Кейс: снизили брак на производстве с 60 до 7 % за 4 месяца

«Бизнес-тренеры говорят очевидные и простые вещи!». Это редкий случай, когда раздражённые крики с дивана — правда. Мы используем простые концепции и простые идеи — но внедрить их может быть непросто. Рассказываю на реальном примере, как это бывает.

Кейс: снизили брак на производстве с 60 до 7 % за 4 месяца

Меня зовут Артур Нек. С 2016 года помогаю компаниям работать эффективнее: ставить цели, приносящие результат бизнесу, концентрироваться на их достижении и делать то, что важно.

Артур Нек
Я — сооснователь Neogenda, эксперт и практик OKR: системы, о которой расскажу ниже

Клиент — крупное производство в сфере медицины

В статье мы вскрываем чувствительную информацию, поэтому не называем его напрямую.

Компания производит «расходники», которые используют в дорогостоящих медицинских процедурах. Эти расходники важны для потребителя, но при этом закупают их частные больницы.

Клиент использовал OKR, чтобы ставить цели

Это — аббревиатура системы Objectives and Key Results (Цели и Ключевые результаты).

Это простая и очень логичная система. В двух словах, её принципы работы выглядят так:

Кейс: снизили брак на производстве с 60 до 7 % за 4 месяца

Так всё выглядит на верхних уровнях. Дальше мы начинаем разбираться, что нужно, чтобы произошли изменения. В случае с маркетплейсами — это организация продаж на них: регистрация магазина, выкладка товаров, продвижение и другое.

Так OKR помогает понять, что бизнесу вообще нужно делать.

На бумаге это просто. Настолько, что кажется очевидностью. «Зачем вообще тут тренер, если с такими вводными цель поставит кто угодно?» — спросит скептик.

На деле же… Далеко не каждая цель оказывается подходящей под OKR.

Например, цель «увеличить доход в 10 раз» звучит как подходящая. На деле же это макро-цель, которая требует детализации. За счёт чего получится это сделать с учётом специфики вашего бизнеса? Какие инструменты вы планируете использовать?

Когда вы ответите на описанные выше вопросы — у вас получится ~7–10 целей. С каждой из них можно будет работать по OKR.

Тут можно было бы поговорить, почему опыта коучей и фасилитаторов недостаточно, и по OKR лучше консультировать тем, у кого есть насмотренность в бизнесе — но это тема для отдельной статьи.

Проблема клиента — «нерабочая» OKR, которая не помогала расти

Клиент начал пользоваться системой OKR за полгода до того, как обратился к нам. 6 месяцев компания проводила все нужные мероприятия и встречи, но по факту никаких изменений так и не было. За это время процессы лучше не стали, а компания не увеличила доход.

Когда я пришёл в компанию, она работала над целью «Превосходить ожидания клиента». И с этой целью было плохо всё.

Кейс: снизили брак на производстве с 60 до 7 % за 4 месяца

Фактически, бизнес сказал: «Ну, мы стараемся хорошо работать».

В такой работе нет ничего плохого, но в ней нет ничего и от OKR. Из-за неконкретной цели и рядовые сотрудники, и даже топ-менеджмент действуют рассогласованно. Люди могут повысить эффективность своей работы — но усилия не прилагаются в едином направлении. Это как лебедь, рак и щука.

Если конкретный топ-менеджер соберёт отчёт на полчаса раньше, он сможет сделать больше дел. Но если это будут те же дела, для компании ничего не изменится. А систему OKR используют, чтобы поменять работу бизнеса.

Кейс: снизили брак на производстве с 60 до 7 % за 4 месяца

Когда мы поняли, что цель «вне OKR», мы начали искать новую цель, конкретизированную

На момент моей консультации рынок был на подъёме. Санкции раскочегарили на полную, иностранные производства пару месяцев как ушли, и компании поступало много запросов.

Из-за этого все обсуждения пошли в сторону «давайте пользоваться этой возможностью и расти». Но мы продолжали копать дальше.

На деле искать другую цель было не обязательно — как и вообще пользоваться OKR, конечно

Казалось бы — зачем вообще это делать? Пригласите адекватного руководителя отдела маркетинга, пригласите экспертов-продажников, пусть они проанализируют проблемы и найдут решение!

Чтобы привести в порядок мозги компании. OKR, как и другие методики — никакая не магическая формула, от которой нельзя отступать ни на шаг.

Эта методика просто помогает системно анализировать происходящее и строить планы. Но без строгой методики люди склонны отходить от цели, выпадать из процесса и терять ресурсы.

Чтобы построить адекватный план, нужно:

  1. Поставить цель.
  2. Найти фактор, который мешает компании добиться цели.
  3. Пустить силы на его устранение.

Если цель качественно меняет бизнес, это поможет ему вырасти.

  • Воспользовались новым каналом продаж? Получили больше денег.
  • Сделали дешёвую версию продукта? Получили продажи от тех, кто не мог купить раньше — получили больше денег.
  • Устранили неудобство в использовании, которого не было у конкурентов? Получили больше денег.
  • Сделали к основному продукту подходящее дополнение? Получили больше денег.

Это всем понятно и без OKR.

Но люди этого не делают. Нам по биологической природе сложно работать системно, мы — не компьютеры. И OKR, и другие методики помогают живым мясным людям не сбиваться с курса. С ними легче превратить работу в алгоритм и системно развивать бизнес.

Бизнес часто обходится без таких систем. Редкие специалисты мыслить абсолютно системно и безо всяких методик. Есть и те, кому систему заменяет интуиция — они сами по себе понимают, что надо делать, и не тратят силы на ненужные действия.

Но в бизнесе полно тех, кто не гений и не умеет работать интуитивно. Из-за этого их дело может топтаться на месте, прямо как в нашем кейсе.

Работа с постановкой цели помогла: мы нашли реальную проблему — 60 % брака в продукции

Я о проблеме узнал совершенно случайно. Когда все обсуждали, как именно растить компанию, кто-то обмолвился: «А может, сначала проблему с браком решим?».

Выяснилось, что из-за смены сырья после санкций производство стало выдавать очень много брака. И все полагали, что со временем качество как-нибудь само восстановится — производство же не просто так получает свои деньги.

Отсутствия брака ждали от производства — потому что «это проблема на их стороне».

Наверное, это нормальная корпоративная логика — но не в ситуации, когда мы думаем, как вывести бизнес на новый уровень.

Со стороны сразу понятно, насколько это серьёзная проблема. И понятно, что нужно решать её любыми средствами.

Но внутри компании столько всего важного, что даже такую проблему можно проигнорировать. Казалось бы, нам нужно трансформировать бизнес. У нас есть очевидно огромная проблема. Давайте ее решать?

На деле всё не так очевидно. Когда человек погружён в работу своего направления, он видит гору других задач. Ему непонятно: «А за что хвататься?».

При этом другие проблемы могут слабо влиять на общую работу. Но, как я говорил выше, люди — это не компьютеры. И здесь разные системы помогают ему выбрать самое главное среди важного.

Сперва менеджмент решил, что не будет решать проблему сам

Мы, наконец, поставили цель: «Прийти к нулевому браку».

Первое решение — усилить отдел контроля качества новыми менеджерами. Это был первый порыв, и он был логичным: нужно поручить дело профессионалам.

На деле так поступать не стоило. Найм — невероятно долгий процесс, а проблема уже найдена, и её нужно решать прямо сейчас. Позднее, да, стоило бы перестроить работу отдела контроля качества и нанять больше людей. Но проблему можно было решить намного быстрее.

В OKR вы всегда начинаете с попыток решить проблему текущими ресурсами

В итоге качество контролировал топ-менеджмент. Каждый топ, вплоть до директора, несколько дней наблюдал за происходящим на производстве — искал недочёты и разбирался в том, как работать с новым сырьём.

Результаты

1. На производстве подняли стандарты. Фактически брака было даже больше 60 %.

2. После повышения стандартов свели брак к 7% всего за 4 месяца. Это ниже, чем у аналогичных производств — их норма брака выше. Дальнейшее улучшение возможно только за счёт совершенствования технологии и техники.

«А причем тут OKR? Они же сами всё сделали!»

OKR нужен, чтобы найти точку приложения общих сил, которая поможет бизнесу выйти на новый уровень доходов и развития.

Прикладывая бизнес-насмотренность к пониманию OKR, мы:

  • начали искать ошибки и нашли общую цель,
  • быстро активизировали рабочие ресурсы,
  • привлекли топ-менеджмент,
  • оперативно изменили рабочие процессы.

А дальше, да, люди всё делают сами.

Глобальный итог — заложена база под продажи, развитие и масштабирование

Команда проработала качественную техническую базу для дальнейшего роста компании.

Конкурентов у них мало, и, скорее всего, на рынке до сих пор идёт борьба за неосвоенную его часть. И компания получила надёжную опору для такой борьбы.

⌘⌘⌘
Спасибо, что дочитали кейс до конца!

Если вам интересна эта тема, то мы много рассказываем о применении OKR и современных инструментах менеджмента у нас на Youtube-канале и в блоге.

19 августа у нас стартует курс OKR Практик

Если нужна консультация — забронируйте звонок с экспертом на сайте или пишите нам в Telegram.

Доводилось ли вам пробовать OKR самим? Или, может, вы делаете что-то похожее, но без конкретной методики? Интересно почитать о вашем опыте в комментариях.

1414
11
Начать дискуссию