Что такое обязательная маркировка, как маркировать товары и не получить штраф. Гайд для продавцов

Что такое обязательная маркировка, как маркировать товары и не получить штраф. Гайд для продавцов

По распоряжению правительства, с 1 марта 2025 года еще 11 категорий товаров подлежат обязательной маркировке. Сейчас таких категорий 17 и ещё 15 в экспериментальной группе. Возможно, сейчас вам не нужно маркировать товары, но в будущем ситуация может измениться. Так что знать о маркировке нужно всем продавцам, а производителям – особенно.

Разбираемся, что такое маркировка и как не нарваться на штраф.

Маркировка появилась в жизни селлеров в этом году. С 1 января Wildberries и Ozon требуют от продавцов обеспечивать обязательную маркировку. Как это выглядит? На упаковке товара располагается наклейка Data Matrix или, по-другому, КиЗ – контрольно-идентификационный знак. Это уникальный код маркировки, в нем зашифрованы данные о товаре, его характеристиках и производителе. Например, код на бутылке кефира содержит информацию о сроке годности и ветеринарном сертификате. А КиЗ на акцизных товарах хранит данные о допустимой минимальной стоимости.

Какие товары подлежат маркировке?

Сейчас есть два типа товаров, которые нужно маркировать: категории с обязательной маркировкой и пилотные группы – у производителя есть выбор маркировать эти товары или нет.

Перед введением обязательной маркировки проходит эксперимент, чтобы у производителей было время разобраться с системой и этапами маркировки. Участие бесплатное и добровольное. Соответственно, если вы не наносите маркировку на товары из пилотных групп, никаких санкций не будет.

Что такое обязательная маркировка, как маркировать товары и не получить штраф. Гайд для продавцов

С обязательной маркировкой, конечно, все иначе. Эти категории запрещено продавать без КиЗ.

Что такое обязательная маркировка, как маркировать товары и не получить штраф. Гайд для продавцов

Объясняем пошагово, как промаркировать товар.

Первый шаг – получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП). Она потребуется, чтобы зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак». КЭП можно получить в аккредитованных организациях, например, Федеральной налоговой службе. Для работы с ней необходимо специальное лицензированное программное обеспечение «Крипто-Про».

Второй шаг – подключение электронного документооборота. Он нужен для дальнейшей работы с «Честным знаком». Для этого выбирайте любого подходящего вам оператора из списка аккредитованных. Все они работают с «Честным знаком». В личном кабинете сайта есть интегрированный сервис ЭДО, но он подойдет только для селлеров с небольшими объемами.

Третий шаг – регистрируемся в «Честном знаке» по ссылке. Мы сделали все, что нужно и осталось подтвердить подпись и отправить заявку. Одобряют ее за сутки. На почту придет ссылка для входа в личный кабинет. Если вам нужен более подробный план, в разделе «С чего начать» есть пошаговая инструкция.

Шаг четвертый – описываем товары в каталоге. Внесите данные в Национальный каталог маркируемых товаров: вручную (инструкция) или через Excel (инструкция). Или импортируйте карточки из ГС1РУС, если пользуетесь.

Пятый шаг – доступ к регистратору эмиссии. Это устройство, которое генерирует зашифрованные цифровые коды и передает их в систему «Честный знак». Доступ к нему получают удаленно и бесплатно. Для этого нужно:

  • Подать заявление. Маршрут: раздел «Договорные документы» — вкладка «Предоставление кодов маркировки» — «Составить и отправить заявление».
  • Подписать договор. Маршрут: раздел «Договорные документы» — вкладка «Предоставление кодов маркировки» — «Проверить и подписать документы».
  • Заполнить анкету на получение. Тот же раздел – «Договорные документы».
  • Получить доступ после проверки анкеты.

Шестой шаг – заказать коды маркировки. Заполняете форму: нужно указать название товара и его описание. Каждый КиЗ стоит 50 копеек без учета НДС, некоторые коды и вовсе бесплатны.

Шаг семь – покупка оборудования. Для работы с КиЗ, понадобятся 2D-сканер или терминал сбора данных для считывания кодов и термо- или термотрансферный принтер для печати черно-белых и цветных этикеток. Печатать этикетки можно после получения статуса «Эмитирован».

Для импортеров вместо этого нужно:

  • Промаркировать товары на таможенном складе или на иностранном производстве. После этого обязательно отправьте отчет о нанесении кодов маркировки.
  • Заполнить таможенную декларацию с информацией о маркированных товарах. Декларация подается в электронной форме.
  • Сообщить в Честный знак, что товары продаются.

Восьмой шаг – нанести маркировку. У вас есть 60 дней после покупки КиЗ, чтобы ввести их в оборот, то есть распечатать, наклеить и внести данные в систему. За несоблюдение срока – штраф.

Кстати, о штрафах

Производство, продажа, хранение и покупка товаров без маркировки наказываются штрафом и, возможно, конфискацией всей партии. Сумма штрафа зависит от объема и категории товара.

Что такое обязательная маркировка, как маркировать товары и не получить штраф. Гайд для продавцов

Что делать, как продавать

Все продавцы должны внимательно следить за обновлениями в сфере маркировки. Маркировка позволяет потребителям быстро идентифицировать товар, узнать его происхождение, состав, срок годности и другие важные характеристики. Неправильная маркировка или отсутствие необходимой информации может привести к штрафам и проблемам с законодательством. Поэтому продавцам следует тщательно относиться к маркировке товаров и уделять этому достаточное внимание.

1
1 комментарий

С 1 апреля 2024 года многие товары попали под маркировку Честный знак, но это еще не все.
Маркировка Честный знак внедряется постепенно и да, важно отслеживать сроки обязательной маркировки. Они есть на сайте ЧЗ.

Ответить