Антисептики вытеснили духи: как выживает российский рынок парфюмерии

Пандемия и рухнувший рубль убили бизнес. Сильнее всех пострадали развлекательная индустрия, туризм, мода, ритейл и любимые кафе. Это сферы, которые украшали нашу жизнь, но не были обязательными. Да, без них вполне сносно — продуктовые магазины работают, аптеки открыты.

Неизвестно, когда мы вернёмся в любимые торговые центры. И останутся ли там бренды. unsplash.com
Неизвестно, когда мы вернёмся в любимые торговые центры. И останутся ли там бренды. unsplash.com

Офлайн-бизнес вымер. Клиенты не посещают заведения, отменяют заказы. Выручка проседает, платить зарплаты сотрудникам и аренду невозможно. Кто-то пытается договориться с арендодателем об отсрочке платежа, но получается у единиц. Ведь владельцам помещений тоже нужно обеспечивать своих сотрудников и поддержку площади.

Мы находимся в ситуации, когда принимаем решение: нам сейчас обанкротиться или дальше побарахтаться?

Анастасия Татулова, Основательница сети семейных кафе «АндерСон»

Власти пытаются помочь малому и среднему бизнесу, но предприниматели не верят, что это поможет. Отсрочка арендной платы на три месяца коснулась только тех, кто размещён в государственных помещениях. Предприниматели жалуются на невозможность получения господдержки из-за путаницы с записями в ЕГРЮЛ.

Кто не смог быстро адаптироваться к новым условиям, покидает рынок. Возможно, без билета назад.

Андрей Себрант, Директор по стратегическому маркетингу Яндекс

Рынку парфюмерии тоже досталось. Торговые центры в крупных городах закрыты на неопределённый срок. Отсрочку платы за аренду не получить — столичные моллы очень строги. Сеть магазинов косметики и парфюмерии «Рив Гош» прекратила платить поставщикам. Пусть даже компания быстро спохватилась и открыла онлайн-продажи, настроила доставку. Правда в том, что единицы рискнут покупать духи без тестирования. Давайте честно — зачем парфюм, если всё равно носить некуда.

Основатель Natura Siberica допустил закрытие трети своих магазинов.

После вынужденных каникул, которые затронули практически всю непродовольственную розницу, многие магазины не откроются.

Андрей Трубников, Основатель сети Natura Siberica

Поэтому парфюмерные гиганты направили часть мощностей на производство антисептических средств — L’Oréal, LVMH, Coty, Clarins, Estée Lauder. Это самый логичный выход из кризисной ситуации. Вот только для крупного бизнеса такой жест — дополнительная поддержка уже стабильного имиджа бренда. Да компании-гиганты понесли финансовые потери. Но на грани оказались малые и средние парфюмерные производители.

Правда, у малого бизнеса есть козырь. Это мобильность, возможность быстро среагировать и перестроить процессы. Крупные компании в силу неповоротливости не могут такое позволить.

У маленьких компаний есть преимущество в скорости реакции и большой поворотливости, при этом финансово они менее защищены. Важен акцент на онлайн-продажи и общение с клиентами. Акцент в коммуникации — на настроение, позитивный и поддерживающий настрой.

Анна Дычева-Смирнова, Генеральный директор Reed Exhibitions Russia

С каждым днём антисептиков на рынке становится всё больше. Но от количества страдает качество. Производители указывают в составе компоненты, которые бесполезны в защите от вируса: наночастицы серебра, квасцы, хлоргексидин и прочие элементы. Да, квасцы в своё время использовали после бритья как антимикробное средство. Но добавлять компонент в спреи сомнительно — частицы могут быть опасны для дыхательных путей и лёгких.

Хлоргексидин действует только на бактерии. Такой антисептик оказался бесполезным против вирусов, в том числе против коронавируса

Игорь Фёдоров, Врач поликлиники управделами президента

Единственное, что разрушает оболочку вируса — спирт в нужной концентрации. По данным ВОЗ концентрация спирта в гелевых антисептиках должна быть не менее 65%. Для спреев — 70%. Стоит отметить, что цена на компоненты для антисептиков взлетела в 10 раз. Найти качественно сырьё становится сложнее. Соответственно и парфюмерные компании указывают такую цену на продукт, чтобы не остаться в минусе.

Парфюмерная розничная сеть «Библиотека ароматов» также кардинально пересмотрела продуктовую линейку. До пандемии основным продуктом были необычные ароматы Demeter из Нью-Йорка: «Земля», «Помидор», «Он-зомби». Сейчас компания выпустила антисептические средства.

«Мы не просто создали новый продукт. Кризис заставил нас полностью изменить подход. Мы оптимизировали расходную базу, договорились о новых условиях с поставщиками, поставили на паузу второстепенные расходы. Основатели компании сократили себе зарплату на 70%.

Покупатели сейчас не хотят и не должны переплачивать, поэтому мы реализовали новую продуктовую лестницу. Наши продукты стали доступны от 290 рублей. Мы запустили новые проекты: конкурсы для художников, которые сидят на карантине. Также привлекли знакомых предпринимателей, которым сейчас тяжело. А скоро запустим образовательный онлайн-проект. Возможно, без кризиса мы бы не додумались попробовать себя в новых нишах. Сейчас два выхода. Первый — сидеть в песочнице и плакать, что отобрали игрушку. Второй — вместе засучить рукава и ввязаться в переделку».

Илья Волков, Сооснователь розничной сети «Библиотека ароматов»
11
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Мне кажется, что тут опять же многое зависит от спроса. Если например магазинов обычного парфюма, или французских духов уже очень много, и спрос на них будет низкий. В тренде теперь будут магазины с эксклюзивным товаром, типа https://arabic-shop.ru/ где например можно купить арабские духи или то же масло черного тмина купить. Вроде бы и спрос не сильно большой на такие товары, но думаю, что свою целевую аудиторию они имеют.

Ответить