Вангуй резон, продавай на Озон: как будут торговать в интернете через 5 лет

<p>Алмаз Индиго, спасший множество россиян от гномиков, пользуясь экстрасенсорными способностями</p>

Алмаз Индиго, спасший множество россиян от гномиков, пользуясь экстрасенсорными способностями

Все знают про парня и самую дорогую пиццу стоимостью 10 тысяч биткоинов. Дорогостоящие ошибки — увы, обыденность, в том числе для спецов. Сооснователь Apple не захотел рисковать и продал все свои 10 процентов акций Apple за 800 долларов (нетрудно подсчитать во сколько ему обошлась каждая последующая слезинка) . Сосед Цукерберга по комнате в Гарварде отклонил предложение и не стал участвовать в разработке известной соцсети. В общем, shit happens.

Я не к тому, что нужно рисковать, хаотично разбрасывая инвестиции — и все у вас будет хорошо. Продать акции за 800 долларов — это не всегда плохо. В скольких гаражах были рождены технологические проекты, которые в этих же гаражах и умерли?

Целясь в шоколадку с золотым билетом, ты играешь в рулетку. Никогда не будет гарантии, что ставка сыграет. Но это не означает, что не надо пытаться угадать, на что ставку делать, ведь в одной из шоколадок золотой билет все же есть.

<p>Пора делать бабки</p>

Пора делать бабки

На связи Валентин Марченко. Я — сооснователь и директор по развитию бизнеса в Спикс, сервисе умных ответов и аналитики отзывов для маркетплейсов. Мы следим за трендами и технологиями в e-com, чтобы делать нашу работу и опыт клиентов лучше. К тому же, в e-com огромное количество денег, а будет еще больше. Как угадать, в какое течение нырять, чтобы приплыть к кисельному берегу?

Что было — то пришло

Можно быть уверенным в своем деле, строить планы и стратегии, основанные на выводах топовых аналитиков, а потом — шмяк и ковид. Поэтому прогнозы надо просеять через сито, а затем еще через 10 — а сделать все равно, как чувствуешь.

Например, вопреки всему офлайн магазины живут и здравствуют. Из-за молниеносно развивающегося e-com предполагалось, что всё перетечет в онлайн. Тому даже был знак свыше: ритейл-апокалипсис, вымирание розницы, когда закрылись десятки тысяч торговых точек. Сейчас Amazon собирается втрое сократить офлайн-присутствие. Тренд трендом, но в прошлом году в России одних только продуктовых стало почти на 13 тысяч больше, а уж сколькие модные магазины из инсты открыли точки в Столешке…

Скорее гибель ритейла это как гибель радио от рук за телевидения (как в песне Video Killed The Radio Star) . Оказалось, что нифига, все работает параллельно — и только разгоняется. Даже термин для этого придумали: омниканальность. Кстати, это тренд, и через пять лет наверняка будет еще более актуальным.

Клип группы The Buggles на песню Video Killed The Radio Star

VR был в топе прогнозов на будущее: пять лет назад считали, что рынок шлемов виртуальной реальности вырастет до 18,6 миллиардов долларов к 2026 году. В 2024 рынок шлемов оценивается в 7,5 миллиардов. Может, конечно, будет внезапный ого-го рывок, но пока ничто не предвещает массовых VR-примерочных Wildberries. Рынок не показал мощного роста, контента все еще не завезли, а устройства дорогие. Тем не менее, на VR и AR вновь делают ставки. Сомнительно, но ок.

А вот доставка дронами выглядит супер перспективно, как раньше, так и сейчас.

Как Amazon доставляет товары дронами

В 2016 году предполагалось, что в скором времени Amazon будет доставлять 90 из 100 небольших посылок дронами. Пока это не так, но дело идет: количество доставок то увеличивается на 80 процентов, то превышает миллион по всему миру. Есть и небольшие рекорды: Amazon доставила коробку печенья дроном через 15 минут после заказа. Приятно. Но нет дрона, на крыльях которого Amazon поднялся бы до уровня российского Самоката: компания уже 7 лет доставляет кучу товаров за те же 15 минут. Правда, не дронами, а сотрудниками на электроскутерах.

Экологичные способы доставки и упаковки наверняка будут появляться и развиваться. И вновь Amazon: в корпорации есть штат из 100 человек, которые целыми днями думают, как сэкономить на картоне и использовать его более экологично. Не случайно: если перевести амазоновские коробки в количество деревьев, необходимых для их производства, то это будет около 4 миллионов деревьев в год. Да, часть картона перерабатывается, да, используется повторно — и все же цифры бешеные.

Пожалуй, главный прогноз — это всепроникающий ИИ. В 2017-м предполагали, что роботы и искусственный интеллект будут выполнять до 45% производственных задач к 2025. Оценить результат можно по смежным показателям. Например, в 2019 году на 100 работников приходился один робот. А в 2023 уже 1 на 71 человека. То есть, тренд предугадан, но темпы — под вопросом.

Голосовые помощники, заквашенные на ИИ, займут весьма и весьма важное место в электронной коммерции через пять лет. GPT-4o (на движок которой, кстати, уже перешел Спикс) показывает, насколько впечатляющими могут быть голосовые помощники. Alexa, Google Assistant, Алиса от Яндекса и сейчас позволяют совершать покупки. А чем дальше, тем больше возможностей они дадут, например, связанных с персонализацией и омниканальностью.

Собачка знакомится с GPT-4 Omni

Разрабатывая на основе нейросетей сервисы, стоит помнить, что на этом рынке началась гос. регуляция. Если в 2017 году глава IBM говорил, что искусственный интеллект пока что в таком зачаточном состоянии, что контролировать нечего, то в этом году Европейский парламент проголосовал за закон об ИИ. Были прописаны запреты, например, среди представляющих угрозу обществу — игрушки с голосовым управлением, поощряющие опасное поведение детей. А всякие ИИ-продукты для сегментов правоохраны, пограничного контроля и даже HR должны согласовываться властями.

Между собой, внутри Спикс, мы прогнозируем появление “мета-покупателей”. Искусственный интеллект на основании данных о ваших клиентах соберет Одного Большого Клиента, которому можно будет задать вопросы о продукте и получить ответ от лица всех ваших покупателей разом.

Но в основном всё гуд и на светофоре зеленый свет. Появилась куча крутых сервисов для e-commerce, которые улучшают персонализацию, делают общение с клиентами эффективнее, оптимизируют управление запасами и тд. Например, Stitch Fix с помощью ИИ помогает клиентам выбрать одежду, а Спикс разгружает вас, автоматизируя коммуникацию с покупателями на маркетплейсах.

В общем, как мы видим, прогнозы были, и они никогда не оказывались на сто процентов точными. Но какая разница тем, кто заработал на роботизации производства, что роботы выполняют не 45% задач, а всего, скажем, 33?

Что там в future на ваших fabrics

Понедельник начинается в субботу. Вряд ли есть более точный способ оценить перспективы, чем посмотреть на отраслевые премии сегодня. Те инновации, которые сегодня награждают, через несколько лет станут обычными, а может и обязательными решениями в e-com.

5 июня Спикс и еще пять стартапов будут бороться за первенство в финале конкурса ECOM Future, который пройдет во время ECOM Expo’24, крупнейшей выставки технологий для интернет-торговли. Премия проходит четвертый год подряд, за это время на победу претендовали почти 30 компаний. А в выставке технологий участвовали более тысячи проектов.

По предыдущим участникам видно, как развиваются тренды. Например, то, какую роль о перспективности голосовых помощников, еще два года назад знали основатели проекта Tell2sell. Это система речевой аналитики, которая поможет найти тонкие места в общении с клиентами и улучшить скрипты продаж. Включает в себя мощные приколы вроде voice-to-text, анализ психологических параметров, распознавание эмоций и оценку удовлетворенности.

Еще один финалист ECOM Future — MPStats — анализирует и прогнозирует спрос в товарных категориях в зависимости от сезонных эффектов и праздников. Используются ИИ, байесовское моделирование, ряды Фурье, аддитивные регрессионные модели — в общем, полный фарш.

За экологию борется Invisiblebag — производитель растворимой биопленки, альтернативы пластику. После анпакинга можно будет выбросить пленку в канализацию или даже сделать раствор и полить им цветы. Не образует микропластика, а это вообще-то серьезная проблема: микропластик нашли во всех изученных мужских яичках.

В этом году ECOM Future получил тысячи заявок, в лонг-лист попали 100 финалистов, из них 6 (в том числе Спикс) — в шорт-лист.

Спикс преобразился к финалу. Сервис уже помогал увеличивать продажи, сокращать финансовые и временные издержки на работу с отзывами — теперь он делает это еще лучше. Мы также запускаем аналитический сервис, который позволяет 1) глубже понять потребности клиентов; 2) наглядно увидеть, чем клиенты недовольны. И, как следствие, — 3) улучшить работу магазина.

Мы задали вопросы — нам ответили

Принять участие в ECOM Expo стоит потому что это мощная возможность для мощного нетворкинга и расширения технологического арсенала. За 12 лет выставку посетили десятки тысяч гостей: здесь можно договориться с сервисами о сотрудничестве на индивидуальных условиях и на месте протестировать новейшие разработки. К тому же это именно то место, где легче всего делать прогнозы о развитии отрасли, всматриваясь в стартапы и наблюдая тенденции рынка до того, как они обрели медийность. Например, в этом году мы видим много передовых сервисов для работы с маркетплейсами — тренд налицо.

Самое важное сейчас для нашей отрасли — знакомство друг с другом и налаживание деловых связей. И ECOM Expo отлично справляется с этой задачей

Иван Кургузов, организатор ECOM Expo, исполнительный директор Oborot.ru

Рассказать про тренды в e-com любезно согласились в компании “Болеар”, которая владеет брендами презервативов (например, Vizit и Sico) , производит продукцию для женского здоровья, пластыри, косметику, и занимается дистрибьюцией разного рода изделий медицинского назначения:

Из всех новых технологий самая перспективная — это искусственный интеллект. Использование нейросетей уже показало впечатляющие результаты в маркетинге, генерации продающего контента, планировании, прогнозировании и принятии управленческих решений, разработке новых продуктов и автоматизации бизнес-операций. С помощью ИИ можно улучшить коммуникацию с аудиторией и увеличить эффективность анализа обратной связи от потребителей — для этого “Болеар” использует Спикс.

Сегодня электронная коммерция – это главный драйвер развития всей российской экономики. Занять и сохранять столь важное место возможно только благодаря интенсивной работе с инновациями. Поэтому современному предпринимателю необходимо очень быстро реагировать на рыночные изменения и постоянно отслеживать тенденции в e-com. В этом, безусловно, помогают такие отраслевые выставки как ECOM Expo

Игорь Климанов, Руководитель отдела электронной коммерции "Болеар"

Если говорить про личные ожидания от будущего e-com, то ответ сегодня может сильно отличаться от ответа завтра. Все стремительно меняется, появляются новые технологии, а уже существующие получают обновления, меняющие правила игры. Никогда не говори “никогда”, поэтому нельзя исключить взрывной рост продаж VR-очков стартапом, внезапно открывшим дешевый и эффективный способ привести нас в виртуальность. Нужно держать руку на пульсе событий, анализировать происходящее, вытаскивать инсайты из имеющихся данных — вот что точно будет актуальным и через 5, и через 10 лет. Кто вложился не туда — может попробовать еще раз, но кто не анализирует — тот плох.

Начало — с финала. ECOM Expo’24 откроется 5 июня выступлением финалистов ECOM Future. Приходите знакомиться, будем прогнозировать вместе.

4646
64 комментария

Статья довольно интересная, сразу вспомнились старые фантастические фильмы, как оказалось это уже не фантастика в 2024 году. Сложно представить что будет через 100-150 лет)! Кто не видел посморите какие видео создает нейросеть под названием Sora!

4

Интересная задумка компании. По себе знаю, насколько адская это вещь - анализировать потребность клиента в "ручном режиме" по отзывам на том же Озоне. Отзывов полно, а по существу мало что ясно. Либо рассыпаются в благодарностях, либо предъявляют в стиле "почему мой блендер не работает без втыкания в розетку". Ну это я слишком отвлекся. В общем, желаем успехов перспективному стартапу! 👏

2

Дмитрий, спасибо!

Проблема в том, что отзывы - это бесплатный массив данных от потребителей. А бесплатный сыр, как известно, полон всякого разного. Поэтому, чтобы найти что-то полезное, надо пользоваться доп. иснтрументами

через пять лет в интернете будут торговать одни ИИ

1

думаю, отвечу на этот коммент вот этим мемом)

3

ИИ уже настолько влился в наше общество, что нельзя точно сказать, что я или вы - общественное существо, обладающее разумом и сознанием ))

1