COVID-19. Почему зарубежным компаниям стоит обратить внимание на Российский рынок

COVID-19. Почему зарубежным компаниям стоит обратить внимание на Российский рынок

Вспышка азиатского вируса по своему масштабу в одночасье стала основной новостной темой всего мира. От этой проблемы не смогли дистанцироваться многие государства. ВОЗ с 11 марта объявила коронавирус пандемией, что не может не сказаться на мировой экономической ситуации. Эксперты бьют тревогу, а прогнозы не вызывают оптимизма. Давайте попробуем разобраться.

Нет сомнения в том, что сейчас мы наблюдаем социально-экономический феномен, который уже значительно повлиял на сырьевые и фондовые рынки ведущих экономик мира. Bloomberg оценивает возможный ущерб для мировой экономики в 2,7 триллиона долларов. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, при сценарии глобального распространения вируса рост глобальной экономики может снизиться в два раза, упав на 1,4-1,5%. Аналитики Bank of America предупреждают, что 2020 год может стать худшим для мировой экономики с 2009 года. Согласно их прогнозу из-за замедления роста экономики Китая темпы мирового экономического роста рискуют упасть до 2,8%. Так ли ужасны прогнозы аналитиков ведущих экономик мира?

COVID-19. Почему зарубежным компаниям стоит обратить внимание на Российский рынок

Сперва стоит обратить внимание на тот факт, что эпидемия разразилась в тот момент, когда мировые рынки уже были готову к спаду. Можно предположить, что к началу 2020 года глобальная экономика, фондовые рынки уже стояли на пороге начала сильного спада. Вспышка коронавируса сделала эту тенденцию видимой, став спусковым крючком. Начало экономического спада текущего года можно было бы объяснить последствиями торговых войн между Великобританией и ЕС, закончившимися выходом первой из состава Евросоюза, а также угрозой широкомасштабного военного столкновения между США и Ираном. Сейчас об этом мало кто вспоминает, а этот «вариант», между прочим, мог привести к очевидным негативным последствиям. Однако, как это часто бывает, все закончилось, не успев начаться. ключевые индексы фондовой биржи США и Российская Мосгорбиржа сумели обновить исторические максимумы. США оказалось от крупномасштабной военной операции против Исламской республики, что не спасло от среднесрочного падения нефтяные котировки, которые продолжили свое падение из-за коронавируса.

Попробуем разобраться Китаем. Не является секретом, что нынешний Китай является «Мировой фабрикой», проблемы которого эхом расходятся по всему миру. Не будем паниковать. темпы роста ВВП китайской экономики снижаются с 2010 года. Предыдущая волна роста пришлась на начало 2000-х годов. Как раз после преодоления азиатского кризиса 1997-1998-х годов. Данные факты достаточно точно иллюстрируют концепцию десятилетних циклов. Если сказать проще, то коронавирусная эпидемия по времени наложилась на окончание десятилетнего цикла. В широком смысле-мы стоит на пороге спада мирового экономического роста, процессы которого могут длиться до двух лет.

COVID-19. Почему зарубежным компаниям стоит обратить внимание на Российский рынок

Известно, что в начале марта индекс деловой активности в производственном секторе Китайской экономики резко понизился до 40 п. против 51 п. в феврале нынешнего года. Такая же ситуация наблюдается в сфере розничных продаж в соседнем Гонконге, месячное падение в которой составило 21,4%.

Интересным совпадением стал китайский новый год, с празднованием которого совпала эпидемия коронавируса. Традиционно на этот период приходятся многодневные каникулы и праздничные мероприятия из-за которых производства приостанавливаются. На этот раз после праздника производства просто не были возобновлены. Вследствии этого в китайский СМИ появилась информация об отмене многих сырьевых сделок: на поставку сжиженного газа и промышленных металлов.

Данные факты выявляют не только остановку производства автомобилей, бытовой техники и микроэлектроники, но и показывают уязвимость всей производственной цепочки предприятий всего мира, работающих на китайских комплектующих. Ясно, что нам, вследствии приостановки «мировой фабрики» не избежать резкого спада производства. Остается надеяться, что Китаю удастся возобновить производство в ближайшее время. Несомненно, что в перспективе коронавирус повлияет на образ и структуру мировой экономики.

А что в России?

COVID-19. Почему зарубежным компаниям стоит обратить внимание на Российский рынок

В данный момент товарооборот между Россией и Китаем из-за коронавируса существенно сократился. Если ситуация резко не улучшиться, то экономика России рискует понести серьезные убытки из-за снижения спроса на энергоносители, падения котировок на нефть, которое уже наблюдается. Немаловажную роль играет нарушение производственной и логистической цепочек с Китаем, что отражается не только на российской экономике. Однако большую проблему составляет для России не спрос и цены на энергоносители, а туристический поток из Китая, который оказывает значительное влияние на объем потребления в розничной торговле.

Многие эксперты в России рассматривают коронавирус как оправдание отсутствия роста, для которого необходимо увеличивать потребительский спрос внутри страны.

Почему в России не вводят карантин?

ВОЗ 11 марта признала коронавирус пандемией. Все новые страны объявляют о карантинных мерах как внутри границ, так и об ограничении транспортного сообщения с соседями. Так, в США на 30 дней остановлен въезд из Европы. Ранее въезд для иностранцев полностью закрыли Италия, Израиль, Индия. В России также предпринимаются меры безопасности: 11 марта было ограничено авиасообщение с Италией, Испанией, Францией и Германией. Однако в России вводить карантин не спешат. Попробуем разобраться почему:

в стране утвержден “Национальный план по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации”, который предусматривает различные алгоритмы действии в зависимости от ситуации. То есть на каждый шаг есть алгоритм действий, утвержденный Председателем Правительства, и на его базе приняты сегодня региональные планы. У нас пока ещё нет распространения новой коронавирусной инфекции. Пока это единичные случаи, которые позволяют нам не переходить к следующему этапу реализации национального плана. Пока мы реагируем как мы бы реагировали в случае, если бы это был обычный грипп.

В открытом доступе полностью этот план не размещён, и о том, какие шаги предусмотрело руководство страны, остаётся только догадываться по официальным сообщениям Роспотребнадзора. На 11 марта этапами Национального плана предусмотрен контроль за иностранными гражданами и туристами, вернувшимися из путешествий.

Вот что говорит нам Роспотребнадзор:

Во всех пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации проводится усиленный двойной контроль прибывающих из неблагополучных регионов лиц с использованием стационарного и переносного тепловизионного оборудования. По состоянию на 10.03.2020 досмотрено 387 807 прибывших из Китайской Народной Республики (КНР), из которых выявлено 135 человек с признаками инфекционных болезней. Досмотрено 24 891 человек, прибывших из Итальянской Республики, выявлены 32; досмотрено 10 713 из Республики Южная Корея, выявлено 11 человек; досмотрен 3 321 человек из Исламской Республики Иран, выявлены четыре. Во всех случаях проведён полный комплекс мер, позволяющий не допустить осложнений эпидемиологической обстановки.



Роспотребнадзор
<p>Фото: РИА Новости</p>

Фото: РИА Новости

Судя по словам Татьяны Голиковой, каждый регион РФ разрабатывает собственный план по борьбе с коронавирусом на основе Национального, соответственно, последовательность действий правительств и служб везде будет приблизительно одинаковой — с разницей лишь в масштабах. Меры борьбы с COVID-19, исходя из плана правительства Москвы, представляют собой три уровня.

  • Уровень «А» — самый простой, состоящий лишь из предупредительных мер. -Измерение температуры у всех пассажиров международных (межрегиональных в случаях с другими регионами) рейсов и сбор анализов на коронавирус у тех, у кого она повышена; Ежедневное измерение температуры в детских садах и школах; Дистанционная термометрия на некоторых станциях метро (в местах большого скопления людей); Отмена международных спортивных, культурных, научных мероприятий; Открытие стационаров-изоляторов в больницах; Поддержание стратегического запаса продуктов питания, медикаментов и средств индивидуальной защиты.

  • Уровень «Б», вводимый в субъектах при выявлении первого зараженного, — усиливает меры борьбы с вирусом. Выявление всех контактировавших с заболевшим и с его родственниками; 14-дневный домашний карантин для родственников и соседей заболевшего; Дезинфекция всех мест, которые посещал больной или члены его семьи, и квартир помещенных под карантин; Регулярная дезинфекция общественного транспорта, такси, вокзалов, аэропортов, заведений общепита и торговых центров; Закрытие школ, музеев, кинотеатров, библиотек, торговых центров, рынков, парков, стадионов, спортплощадок; Запрет на проведение любых массовых мероприятий.


  • Режим ЧС — вводится, если предшествующих мер оказалось недостаточно. Закрытие всех городских предприятий, кроме экстренных служб и ответственных за жизнеобеспечение; Прекращение работы общественного транспорта; Запрет въезда и выезда даже на личном транспорте; Комендантский час и патрулирование улиц.

При самом негативном сценарии развития эпидемии, похоже, режим ЧС может распространиться на всю территорию Российской Федерации. Однако пока, как можно судить по официальным новостям, в регионах России дальше уровня «Б» ситуация не заходит и по плану борьбы с Covid-19 карантин, вероятнее всего вводится не будет.

Так почему же зарубежному бизнесу укреплять позиции в России?

Во всей Европе сейчас введен карантин, от наших партнеров мы узнаем, что сотрудники, в основном, работают на дому. Торговые выставки не имеют такого эффекта, как имели раньше. Многие просто были отменены. Однако, это может быть поводом посетить ряд российских выставок, и в целом вложиться в российский рынок, который гораздо меньше подвержен панике. Например, прямо сейчас проходит Gifts Expo в Москве, прошла Fashion Industry, и планируется Interfood 14-15 Апреля, который также, вероятнее всего не будет отменен.

Если ваши зарубежные партнеры паникуют из-за пандемии и массово тормозят бизнес-процессы в Европе, имеет смысл предложить им сконцентрироваться на российском рынке, чтобы хотя бы частично отыграть потери на родном поле.

Мы в Eunion Capital, в частности прямо сейчас выставляем несколько брендов на Gifts Expo Moscow и активно агитируем партнеров укрепить позиции на российском рынке, пока вокруг хаос и паника. Сейчас активно готовимся к Interfood в СПб.

11
3 комментария

Умно, выманить баблишко до того, как все схлопнется, а потом ищи ветра в поле)

Ответить

По договору, если выставка отменяется, делаем другую, когда карантин кончится

1
Ответить

По договору, если выставка отменяется, делаем другую, когда карантин кончится

Ответить