Как заказчику защитить себя на торгах? Этап 2: оценка заявок поставщиков

Продолжаем публикацию серии материалов, посвященных защите заказчика от рисков при проведении закупки. Первая статья была посвящена этапу подготовки закупки. Сегодня расскажем, как правильно провести следующий этап – оценку заявок, поданных поставщиками.

Как заказчику защитить себя на торгах? Этап 2: оценка заявок поставщиков

Оценка заявок

Для оценки заявок можно использовать любые критерии – ценовые, квалификационные (опыт работы, квалификация сотрудников, репутация и т.п.), характеристики ТРУ, условия исполнения договора (срок исполнения, отсрочка платежа, гарантийный срок и т.п.) и другие. Главное – прописать эти критерии в Положении о закупке: если заказчик применяет критерии, которых в его Положении о закупке нет, поставщики могут это обжаловать.

Очень важно руководствоваться целесообразностью применения тех или иных критериев и их веса, иначе результат оценки может вас неприятно удивить. Пример подобной ситуации (см. таблицу):

<p><i>Критерии и их вес установлены таким образом, что победил поставщик, предложивший максимальную цену – на 40% выше среднерыночной, – зато с наибольшим опытом работы. Есть предположение, что заказчика вряд ли обрадовали результаты конкурса…</i></p>

Критерии и их вес установлены таким образом, что победил поставщик, предложивший максимальную цену – на 40% выше среднерыночной, – зато с наибольшим опытом работы. Есть предположение, что заказчика вряд ли обрадовали результаты конкурса…

Антидемпинговые меры – защита от аномально низких ценовых предложений

Демпинг – это умышленное снижение цены с целью устранить конкурентов. Такие цены существенно ниже рыночных, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Для закупок 44-ФЗ демпингом считается снижение ценового предложения более чем на 25% от НМЦК. При конкурсных закупках товаров, работ и услуг подобный способ ведения бизнеса считается незаконным. Заказчики по 223-ФЗ могут устанавливать критерии демпинга самостоятельно с учетом особенностей своих конкурентных процедур, но обычно тоже применяют значения в 20-25% - от НМЦК либо от средней стоимости всех поданных заявок.

Антидемпинговые меры должны защитить заказчика от недобросовестной конкуренции и участников конкурсных процедур и снизить риски того, что победитель закупки не исполнит контракт или исполнит некачественно.

223-ФЗ не предусматривает ограничений для использования антидемпинговых мер заказчиками – применять можно любые способы, которые прописаны в Положении о закупках и не содержат признаков ограничения конкуренции.

Рассмотрим подробнее антидемпинговые меры, наиболее часто применяемые при работе по 223-ФЗ:

  1. Отклонение заявки с демпингом. Автоматически применять данный инструмент для любой заявки с признаками демпинга в целом нецелесообразно. Сама по себе низкая цена не означает неспособности поставщика качественно исполнить контракт. Возможно, при подготовке закупки вы неправильно определили НМЦК. Возможно, у поставщика есть эксклюзивные условия от производителя, и он вполне способен поставить товар по заявленной цене. Могут быть и другие неизвестные вам причины, по которой поставщик, предложивший цену значительно ниже НМЦК, всё же вполне способен такой контракт выполнить. Кроме того, ФАС может усмотреть в отклонении такой заявки признаки ограничения конкуренции. Поэтому данный инструмент нужно применять точечно, тщательно разобравшись в ситуации и дав поставщику возможность обосновать цену. Приведем пример:

    Проводилась закупка на оказание охранных услуг методом запроса котировок. Цена предложения победителя оказалась равной 3 118 752 руб. Однако, согласно трудовому законодательству, совокупный размер одной только заработной платы сотрудников, привлекаемых к оказанию услуг, доложен составлять не менее 3 631 608 руб. УФАС вынесло в адрес победителя закупки предупреждение о недопустимости недобросовестной конкуренции. Но суд признал предупреждение незаконным и отменил его: исполнитель оказывает заказчику услуги в полном объеме в соответствии с договором, зарплата охранникам начисляется в размере, соответствующем трудовому законодательству, а дополнительные расходы по исполнению договора (в том числе на отчисления в ПФР и ФСС) покрываются за счет прибыли от других контрактов организации. Коммерческая организация вправе устанавливать ту цену, при которой она в силах оказывать охранные услуги с учетом своего финансово хозяйственного положения.

  2. Обоснование цены (гарантийное письмо от производителя, документы, подтверждающие наличие товара на складе, прайс-листы на материалы, документы, подтверждающие стоимость аренду и объем расходов на оплату труда и т.п.). Это позволит выяснить, за счет чего поставщик имеет возможность снизить стоимость договора. Потребовать расчет цены можно во время подачи заявки или при заключении договора.

  3. Подтверждение добросовестности (наличие ранее заключенных контрактов, которые были исполнены без нареканий).

  4. Установление требования к обеспечению исполнения договора (если для заявок без демпинга его не было) либо установление увеличенного в 1,5 раза обеспечения (если оно было).

  5. Изменение значимости ценового критерия (без демпинга вес ценового критерия 80%, с демпингом 20%).

  6. Дополнительные требования при исполнении договора (более строгая приемка, привлечение экспертов, выездные проверки и т.д.).

Существуют и другие антидемпинговые механизмы – например, требование обеспечения заявки или условие исполнения договора без аванса, но на практике при работе по 223-ФЗ они применяются гораздо реже. Антидемпинговые меры по 223-ФЗ можно использовать по отдельности или в любом сочетании.

В следующей, заключительной, статье мы поговорим о способах снижения рисков заказчика на этапе исполнения договора. А пока – ждем вас в нашем ТГ-канале! Там много полезного для заказчиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

33
Начать дискуссию