Чёрный рынок карточек, жёсткие ответы на критику и планы на будущее – новое интервью Татьяны Бакальчук

Глава Wildberries Татьяна Бакальчук дала интервью YouTube-каналу «Основатели». Мы с интересом посмотрели полтора часа интервью и собрали для вас главное.

Чёрный рынок карточек, жёсткие ответы на критику и планы на будущее – новое интервью Татьяны Бакальчук

Про оборот WB

Оборот компании в прошлом году превысил 2,5 триллиона рублей, и по всем странам присутствия WB показал рост на 80%. При этом только половина товаров на WB – российского производства.

Про склады

Сегодня у WB по России 100+ складских объектов, включая непосредственно склады, сортировочные и распределительные центры.

Про OZON

«Мы очень хорошие конкуренты. Они очень классные ребята и приносят нам гораздо больше пользы, когда они существуют, как отдельная компания, чем если бы вдруг кто-то кого-то купил. Потому что я считаю, что правильная и здоровая конкуренция – это благо для всех. Благо для рынка, потому что рынок растёт. Благо для потребителей, причём не только покупателей, но и селлеров, и благо для самих компаний, потому что они не дают тебе расслабиться»,

— рассказала Бакальчук.

При этом Татьяна Бакальчук считает, что не только Озон является конкурентом Вайлдбериз, но и Яндекс.Маркет, и Мегамаркет. Она отметила, что у проекта Сбера есть бешеные ресурсы и огромная IT-составляющая, которые имеют большое количество пользователей всей экостистемы по стране

Про развитие электронной торговли в России

Бакальчук сказала, что Wildberries не сравнивает себя с оффлайн-ритейлом, но согласно исследованию INFOLine Retail Russia ТOP-100 2023 года, компания была на третьей строчке рейтинга учитывая конкуренцию с офлайном.

«Рынок e-com в России начал качественно развиваться не в пандемию, как мы иногда думаем, а с приходом Aliexpress. Игрок стал заливать рынок рекламными деньгами, чтобы люди поняли, что можно заказывать в интернете»,

– напомнила Татьяна Бакальчук.

Про главную проблему e-com и интернет-бизнеса

По словам главы Вайлдбериз, самая большая проблема – это различные мошеннические операции, и маркетплейс уже начал взаимодействие с различными юридическими институтами страны, чтобы решить эту проблему. «Нужно создавать и правовое поле, и правовые понятия в сфере интернет-торговли», – говорит Бакальчук.

Как Бакальчук отвечает на критику

Один из селлеров прислал к интервью вопрос, где спрашивал, как так получается, что сейчас на Wb чем больше ты работаешь, тем меньше получаешь. Реакция Татьяны была жёсткой.

«Это какой-то поклёп. Если бы была такая история, то у нас бы не росли обороты у наших селлеров, не росли бы налоги и количество селлеров на платформе. Этот пользователь не хочет пойти книжку по экономике почитать? Это же так и есть, чем больше у тебя оборот, тем меньше маржа с каждой проданной вещи, по-другому быть не может».

Идёт претензия ко мне, к компании. Меня это задевает. Я считаю, что я хороший человек, и компания Wildberries – это хорошая компания. У меня нет цели, чтобы этот человек зарабатывал меньше, тратя больше сил. И когда меня обвиняют в том, что я не делала, я пытаюсь разобраться. Сейчас у него нет возможности зарабатывать столько, сколько бы он хотел, потому что таких, как он – уже миллион. Это хорошо для страны в целом и для потребителей, а для него – плохо.

«Это нормально, что тут так кидают товары?»

Далее авторы канала пошли на склад WB и увидели сортировку. Они спросили у директора сервиса по развитию Wildberries Кристины Спиревой, нормально ли, что рабочие кидают товары.

Разумеется, вы бы не увидели, чтобы летел чайник или телевизор. В основном это вещи в мягкой упаковке. И если вдруг сотрудник кинет и не попадёт в нужное место – у него будет система демотивации,

– сказала Кристина.

Так что дорогие селлеры, обращайте внимание на упаковку товара!

После этого ведущие спросили у Кристины, почему компания два раза за месяц меняла тарифы для селлеров и какой объём хейта после этого получила компания.

Вы знаете, любое изменение, которое касается какой-то монетизации – мы ни разу не видели, чтобы нам говорили, что это суперкруто. Но мы на рынке логистических услуг держим самые низкие цены, у наших селлеров самые низкие затраты на логистику.

На чём зарабатывает WB?

  • На автоматизации. На том, какая сеть у нас есть, сколько покупателей и как сеть работает.
  • Любой предприниматель, который выходит на маркетплейс Wildberries, всегда найдёт своего покупателя. И за эту возможность WB берёт деньги.
  • Максимальная сумма, которую зарабатывают сотрудники маркетплейса (они все не в штате, а устроены по ГПХ) – 350 тысяч рублей.

В чём был конфликт Wildberries и партнёрских ПВЗ?

Сегодня порядка 60% пунктов выдачи заказов Wildberries – собственные, и только 40% приходится на партнёрские ПВЗ.

По словам Кристины Спирёвой, история была в оплате подменённого товара. Многие пункты выдачи заказов при возврате товара клиента не проверяли, что находилось внутри упаковки. И было выявлено достаточно больше количество подмен товаров. Wildberries вышел в паблик со словами, что партнёры обязаны проверять вещи на возврат, так как это – часть их обязанностей. Если этого не произошло и пошла подмена товара – то её оплачивает именно ПВЗ, так как продавец здесь точно не виновен.

В итоге WB реализовал возможность оспаривания этого процесса и провели достаточно большое количество обучающих мероприятий, чтобы сотрудники ПВЗ умели отслеживать подмены.

Минусы WB

Татьяну Бакальчук спросили, какие есть минусы у Wildberries. Она назвала два.

1) Компания управляется холократическим методом, когда полномочия и ответственность распределяется между самоорганизованными командами. У этого есть обратная сторона медали – люди могут делать всё без барьеров и запретов, но они могут забывать про ответственность.

Некий хаос, деструктивность и безалаберность – наша слабая сторона. Её нужно выстраивать

2) Неизбежная притирка команды при резком росте компании.

Поддерживает ли Wildberries внешние сервисы аналитики?

Татьяна Бакальчук сказала, что WB готово сотрудничать с сервисами аналитики маркетплейсов, но только не с теми, кто «занимается инфоцыганизмом»

Если ты предлагаешь нормальный, хороший продукт, то пожалуйста, велком, приходи.

Новости от WB

  • В ближайшее время у селлеров появится возможность в онлайн-режиме отслеживать, как происходит приёмка конкретно его товара.
  • Татьяна Бкальчук ещё раз зафиксировала, что компенсация за сгоревшие на складе в Шушарах товары будет не по себестоимости, а по той цене, как будто селлер продал товар.
  • Скоро Wildberries сделает релиз платформы WB PRO, где будут собраны все сервисы и люди, которые выстраивают свои бизнесы вокруг маркетплейса.
  • WB разрабатывает проект, как объединить предпринимателей Китая и Кыргызстана, у которых есть производственные мощности и селлерами из России, у которых есть понимание рынка. Это нужно, чтобы ещё сильнее.
  • На маркетплейсе знают, что существует чёрный рынок продажи раскрученных карточек среди селлеров. И компания думает, что с этим делать с этим процессом – запретить или возглавить.
  • В этом году WB будет активнее развивать платформы «WB Цифровой» и «WB Travel». Маркетплейс хочет, чтобы на одной площадке можно было и получать скидку на сертификат в салоне, и продавать услуги. Также Wildberries планирует выходить в нишу хенд-мейд товаров.

Автор: команда сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS.

44
5 комментариев

смех

1
Ответить

Почему именно?

Ответить

Согласен

Ответить

Все на ГПХ?

Ответить

Да, в интервью несколько раз акцентировали, что сотрудники складов, сортировочных центров оказывают услуги WB, а не являются работниками по ТК РФ

Ответить