Галя хочет в отпуск, но кто же тогда решит пять ключевых проблем ритейла?

Галя хочет в отпуск, но кто же тогда решит пять ключевых проблем ритейла?

“Галя из магазина так устала отменять товар, что решила подать в отставку. Её заменили последние технологии. Теперь Галя спокойно отдыхает, а её единственное "отмененное" – будильник утром!”. Этот анекдот сочинил искусственный интеллект (ИИ), но нейросеть способна не только шутить про розничную торговлю, но и решать ключевые проблемы с помощью технологий.

Своевременное насыщение полок магазинов товарами повседневного спроса (FMCG), очереди в супермаркетах и мошенничество у касс - это далеко не все, но наиболее актуальные проблемы крупных ритейлеров. Такие факторы, как прозрачные стратегии ценообразования, продуманный запас товара на складах и своевременная помощь в магазинах влияют на прибыльность, удовлетворенность клиентов и общую эффективность. Есть пять болевых точек, которые ритейлеры не должны оставлять без внимания: полки, склады, покупатели, цена и персонал. Хорошая новость в том, что больше не надо ждать условную “Галю” с нужным товаром или его отменой. ИИ и IoT могут заменить и ее, а заодно, облегчить жизнь покупателям и продавцам. Нужно только понимать, как с помощью передовых ИТ- технологий решать ключевые проблемы в офлайн розничной торговле.

Проблема с наличием товаров на полках: кошмар ритейла

Отсутствие товаров на полках критично для ритейлеров FMCG, этот фактор прямо влияет на продажи, удовлетворенность клиентов и лояльность бренда.

Например, покупатель приходит в магазин и получает негативную эмоцию, так как его любимый товар:

  • отсутствует на полке;

  • имеет дефект или просрочен;

  • на полке цена одна, а на кассе другая.

Подобные ситуации - головная боль ритейлеров и директоров магазинов, возникают повсеместно. Это существенным образом сказывается на доходах магазина и сети в целом. Также в числе проигравших остаются поставщики, которые не получают достаточное количество продаж.

Спасти ситуацию поможет объединение технологий, которые образовывают лучший опыт в реализации контроля за товарами в магазинах:

  • компьютерное зрение контролирует наличие товаров на полках магазина в реальном времени в тех местах и тогда, когда это необходимо, чтобы избежать неэффективного использования;
  • ИИ вмешивается с алгоритмами машинного обучения и анализирует исторические данные для точного прогнозирования потребительского спроса;
  • RFID (Radio Frequency IDentification)* датчики и камеры используются для сбора информации по запросу от алгоритма и обогащают его данные в режиме реального времени. Алгоритм подсказывает как сократить расходы на установку камер и распознавание фотографий, на каких товарах необходимо устанавливать RFID датчики для лучшего контроля.

NB! При внедрении ИИ-технологий, нужно уделить особое внимание качеству данных, именно оно влияет на точность алгоритмов.

Важно понимать, что для качественной работы технологий компьютерного зрения и RFID, еще на старте проекта, нужны капитальные вложения финансов в инфраструктуру. Но этот фактор все реже оказывает влияние на решения компаний относительно инвестиций в модернизацию процесса контроля товаров на полке.

Галя хочет в отпуск, но кто же тогда решит пять ключевых проблем ритейла?

Улучшение опыта покупателей: от хаоса к удобству

Часто офлайн магазинам бывает сложно обеспечить плавный и приятный опыт покупок. Длинные очереди, неправильное расположение товаров и недостаточная помощь мешают удовлетворенности клиентов и создают негативное восприятие бренда.

Справиться с этим помогают предсказания и прогнозы на основе ИИ, технологии управляют потоком очередей и оптимизируют уровень персонала в пиковые часы. Компьютерное зрение, в свою очередь, помогает работникам в расстановке товаров и снижает количество неправильно размещенных предметов. Виртуальные помощники, такие как, чат-боты или мобильные ассистенты в приложениях FMCG сетей, используют обработку естественного языка и улучшают поддержку клиентов, предоставляя помощь в режиме реального времени. Повысить эффективность работы помогают также стационарные экраны установленные в торговых залах магазинов - от самых примитивных сканеров цен и помощников выбора вина до AR навигаций по торговому залу.

NB! Покупателям не нужно разбираться в ИИ и технологических процессах магазина, им нужно просто совершать покупки легко и с удовольствием.

Мало внедрить инновационные решения, важно правильно их эксплуатировать. Так, обеспечение качества данных в режиме реального времени гарантирует точность прогнозирования пиковых часов и спроса с помощью ИИ-моделей, а также помогает избежать операционных сбоев. А обучение и адаптация моделей компьютерного зрения к различным макетам магазина требует постоянной доработки. Кроме того, при внедрении виртуальных помощников нужно соблюдать баланс в коммуникации покупателей с технологиями. Например оптимизировать количество кликов, делать интуитивно понятный и простой интерфейс, предоставлять ёмкие, но полные ответы, без необходимости большого времени на изучение. Это поможет избежать перегрузки клиентов технологией.

Галя хочет в отпуск, но кто же тогда решит пять ключевых проблем ритейла?

Точность стратегии ценообразования: максимизация прибыли

Неоднородное ценообразование между каналами и конкурентами является проблемой для ритейлеров в секторе FMCG. Так, например, покупателю сложно оставаться довольным, когда он берет в магазине товар по акции, но на кассе оказывается, что акция давно прошла и его ввели в заблуждение. Плохо управляемые стратегии ценообразования приводят к убыткам и разрушению брендовой ценности.

Алгоритмы ИИ анализируют рыночные тенденции, ценообразование конкурентов и поведение потребителей, таким образом они создают динамические стратегии ценообразования. Модели предиктивного анализа помогают ритейлерам предвидеть оптимальное ценообразование для максимизации прибыли. Это обеспечивает конкурентоспособное, но прибыльное ценообразование для разнообразных товарных категорий.

Прозрачность алгоритмов ценообразования важна для построения доверия клиентов. Поэтому ритейлерам нужно справляться с регуляторными вопросами и этическими аспектами динамического ценообразования. Нахождение правильного баланса между конкурентоспособностью и прибыльностью требует постоянной доводки ИИ-моделей.

Галя хочет в отпуск, но кто же тогда решит пять ключевых проблем ритейла?

Точное управление запасами: снижение потерь

Если у ритейлеров нет достоверных сведений о запасах товара на складе, это приведет либо к избытку, либо к недостатку продукции. Кроме того, ведение дел “вслепую” способствует финансовым потерям, порче товаров и неэффективности поставок. Новогодние праздники хорошо иллюстрируют эту проблему, например, если магазине не верно просчитает потребность покупателей в сладких подарках, то конфет может не хватить всем желающим, или же, остаться в избытке. И в том, и в другом случае, ритейлер теряет прибыль. Сервисы контроля за исходящими сроками годности и модули на основе ИИ для динамического ценообразования на такие товары позволяют обеспечивать четкое исполнение планов продаж:

  • Внедрение машинного обучения (МО) помогает выровнять уровни запасов с потребительским спросом, влияет на доход и на усилия по обеспечению устойчивости;
  • Алгоритмы МО анализируют исторические данные, предсказывают паттерны спроса и оптимизируют уровни запасов;
  • Датчики IoT предоставляют информацию в реальном времени о запасах и их состоянии;
  • Технология блокчейн повышает прозрачность в цепи поставок, снижая риск подделки продукции.

Но внедрение ИИ в управление запасами требует надежной инфраструктуры данных и точных моделей прогнозирования спроса. Поэтому ритейлерам лучше предусмотреть инвестиции в датчики IoT и обеспечение их бесперебойной интеграции с существующими системами. Внедрение технологии блокчейн требует сотрудничества с поставщиками и партнерами. А постоянная доработка моделей предсказательной аналитики необходима для опережения эволюции тактик мошенничества.

Галя хочет в отпуск, но кто же тогда решит пять ключевых проблем ритейла?

Противодействие мошенничеству: обеспечение безопасности финансов

Ритейлеры FMCG часто сталкиваются с проблемами, связанными с мошенничеством, включая кражи, поддельные товары и транзакции. Так, например, только в 2022 году по оценке специалистов по безопасности количество краж в магазинах увеличилось примерно на 18-20%. Эти проблемы компрометируют доходы , уменьшают прибыль и портят репутацию бренда.

Для защиты от подобных инцидентов бизнес все чаще использует ИИ:

  • Компьютерное зрение в сочетании с алгоритмами МО выявляет необычное поведение в магазине посетителей и сотрудников, предотвращая внешние и внутренние кражи;
  • Модели предиктивной аналитики выявляют паттерны, характерные для мошеннических транзакций, анализируя финансовые потоки в режиме онлайн.

Здесь важна сбалансированность предотвращения мошенничества и конфиденциальности клиентов. Это подразумевает безукоризненное соблюдение ритейлерами законодательства и ясную политику мониторинга в магазинах. Кроме того, для успешного противостояния эволюции тактики мошенничества нужна непрерывная доработка моделей предиктивной аналитики.

Галя хочет в отпуск, но кто же тогда решит пять ключевых проблем ритейла?

Эра цифровой трансформации в розничной торговле FMCG

Большие данные, ИИ и IoT становятся надежными союзниками для ритейлеров. Цифровые технологии решают существующие проблемы и предоставляют инструменты для адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. Но для правильной реализации и успешного применения важно:

  • инвестировать в обучение персонала;
  • обеспечивать конфиденциальность данных клиентов;
  • эффективно управлять рисками.

Так, сотрудничество с надежными поставщиками технологий и построение интегрированных систем станут ключевыми факторами успеха в деле цифровой трансформации.

*способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах или RFID-метках.

Авторы:

Илья Абоимов, Руководитель продукта GROSA, Softline Digital

Роман Старцев, Директор по развитию бизнеса GROSA, Softline Digital

1010
Начать дискуссию