Пять трудностей при ведении бизнеса в Китае

Пять трудностей при ведении бизнеса в Китае

Китайский рынок является быстрорастущим и открывает огромные возможности для бизнеса. В последние годы многие иностранные компании стремятся продвигать свой бизнес на китайском рынке. Тем не менее, возможности всегда сопровождаются рисками и вызовами. Иностранные компании могут столкнуться со многими препятствиями при выходе на китайский рынок и работе на нем.

Чтобы помочь вам разобраться в этих вопросах и избежать распространенных проблем, мы перечислили список из пяти потенциальных трудностей, с которыми вы можете столкнуться.

Трудность 1: Валютный контроль

Государственное валютное управление осуществляет надзор за всей деятельностью на валютном рынке Китая. Данное управление придерживается строгой валютной политики и сложных административных процедур. Например, перед переводом средств необходимо зарегистрировать капиталовложения и займы из-за рубежа. Предприятиям необходимо тщательно соблюдать эти требования. Без всестороннего знания валютных правил Китая иностранные компании столкнутся с операционными трудностями и даже могут столкнуться с юридическими проблемами.

Трудность 2: Право интеллектуальной собственности

Проблемы с обеспечением соблюдения прав интеллектуальной собственности в Китае могут стать еще одной проблемой для иностранных компаний. Защита прав интеллектуальной собственности затруднена из-за получения доказательств собственности торговой марки, ограниченного количества компенсаций за ущерб и неспособности иностранных компаний своевременно зарегистрировать свои права интеллектуальной собственности в Китае.

Одним из шагов, предпринятых китайским правительством для улучшения среды интеллектуальной собственности, является включение соответствующих положений в Закон об иностранных инвестициях. Данный закон предусматривает, что государство обязано защищать права иностранных инвесторов и финансируемых из-за рубежа предприятий на интеллектуальную собственность, и “ни один административный департамент или его сотрудник не должен принуждать к какой-либо передаче технологии административными средствами”. Пересмотренный закон предполагает более строгую защиту прав интеллектуальной собственности и в определенной степени решает проблему доверия. Тем не менее, многие иностранные компании по-прежнему колеблются, принимая решение о выходе на китайский рынок и предоставлении информации о своей интеллектуальной собственности китайским предприятиям.

Трудность 3: Языковые и культурные барьеры

Языковой барьер является проблемой для иностранных компаний, которые стремятся выйти на китайский рынок.

Китайский - это больше, чем просто язык, это сложная языковая система. Помимо мандаринского и кантонского диалектов, в Китае существует множество диалектов свойственным различным провинциям. В то время как некоторые из них могут быть поняты обоюдно (немного разные акценты, немного разные местные выражения), другие не совпадают. Базовых знаний китайского языка недостаточно для делового взаимодействия.

Иностранцам, не имеющим образования или профессиональной подготовки в Китае, часто бывает трудно общаться на китайском языке. Кроме того, английский не является ни официальным языком, ни языком ведения бизнеса в Китае. Несмотря на то, что многие китайцы могут общаться на английском, акценты и языковые привычки оказались проблемой как для китайских, так и для иностранных компаний.

В результате иностранным компаниям, которые хотят выйти на китайский рынок, следует подумать о найме профессиональных переводчиков. Важно, чтобы переводчик был способен понимать местные акценты, сленг и идиомы.

Кроме того, хороший переводчик может помочь преодолеть культурные барьеры. В китайской культуре существует множество аспектов, которые требуют от людей корректировки формулировок или подхода. Основным примером является “лицо” или “miànzi”. Чрезмерное упрощение понятия “лицо” заключается в том, что неуважительные действия и слова могут привести к “потере лица” в глазах коллег. В то время как подарки, награды и другие действия, вызывающие уважение, могут “испортить лицо”. Помимо внешнего вида, при ведении бизнеса в Китае следует учитывать множество различных элементов китайской культуры.

Трудность 4. Виза для иностранных сотрудников

Существуют различные типы виз, на которые вы можете подать заявление. Вам необходимо тщательно выбирать тип визы, на которую вы планируете получить, поскольку тип визы зависит от цели вашего визита в Китай. В таблице ниже приведено описание каждого типа визы.

  • Виза C – члены экипажа, выданные иностранным членам экипажа, прибывающим в Китай на международных самолетах, судах или поездах.
  • Виза D – постоянные резиденты, выданные иностранцам, которые намерены остаться в Китае на постоянное жительство.
  • Виза F – не связанные с бизнесом обмены и визиты, выдаваемые иностранцам, которые едут в Китай для осуществления не связанных с бизнесом мероприятий, таких как обмены, волонтерская работа, визиты, чтение лекций и другие мероприятия.
  • Виза G – Транзитная виза в Китай, выдаваемая тем, кто намеревается следовать транзитом через Китай.
  • Виза J – иностранная журналистская виза, выдаваемая иностранным журналистам. Виза J1 предназначена для журналистов, находящихся в Китае более шести месяцев. Виза J2 предназначена для журналистов, находящихся в Китае менее шести месяцев.
  • Виза L – туристическая виза, выдаваемая иностранцам, которые намереваются посетить Китай.
  • Виза M – виза для деловых или торговых целей, выдаваемая иностранцам для ведения бизнеса и торговой деятельности, такой как посещение клиентов, ведение переговоров с клиентами и подписание контрактов.
  • Виза Q – Виза для воссоединения семьи, выдаваемая родственникам граждан Китая или иностранцам, проживающим в Китае с постоянным видом на жительство. Виза Q1 предназначена для пребывания сроком более шести месяцев.Виза Q2 предназначена для пребывания сроком менее шести месяцев.
  • Виза R – свидетельство о таланте и квалификации высокого уровня, выданное тем, кто обладает талантами высокого уровня или чьи навыки срочно требуются в Китае.
  • Виза S – свидетельство о частном визите, выданное иностранцам, которые намерены посетить членов семьи, работающих или обучающихся в Китае.
    Виза S1 выдается иностранцам, пребывающим в Китае более шести месяцев.Виза S2 выдается иностранцам, пребывающим в Китае менее шести месяцев.
  • Виза X – Выдается иностранцам, желающим учиться в Китае.
    Виза X1 предназначена для студентов, обучающихся в Китае более шести месяцев. Виза X2 предназначена для студентов, обучающихся в Китае менее шести месяцев.
  • Виза Z – Выдается иностранцам, которые намерены работать в Китае.

Трудность 5: Жесткая бизнес конкуренция

В связи с экономическим ростом Китая растет и число иностранных компаний, которые уже работают на китайском рынке или намереваются выйти на него. С 2019 года общее количество иностранных деловых операций на китайском рынке давно превысило 1 миллион.

Конкуренция исходит не только от зарубежных компаний-партнеров, но и от местных китайских компаний. В последние годы многие китайские компании повышают качество своей продукции и услуг, чтобы конкурировать с иностранными компаниями и занимать доли рынка. Обладая преимуществами в знании местных особенностей и знакомстве с китайским рынком, отечественные китайские компании становятся все более сильными конкурентами для иностранных компаний, которые намерены выйти на китайский рынок.

Вывод

Несмотря на выше указанные трудности, с которыми могут столкнуться иностранные компании, китайский рынок по-прежнему остается привлекательным с большим потенциалом для бизнеса. Не позволяйте этим трудностям препятствовать вашему выходу на китайский рынок и развитию на нем. С помощью Shile Consulting вы можете преодолеть эти барьеры.

Shile Consulting является ведущим поставщиком бизнес услуг в Китае. Мы специализируемся на предоставлении высококачественных консалтинговых и аутсорсинговых услуг нашим международным клиентам в Китае и Азии.

11
реклама
разместить
1 комментарий

Председатель совета директоров ПАО «КИФА» Сунь Тяньшу рассказал, какие существуют проблемы развития российско-китайской торговли:

+ языковые и культурные отличия двух народов;
+ невысокий уровень владения регламентами в области внешнеэкономической деятельности;
+ отсутствие доверия в трансграничной торговле.

Выступление прошло в рамках сессии Сбербанка «Китайский бизнес в России: новые горизонты и преимущества локализации», прошедшей в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) 2024.