Как COVID-19 повлиял на интернет-коммерцию в Китае

В это тяжелое для всех предпринимателей время, будет полезно узнать как изменился рынок онлайн-торговли в Китае — стране, которая первая справилась с вирусом COVID-19, причиной появления которого сами же и стали. Эпидемия серьезно изменила типичный образ жизни многих китайских граждан. Данные экономические изменения будут иметь среднесрочное и долгосрочное влияние на потребительские привычки в Китае и, скорее всего, и в остальных странах мира.

Эффект первого порядка

По мере того, как Китай вступает в пятый месяц подтвержденных случаев нового коронавируса, данные постепенно начинают давать более детальную картину корректировок, вносимых китайскими потребителями. Данные WPIC (консалтинговая компания, которая помогает мировым брендам с их веб-присутствием в Китае) показывают, что закупки, связанные с активным отдыхом на свежем воздухе, значительно сократились — на 40-50%.

​По данным онлайн-гипермаркета Tmall покупки спортивной обуви (оранжевый) и походного снаряжения (зеленый) упали.  Изображение предоставлено TechNode
​По данным онлайн-гипермаркета Tmall покупки спортивной обуви (оранжевый) и походного снаряжения (зеленый) упали.  Изображение предоставлено TechNode

Сокращение потребления может быть искажено усилиями китайского правительства по стимулированию физической активности до эпидемии, но реальность почти повсеместного сокращения времени, проводимого на открытом воздухе, заметна, и, несомненно, будет сохраняться до тех пор, пока граждане Китая не вернутся к нормальной жизни. Аналогичный тренд следует ожидать и в России, например, сеть магазинов спортивных товаров «Спортмастер» временно закрыла 314 своих магазинов в России до 1 мая.

Классический офлайн ритейл еще больше пострадал от изменений в поведении потребителей и их осторожности в отношении коронавируса. До недавнего времени правительство поощряло людей оставаться дома и избегать повседневного общения. Это означает, что уменьшается объем пешеходного трафика, от которого зависят обычные магазины.
Для сектора экономики, уже находящегося под давлением сдвига парадигмы в сторону онлайн-покупок, воздействие COVID-19 может нанести сокрушительный удар. Это не значит, что потребители вообще воздержались от покупок — это далеко не так. Некоторые повседневные продукты на платформах электронной коммерции даже демонстрируют скромный рост по сравнению с прошлым годом (данные WPIC). Набор покупок, надо сказать весьма интересный.

​Продажи товаров повседневого спроса на Tmall. Машинки для стрижки волос (оранженый), пижамы (зеленый), венчики для взбивания яиц (синим) Изображение предоставлено TechNode
​Продажи товаров повседневого спроса на Tmall. Машинки для стрижки волос (оранженый), пижамы (зеленый), венчики для взбивания яиц (синим) Изображение предоставлено TechNode

Почему? Потому что многие потребители начали агрессивно покупать в Интернете товары, которые могли бы купить в офлайн магазинах, если бы не вспышка болезни. Китайская компания Meicai (платформа электронной торговли свежими продуктами питания), объявила, что примет на работу дополнительно 6000 водителей и 4000 сортировщиков продуктов питания из 40 городов по всему Китаю, чтобы справиться с повышением потребительского спроса.

Растут продажи медицинских товаров, таких как защитные маски, лекарства, продаваемые без рецепта, и все, что помогает в борьбе с коронавирусом. Также видно, что более широкие категории продуктов "здоровье" и "питание" продаются исключительно хорошо. Например, витамины и нутрицевтики в онлайн-поиске и продажах увеличились в три раза.

Таким образом, китайские потребители, откладывая покупку новой пары кроссовок, покупают все, что, приведет к повышению шансов на поддержание хорошего здоровья и предотвращение распространения вируса.

Аналогичный всплеск активности в Интернете наблюдается и в сфере продаж продуктов питания и свежих продуктов. Еженедельное количество онлайн-поисков свежих продуктов на Baidu за первые два месяца 2020 года выросло с 273% до 2800% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные предоставлены Discripto, инструментом данных WPIC).

​Пик продаж продуктов питания и поисковых запросов. Увеличение покупок лапши быстрого приготовления (оранжевым), увеличение числа поисковых запросов в Baidu по свежим продуктам Изображение предоставлено TechNode
​Пик продаж продуктов питания и поисковых запросов. Увеличение покупок лапши быстрого приготовления (оранжевым), увеличение числа поисковых запросов в Baidu по свежим продуктам Изображение предоставлено TechNode

Заказы свежих продуктов промышленных масштабов (кулинарные ингредиенты и специальные ингредиенты для ресторанов) полностью прекратились на платформах электронной коммерции, но индивидуальные и семейные заказы свежих продуктов возросли. Это говорит о том, что все больше и больше потребителей обращаются к электронной коммерции в качестве средства для пополнения своих холодильников. И поскольку угроза распространения эпидемии постепенно уменьшается, возникает закономерный вопрос, вернутся ли потребители к своим старым привычкам, испытав относительную легкость и удобство покупок в Интернете?
Например, данные WPIC показывают, что продажи лапши быстрого приготовления выросли на 71-520% г/г (в зависимости от недели). Кроме того, значительно увеличились загрузки приложений по продаже свежих продуктов, таких как Hema Fresh, Dingdong Produce, JD Home и другие, выросли в App Store (в некоторых случаях попадая в пятерку лидеров). Например, сервис Meicai.com, в начале года был занимал 120-140-е место, а сейчас в разгар эпидемии вышел 4-е место в рейтинге.

Автоиндустрия в Китае является еще одним сектором, сталкивающимся с серьезными сбоями из-за воздействия Covid-19. Помимо того, что цепочка поставок сектора особенно уязвима для вируса, китайские потребители также сократили покупки автомобилей в автосалонах. Первоначально это могло быть связано с правительственными ограничениями на мобильность и поездки, что означало отсутствие клиентов в торговых центрах и автосалонах. Однако сейчас, по данным RIWI (опросы на основе ИИ), те же клиенты ведут себя гораздо более консервативно и не тратят деньги в ситуации экономической неопределенности, которая возникла из-за коронавируса. Те, кто думал о том, чтобы зайти в дилерский центр и купить автомобиль, теперь передумали.

В конце концов, покупки автомобилей вернутся, но что означает эта неспособность получить доступ к дилеру в долгосрочной перспективе? Как минимум, это дает возможность совершать интернет-покупку автомобиля. Tesla уже давно продает свои электромобили через сайт, доставляя их клиентам прямо к подъезду. И по мере того, как у молодого поколения (миллениалы и поколение-Z) растет экономическая мощь, именно они становятся теми самыми потребителями, которым будет удобнее покупать свои машины через Интернет (в отличие от их родителей, бабушек и дедушек).

Следует отметить, что повышенная склонность к онлайн-шопингу наблюдается не только благодаря Covid-19. Частично росту проникновения электронной коммерции в китайских городах также способствуют: рост числа среднего класса, имеющего более широкий доступ к онлайн ритейлерам; быстрое продвижение и внедрение мобильного шопинга; и китайские ритейлеры, инвестирующие большие средства в омниканальность. Все эти факторы привели к новой реальности, в которой розничный онлайн-рынок занимает 25% от общего объема розничных продаж в Китае. Эти факторы сыграли свою роль задолго до того, как в Ухане был диагностирован первый случай нового коронавируса.

Тем не менее, ситуация в провинции Хубэй и по всей КНР, похоже, вызвала ускорение движения к онлайн продажам. Вспышка эпидемии вполне могла побудить кого-то, кто раньше посещал местный магазин витаминов, автомобилей и продуктов, обращаться к онлайн-ресурсам. И если опыт электронной коммерции оказался удачным, то ничто не мешает этому человеку продолжать использовать интернет-технологии для приобретения этих товаров еще раз в будущем, особенно когда китайские платформы вкладывают значительные средства в создание положительного опыта покупок в Интернете, предназначенного для удержания пользователей.

Эффект второго порядка

Что будет особенно интересно наблюдать в ближайшие месяцы и годы, так это эффекты Covid-19 второго порядка по всему спектру потребления в Китае.

Например, ведущая платформа социальной электронной коммерции Pinduoduo объявила, что презервативы и противозачаточные средства являются сейчас одними из самых популярных предметов для продажи. Ясно, что, хотя люди, возможно, имели больше секса, чем они были до вспышки, очевидно, что они не занимаются деторождением. Люди не уверены, как долго продлится этот вирус, и на данный момент откладывают рождение детей. Для экономики, которая зависит от роста населения, это будет иметь серьезные последствия.

Например, ведущая социальная платформа электронной коммерции Pinduoduo объявила, что презервативы и противозачаточные средства сейчас являются одними из самых популярных товаров для продажи на своей платформе. Очевидно, что люди, сейчас занимаются сексом больше, чем до вспышки эпидемии, то, что они, очевидно, не хотят делать — это размножаться. Люди не уверены в том, как долго продержится коронавирус, и в данный момент откладывают рождение детей. Для экономики, которая полагается на рост населения, это будет иметь серьезные последствия.

Сразу можно вспомнить про сегмент "мать-ребенок" в Китае, объем которого ежегодно составляет около 9,62 млрд. юаней (103,1 млрд руб), по состоянию на 2018 год и продолжает расти. В результате вируса этот сектор будет иметь массовый спад, через 6-9 месяцев. От молочной смеси до игрушек, пеленальных одеял и бюстгальтеров для кормящих матерей — производители этих изделий должны подготовиться к холодной осени этого года.

В дополнение к изменениям в секторе одежды в Китае, ожидается, что также сильно пострадает сектор недвижимости. В феврале этого года, когда продажи недвижимости замерли, китайские потребители будут держать свои деньги в течение следующих нескольких месяцев, в то время как экономика страны полностью вернется к уровню, предшествующему вирусу.
В конце февраля 34% китайских респондентов заявили, что они могут выжить только один месяц на своих текущих уровнях накоплений (33% заявили, что могут продержаться два месяца). Это означает, что, как и в случае с автомобилями, крупные покупки, такие как жилье, будут откладываться, пока потребители не почувствуют себя более экономически безопасно.

Не стоит забывать и про психологическое воздействие Covid-19. По мере того, как китайские родители и студенты становятся свидетелями того, как кажущиеся дезорганизованными США, Великобритания и ЕС, судя по их реакции на эпидемию (особенно по сравнению с КНР), они все больше и больше будут колебаться, чтобы использовать возможность получить образование за границей.

Кроме того, с учетом того, что тысячи китайских студентов за границей выгнали из общежитий в связи с закрытием университетов и колледжей по всей территории США, перерыв в образовании, который они получат образования, только облегчит их отчисление.

По данным опроса RIWI, 39% китайских респондентов уже считают, что отечественное высшее образование является для них наилучшим вариантом (за ним следуют 26% в США, 13% в Европе и 9% в Канаде). Ожидается, что в ближайшие месяцы такие настроения внутри страны будут увеличиваться по мере того, как в остальном мире экономика остановится, а Китай вернется на прежние уровни. Так же, как психологические последствия финансового кризиса 2008 года навсегда изменили поведение жителей Северной Америки и Европы, ожидается, что Covid-19 окажет влияние на психологию китайских родителей и детей.

Продлится ли тренд онлайн-ритейла?

Последствия Covid-19 для Китая и мира еще предстоит выяснить. Но недавняя история с другим вирусом дает некоторое представление о том, что может ожидать мир: вирус SARS — один из наиболее очевидных аналогов для оценки влияния нового коронавируса. Атипичная пневмония также зародилась в Китае и распространилась практически на все континенты. Вирус заразил около 8000 человек и унес почти 800 жизней по всему миру, что составило 0,5-1,0% падения китайской экономики в 2003 году и незначительно повлияло на мировую экономику в целом. Однако его более широкое экономическое влияние было, вероятно, минимальным.

По состоянию на конец марта Всемирная организация здравоохранения сообщила о более чем 3200 связанных с Covid-19 случаях смерти только в Китае и заражении людей в более чем 150 странах мира. Очевидно, что вспышка коронавируса является более распространенной и разрушительной, чем что-либо до нее. Поэтому можно ожидать более тяжелых и длительных последствий для экономики Китая. И хотя продажи определенных продуктов выиграли от корректировок, сделанных китайскими потребителями, стратегическое положение Китая в мировой экономике в качестве основного узла в цепочке поставок сейчас значительно отличается от того, каким оно было во время вспышки атипичной пневмонии.

Быстрые и решительные действия китайских властей в области здравоохранения сдержали распространение вируса и снизили общее число заболеваний. Потенциальный мировой кризис в области здравоохранения, вызванный вирусом Covid-19, серьезно воспринимается как национальными, так и международными органами во всем мире.

Возвращение к нормальной жизни в Китае и во всем мире не является неизбежным. Когда речь зайдет о китайских потребительских привычках, "нормальность" до и после коронавируса будет другой. Потому что если идея о том, что электронная коммерция часто является более удобным и все более распространенным способом делать покупки, не была распространена среди некоторых людей до эпидемии, то теперь, когда эти люди обратились к Интернету, чтобы купить продукты, которые помогают им жить, это вполне может стать их новой привычкой и в будущем.

Стоит также добавить, что после карантина в Китае бум разводов и внутреннего туризма, но это уже совсем другая история.

P.S. Данный материал с небольшими дополнениями переведен с иностранной статьи и опубликован с разрешения TechNode Russia

55
13 комментариев

Комментарий недоступен

О коронавирусе и летучих мышах писали в журнале Nature еще в 2017 году, уже тогда Уханьские ученые предупреждали о возможной пандемии, а сам вирус изучается с 2002 года. В этот же период были зарегистрированы первые случаи заболевания атипичной пневмонией, которая получила название "тяжелый острый респираторный синдром". 

У вас указано, что изображения «предоставлены TechNode», хотя TechNode вам ничего не предоставлял, вы просто позаимствовали их с сайта, а заодно  и целиком текст статьи How Covid-19 has affected online retail in China, и добавили пару абзацев про Россию.

Следовало бы упомянуть автора текста (здесь — Джейкоб Кук) и дать ссылку на первоисточник, иначе можно ввести читателей в заблуждение, будто вы сами написали всю статью.

Да, я указал первоисточник и согласовал размещение с TechNode Russia. 

Здравствуйте, я студентка-маркетолог, обучаюсь в Кубанском Государственном университете, провожу опрос для научного исследования, буду очень благодарна если пройдёте данный опрос на тему использование интернет рекламы в бизнесе, это не займёт у вас много времени, опрос носит исключительно научно-образовательный интерес, заранее спасибо)
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSduw8lI_jnknsLFLEQqCCPoBHYPhqd_cs31TLjrhoyTJNioLw/viewform


Опрос об использовании интернет-рекламы
Данное исследование носит исключительно научный интерес, спасибо, что уделили время)
DOCS.GOOGLE.COM