Контейнерный кризис 2.0: почему дорожает доставка из Китая?

После резкого снижения импорта из Китая в Россию в марте-апреле (понятно, из-за чего), началось накопление спроса на доставку, что привело к проблеме «овербукинга» морских контейнеров у магистральных перевозчиков.

В июне среднее время ожидания пустого контейнера и места на судне увеличилось до двух недель, а срок доставки увеличился на 36-50%, в зависимости от вида транспорта. С начала июня средний срок мультимодальной перевозки из Китая (море и железная дорога) вырос на 36%, до 55-60 дней, а прямая железнодорожная доставка увеличилась в два раза, до 30 дней. Это связано с накопленным спросом на доставку и недостатком доступных мощностей по свободным контейнерам.

Сложности в финансовой логистике с Китаем привели к проблемам с загрузкой судов в период с конца февраля и до начала мая. После снижения импорта морские линии начали перенаправлять торговый флот на другие направления. Кроме того, из-за ситуации в Красном море (напомним, зимой и весной продолжались атаки хуситов на коммерческие суда в Аденском заливе) и снижения объемов экспорта из России уменьшилось количество доступных для загрузки в Китае пустых контейнеров.

В настоящее время компании решили значительную часть проблем в финансовой логистике, переключившись на альтернативные пути оплаты китайским экспортерам для ускорения транзакций и оптимизации внутренних процедур оплаты.

В июне среднее время проведения платежей из России в Китай уменьшилось почти вдвое, составив 7-10 дней (с марта по конец мая оно составляло 12-18 дней). И компании активизировали отгрузку товаров, что привело к возникновению отложенного спроса на доставку. Это привело к нехватке порожних контейнеров и мест на судах. В то же время, задержки в отправке грузовых поездов из Китая наблюдаются из-за неспособности железнодорожных станций справиться с увеличивающимся потоком товаров, и время ожидания доступных контейенеров по жд-перевозкам сейчас может достигать двух недель.

В начале июня, вместе с увеличением спроса, средняя цена морской доставки из Китая в Россию выросла более чем на 30% по сравнению с предыдущим месяцем и составляла $2500-3000 за 20-футовый контейнер и $3500-5000 за контейнер 40 футов/HC. Тарифы на железнодорожные перевозки увеличились на 40%, достигнув отметки $8400-8600 за 40-футовый контейнер.

К концу первой половины июня большая часть морских и железнодорожных мощностей уже была забронирована, что привело к увеличению запросов на автодоставку из Китая. Транзитное время автодоставки увеличилось на 17% и составило 25-29 дней по сравнению с предыдущим месяцем. Средняя стоимость автоперевозок выросла на 20% и составила $9500-11500 за фуру 96 м³.

В июне магистральные морские перевозчики уже начали внедрять новые суда в график доставки из Китая в Россию, что ускорит процесс доставки и немного стабилизирует цены.

Но здесь, на юге Китая, многие представители карго-компаний (они являются основными клиентами магистральных морских и жд-перевозчиков) не ожидают увеличения количества пустых контейнеров в ближайшие пару месяцев. Согласно прогнозу многих локальных перевозчиков, стоимость аренды пустых контейнеров в Китае будет продолжать расти в июле, что приведет к повышению тарифов на перевозки. Дальнейшая динамика в августе будет зависеть от объемов экспорта из России и обстановки в Красном море.

Теперь давайте посмотрим, к чему это нас всех может привезти уже в ближайшее время.

Самый вероятный сценарий - это дальнейшее увеличение тарифов на доставку. С увеличением спроса к осени, стоимость аренды контейнеров и тарифы на перевозку могут продолжить расти - на 5-10% уже в июле и на 20-30% в августе, перед началом пикового сезона.

Рост цен на перевозку и проблемы с платежами неминуемо приведут к росту цен на товары для конечных потребителей. Это может повлиять на инфляцию и покупательскую способность в регионах России.

А что мы? Все сурсинговые компании Китая с русскими корнями, все частные агенты, начинают все больше уставать от проблем, связанных с российским рынком. Мы продолжаем стойко выслушивать жалобы от российских заказчиков, что мы совсем сошли с ума, и стоимость доставки становится уже неадекватной, - и пытаемся переориентироваться на рынке других стран. Латинская Америка и Африка становятся на фоне работы с Россией все более интересными заказчиками.

Начать дискуссию