решению суда. Кроме того, не избежать штрафа и должностным лицам. Если вы покупали товар не для продажи, а для себя, то вам может грозить такой же по размеру штраф за транспортировку, хранение и пользование незаконно ввезенными товарами.

Если налоговая служба обнаружит, что вы ввозили товары на сумму более 2 250 000 рублей без надлежащего оформления, то вам может грозить наказание за незаконное предпринимательство по статье 171 УК РФ. Причем необязательно ввозить товар на такую сумму за раз, это может быть период до трех лет. Наказание по статье 171 — штраф до 300 000 рублей, принудительные работы или арест на срок до шести месяцев.

За недоплату НДС

Когда товар пересекает границу, за него нужно платить НДС. При карго-доставке перевозчик может в документах зафиксировать, что оплатил налог, но не сделать это. Когда клиент, думая, что НДС выплачен, поставит его к вычету в декларации, налоговая обнаружит недоплату и проведет доначисление. Кроме суммы налога налоговая служба насчитает штраф и пеню (20-40% от суммы неуплаченных налогов).

Когда товар пересекает границу, за него нужно платить НДС. При карго-доставке перевозчик может в документах зафиксировать, что оплатил налог, но не сделать это. Когда клиент, думая, что НДС выплачен, поставит его к вычету в декларации, налоговая обнаружит недоплату и проведет доначисление. Кроме суммы налога налоговая служба насчитает штраф и пеню (20-40% от суммы неуплаченных налогов).

За обналичивание

Чаще всего карго-доставку оплачивают наличными и посредник не дает чеков или подтверждения оплаты. Если налоговая обнаружит вывод крупной суммы со счета компании, то может передать данные в прокуратуру, а та возбудит дело по статье 171 УК РФ о незаконном предпринимательстве или по статье 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей».

А как при официальной доставке?

При официальной доставке на груз оформляются все необходимые документы и платятся налоги. Также оплата происходит по безналичному расчету с предоставлением всех необходимых платежных документов.

Риск 3. Сложнее реализовать товар

При карго-доставке по серой схеме у клиента нет на руках государственной таможенной декларации, а значит товар нельзя поставить на учет. Без такой декларации уже сегодня куда сложнее продавать товар на маркетплейсах или в других официальных торговых сетях. Когда система маркировки «Честный знак» заработает на полную, продавать товары, ввезенные с помощью карго, станет практически невозможно.

Даже если у вас получилось продать товар без накладной, то налоговая может прийти с проверкой в течение трех лет, если увидит эту продажу в каких-либо системах учета. В итоге вам доначислят налоги до 40% от оборота и еще взыщут штрафы.

А как при официальной доставке?

Перевозчик оформляет полный пакет документов, с которым можно продавать товар, в том числе, размещать на маркетплейсах.

Риск 4. Потерять больше, чем сэкономить

Если карго-доставка пройдет удачно, то покупатель сэкономит в 5-10 раз на НДС и других налогах. Но если риски случатся, то финансовых потерь будет больше из-за:

— штрафов от налоговой,

— утери груза,

— увеличенных расходов при транспортировке. При карго груз везут через несколько стран, перекладывают с фуры на фуру и иногда переупаковывают.

А как при официальной доставке?

Официальная доставка дороже, но финансовую ответственность полностью несет перевозчик. Также при доставке груза от 1000 кг официальная доставка становится по цене выгоднее, чем карго.

Также на цену доставки влияет разница в курсах между рублем и юанем. При официальной доставке используется официальный курс. А при карго-доставке из-за обналичивания курс становится выше.

При утере груза или задержке сроков перевозчик заплатит вам компенсацию или страховая выплатит премию.

И самый главный риск — вы лишаетесь возможности развивать бизнес. При карго-доставке вам приходится контролировать каждый шаг и постоянно испытывать стресс. Вы фокусируетесь на поддержании бизнеса и упираетесь в свой стеклянный потолок, пока конкуренты растут и развиваются, используя при этом инструменты официальной доставки.

В итоге рисков при карго-доставке оказывается больше, чем выгод. И если раньше казалось, что за счет карго можно экономить и оставаться конкурентноспособным, то сейчас в 2024 году понятно, что самый правильный способ вести бизнес — оставаться в правовом поле. Для этого важно выбирать импортеров и посредников, которые готовы предоставить свои услуги легально и без рисков. Например, мы в компании «Паритет» предлагаем лучшие решения, чтобы оставаться в рынке и при этом доставлять товары официально.

В заключении собрал небольшой чек-лист, который поможет проверить перевозчиков на надежность.

Чек-лист. Как выбрать надежного перевозчика из Китая

Перед тем, как выбрать перевозчика, убедитесь, что он соответствует требованиям из списка:

  • Заключает официальный договор о перевозке. При карго-доставке посредник часто не заключает договор или оформляет его не полностью, например, не указывает сроки, вид товара, ответственность.
  • Использует безналичную оплату по счету. При карго-доставке компания принимает только наличные или просит произвести оплату сторонним фирмам.
  • Оформляет страховку. Отдельный плюс — если перевозчик предлагает выбрать подходящий тариф среди нескольких страховых компаний.
  • Перевозит по рыночной цене. У карго-перевозчика чаще всего цена ниже рыночной из-за того, что компания экономит на пошлинах и упаковке.
  • Указывает реальные сроки доставки. Если перевозчик обещает доставку за пару дней, вероятно, это пустые слова, и контрагент может сорвать сроки поставки.
44
Начать дискуссию