Не Китаем единым: как развиваются торговые отношения России с Индией и Турцией

До февраля 2022 года у российских компаний не было особых сложностей при выстраивании торговых отношений с западными и азиатскими странами. Ситуация сильно поменялась после начала военных событий и последовавших санкций со стороны Запада. Это в корне изменило расклад на логистическом рынке.

В новых реалиях российские организации стали больше ориентироваться на сотрудничество с соседними и азиатскими странами. Предпочтение отдается не только Китаю, Казахстану и Беларуси - главным торговым партнерам РФ, но и таким странам, как Индия и Турция. С этими государствами налажены доверительные экономические отношения, которые способствуют увеличению товарооборота.

Не Китаем единым: как развиваются торговые отношения России с Индией и Турцией

Особенности товарообмена между Россией и Индией

Поставки индийских товаров не были особо развиты до 2022 года. Однако в сложившихся реалиях Индия стала одним из ключевых торговых партнеров РФ. Согласно статистическим данным, по результатам 2023 года товарооборот между двумя государствами составил порядка 65 млрд. долларов. Это в 1,8 раз больше, чем в 2022 году. По прогнозам ведущих экспертов, в 2024 году этот показатель может увеличиться.

Примечательно, что из 65 млрд. долларов более 60 приходятся на поставки российских товаров. За счет этого Россия стала поставщиком №2 для Индии после Китая за прошедший год. Экспорт индийской продукции составил чуть более 4 млрд. долларов. Таким образом, на сегодня Индия расположилась на 13 месте среди международных поставщиков для России. Наиболее часто из этой страны провозятся в РФ такие виды товаров:

  • кофе и чай;
  • фармацевтическая продукция;
  • промышленное оборудование;
  • сотовые телефоны;
  • одежда и ткани;
  • запчасти для автомобилей;
  • продукты питания и фрукты.

В свою очередь из России в Индию регулярно транспортируются нефть, уголь, бумага, драгоценные металлы, удобрения. Хорошую прибыль российским аграриям принес сбыт гороха - в 2023 году его продали на общую сумму в 34 млн. долларов. Прежде продажи этого товара находились на нулевой отметке.

Варианты доставки из Индии в РФ и в обратном направлении

Транспортное сообщение с Индией возможно для российских компаний только по морю и воздуху. Это обусловлено особым географическим расположением страны - гималайские горы делают невозможными грузоперевозки автомобильным и железнодорожным транспортом.

У морской и воздушной доставки грузов из Индии в Россию есть свои особенности, которые нужно учесть. Перевозка по морю отличается длительными сроками - товар прибывает в пункт назначения через 30-45 дней. Отправка грузов возможна из большинства индийских портов. Имущество прибывает на Дальний Восток России, откуда может транспортироваться автомобилем в любую точку страны. Логистическая услуга выгодна для российских предпринимателей доступными ценами. К преимуществам перевозок по морю стоит также отнести большую вместимость морских судов. На них можно транспортировать грузы разных категорий, включая негабарит и опасные.

Воздушную доставку из Индии в Россию и в обратном направлении заказывают преимущественно при поставках продукции с малым сроком годности. Перевозка товара занимает 4-7 дней. Из-за быстрых сроков выполнения авиадоставка стоит значительно дороже морской грузоперевозки. Отправка грузов из Индии осуществляется из аэропортов Мумбаи, Дели и других крупных городов. Товар обычно транспортируется в Москву, откуда может быть доставлен на автотранспорте в любой населенный пункт РФ.

Тадж-Махал
Тадж-Махал

Трудности и перспективы логистики между Россией и Индией

Торговые отношения обоих государств развиваются быстрыми темпами. Однако сделки не всегда проходят гладко. Сложности с доставкой из Индии создает, например, недостаточно развитая транспортная инфраструктура. В этой стране качество дорог между городами оставляет желать лучшего - это приводит к трудностям с перевозкой грузов из одного населенного пункта в другой.

Сложности также нередко возникают у российских предпринимателей в ходе переговоров с индийской стороной. Для их успешного проведения нужно знать менталитет местных жителей. Поэтому целесообразно привлекать к деловым переговорам квалифицированных специалистов, хорошо разбирающихся в особенностях общения с индусами.

Несмотря на ряд сложностей при заключении сделок с индийскими поставщиками, товарообмен между Индией и Россией демонстрируют уверенный рост. В ближайшее время эксперты ожидают увеличение экспорта индийских товаров, в частности, сотовых телефонов, бананов, керамической плитки и черных металлов. Из РФ в большом количестве будут поставляться нефть, нефтепродукты и подсолнечное масло.

Особенности товарообмена между Россией и Турцией

Торговые отношения с турецкой стороной всегда имели важное значение для российских компаний. После введения санкционных мер товарообмен между двумя государствами резко пошел в гору. По данным статистики, с января по сентябрь 2022 года взаимная торговля России и Турции составила 47 млрд. долларов. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный отрезок времени годом ранее.

В 2023 году эта тенденция продолжилась. Аналитики констатировали увеличение турецкого экспорта в 1,8 раз в сравнении с 2022 годом, а российского импорта - в 2,2 раза. Таким образом, Россия стала поставщиком №1 для Турции, продав ей товары на общую сумму свыше 45 млрд. долларов.

Как показывают статистические данные, чаще всего из РФ в 2023 году ввозились такие виды товаров:

  • газ и нефть;
  • железо и сталь;
  • пшеница и мед;
  • алюминий и растительные масла.

Турция же поставляла России преимущественно:

  • цитрусовые фрукты;
  • запчасти для авто и прицепы;
  • нефтяные масла;
  • рыбу и женскую одежду;
  • бульдозеры и смолы.
Не Китаем единым: как развиваются торговые отношения России с Индией и Турцией

Внезапное снижение товарооборота

В конце 2023 года произошел заметный спад товарообмена между Россией и Турцией. Этому поспособствовала жесткая позиция США. Американские власти требуют от третьих стран четкого соблюдения санкционного режима при совершении торговых сделок. В противном случае нарушители будут занесены в санкционные списки - это не позволит им получать доступ к доллару, в котором выполняется порядка 50% всех международных транзакций. Соответствующий документ в конце 2023 года подписал Джо Байден.

Из-за опасений попасть под санкции многие турецкие компании отказались от торговых отношений с Россией. Те организации, которые продолжили сотрудничество с РФ, уже испытали на себя санкционные меры со стороны США. Однако следовать политике Запада стараются преимущественно крупные компании Турции. Небольшие фирмы остаются безразличны к санкциям. Это дает возможность российским предпринимателям продолжать сотрудничество с рядом турецких партнеров. Тем не менее, из-за санкций перспективы партнерства двух стран на ближайшее время остаются расплывчатыми.

Способы транспортировки грузов по направлению Турция-Россия

В отличии от Индии, Турция предлагает больше вариантов доставки товаров. Перевозить грузы в эту страну и в обратном направлении можно 4 способами:

1. Воздушными судами. Наиболее оперативный, но затратный способ. Товарные единицы доставляются в пункт назначения за 1-3 дня. Сначала груз прибывает в международный аэропорт. Затем осуществляется его поставка внутри страны с применением автомобильного или ЖД-транспорта. Авиадоставка актуальна при перевозках продукции с малым сроком годности и ценных грузов (денег, акций, драгоценностей).

2. Морским транспортом. Этот вариант доставки отличается доступными ценами. Сроки поставки зависят от дальности маршрута. Если перевозка осуществляется до Новороссийска, груз прибывает из Турции за 3-4 дня, если до Санкт-Петербурга - за 15-17 дней. Еще около недели может потребоваться на прохождение таможни и доставку внутри страны. Главный плюс этого варианта грузоперевозок в том, что можно транспортировать большие объемы материальных ценностей разных видов, включая негабарит.

3. ЖД-транспортом. Поезда подходят для перевозки практически всех видов грузов, за исключением ряда крупногабаритных товаров. ЖД-транспорт прибывает в Россию через Грузию. В этой стране товарные единицы перегружаются на другие поезда. Это необходимо из-за разной ширины железных дорог Турции и Грузии. Перегрузка товара заметно сказывается на цене логистической услуги, поэтому этот вариант грузоперевозок редко выбирается отправителями. В среднем ЖД-доставка занимает 3-4 дня.

Не Китаем единым: как развиваются торговые отношения России с Индией и Турцией

4. Грузовыми авто. При этом способе перевозок товары могут быть доставлены до двери получателя. Наиболее распространена транспортировка грузов из Стамбула в Москву и Санкт-Петербург, а также в обратном направлении. Перевозка организуется на еврофурах с вместимостью кузова до 25 тонн. Товары, нуждающиеся в поддержании особого температурного режима, перевозятся в рефрижераторах, оснащенных холодильными камерами и вентиляционными системами. Имущество доставляется автотранспортом в среднем за 10-15 дней.

По прибытии в Россию турецкие товары проходят таможенный контроль на границе. Аналогичная процедура выполняется при ввозе российских грузов в Турцию. Проверка товарных единиц и документов занимает несколько дней. Успешность прохождения процедуры зависит от того, насколько корректно подготовлены таможенные документы. Обращение в профессиональные логистические организации помогает исключить задержки с прохождением таможни.

11
Начать дискуссию