Сказ о том как SEO-шник клиента на Ozon выводил

Как почти стать менеджером маркетплейса Ozon за несколько недель?

Не знаете, как поменять или разнообразить работу, сменить или расширить профиль деятельности за несколько недель? Как накосячить с отгрузкой и потерять чужие деньги? Читайте статью, может быть, пригодится.

Предыстория.

Жил-был старый, но удалой молодец - Клиент, когда-то давно заказывавший SEO своего сайта у меня как SEO специалиста. Возникла у него идея торговать на маркетплейсах. Решил он выйти на Ozon со своим товаром и попросил помощи у меня как специалиста из серии «тыж программист».

Отнекивался я, да согласился, ибо область новая, интересная, работа оплачиваемая. Сел за толмуды разные – справку Ozon читать, YouTube смотреть и статьи изучать. Долго ли, коротко ли, разобрался, как карточку оформить с готовыми фотками и описанием, да как отгрузку сделать.

Отгрузили товары на склады Ozon через ПВЗ-Ozon «успешненько», раскидав их по кластерам, дабы скидку получить за логистику. А товаров этих было весьма много – 5500 штук, 5 наименований. Товар мелкий, всего ничего коробочек, со средней прогнозной продажной ценой в пару сотен рублей.

Индекс локализации Ozon<br />
Индекс локализации Ozon

Начислил Ozon за поставку литробонусы, да счёт за доставку выставил.

Расход литробонусов<br />
Расход литробонусов

Запустил я рекламку разную: трафареты автоматические, да рекламу в Поиске. Как начали трафареты автоматические денежку жрать тысячами, а продажи давать единичные, а чаще — никакие.

Доля рекламных расходов<br />
Доля рекламных расходов

Отключил я трафареты окаянные, оставил продвижение в поиске и оставил клиента в покое в надежде на его саморазвитие, получив денежку малую.

Продажи за первый месяц<br />
Продажи за первый месяц

Шли недели, а продажи были скромные, но хранение бесплатное — тратились литробонусы, и вдруг они закончились. Налетела на аккаунт сила неведомая, как начала денежку брать за хранение в 5 раз больше, чем объём продаж у Клиента — по 1.5 рубля за литр ежедневно.

А так как литров было отгружено суммарно приличненько, то за хранение захотела площадка 20 тысяч с лишком ежемесячно.

Сказ о том как SEO-шник клиента на Ozon выводил

Взмолился Клиент - удалой молодец: «Помогай, SEO-шник дорогой, повышай продажи на аккаунте, дабы не пойти мне по миру».

Анализ ситуации

Начал разбираться SEO-шник в текущих хитросплетениях, да выяснил следующее:

  • Продаж за 14 дней ~ на 1000-2000 рублей.
  • Плата за хранение за 14 дней ~ 10 500 рублей.
  • Индекс цен по всем товарам плохой.
  • Конкурентная позиция 200+.
  • Мало отзывов, но все хорошие.
  • Пару товаров вообще не заказывают.

Выяснил причины некоторых из них — совершил для себя открытия, неучтённые при отгрузочке.

  • Плата за хранение на Ozon берётся, если оборачиваемость превышает 120 дней. Если 121-180 дней, то берут 75 копеек в день за размещение каждого литра товара на любом складе Ozon. Если 181 день+ или за последние 60 дней не было продаж — плата составит 1.5 рубля в день за каждый литр товара на складе. У нас из-за большого объёма отгрузки и малого количества продаж, оборачиваемость получилась ~900-16000 дней.
Плохая, очень плохая оборачиваемость<br />
Плохая, очень плохая оборачиваемость
  • Индекс цен по всем товарам оказался плохим, так как на Wildberries товары также были отгружены и продавались по очень низким ценам. Благо их было мало.
  • Плохие позиции — мало показов, мало отзывов — мало доверия, как итог мало продаж.

Итого.

Нужно было срочно увеличивать объём продаж, чтобы ускорять оборачиваемость и делать как минимум хранение бесплатным.

Принятые меры или как быстро увеличить выручку на Ozon

Кратко опишу проделанные работы и выводы об инструментах. Вероятно, у вас другой практический опыт и другие результаты, другое понимание механики — просьба ими поделиться.

  • Добавил все товары в акции с максимальными бустом позиций.
  • Запустил трафареты в ручном режиме с оплатой за клики по минимальным ставкам.
  • Заказал отзывы за баллы.
  • Повысил цены на Wildberries, чтобы рейтинг стал выгодным.
  • Подключил механику лояльности Звёздные баллы.
  • Провёл повторную SEO-оптимизацию заголовков.
  • Подключил тестовый PRO-аккаунт.

Изменение цены на товар на других площадках

Ozon крайне чувствителен, на мой взгляд, к ценам на других площадках и ловко находит такой же товар на Wildberries и прочих маркетплейсах. Товар клиента также присутствовал на Wildberries и так же плохо продавался, из-за чего попадал в акции и продавался по цене ниже, чем на Ozon. Ozon был недоволен, не выводил бейджик, не поднимал позиции и делал мне больно.

Вера сделай мне больно<br />
Вера сделай мне больно

Тут должна быть Верка-Сердючка со сделай мне больно.

В общем, подняли цены на Wildberries и запустили там рекламу. Продаж больше не стало, но зато на Ozon появился хороший рейтинг.

Выгодный индекс цен<br />
Выгодный индекс цен

За рейтингом обязательно нужно следить, так как Wildberries так и норовит, как собственно и Ozon, добавить в какую-нибудь акцию.

Использование акций для увеличения продаж.

В акции добавлялся из-за двух преимуществ, как указано в описании.

  • Продвижение в категории и поиске (чего ещё ожидать от SEO-шника). Логика простая: делаем цену ниже, все любят хорошие товары за дёшево, а значит эти товары должны больше заказывать. Больше заказов — лучше позиции, лучше позиции — больше заказов.
Сказ о том как SEO-шник клиента на Ozon выводил
  • Шуточная причина: из-за яркого бейджа, который так удачно закрывает значимую часть товара, ибо графика взята была с Wildberries. Так просто совпало. В общем, ещё и графику нужно перерисовывать.

Пока не ясно, покупали ли бы товары по более высокой цене или нет, но судя по предварительным результатам, вроде как механика работает. Нужно будет протестировать отдельно каждый из инструментов после выхода на достаточные объёмы продаж — 40-50 штук в день. Но что точно известно: из-за акций товары продаются в ноль, а местами в минус 5-15 рублей с каждого. Но учитывая, что цель сейчас — разогнать карточки на нормальные объёмы, это оправдано, ибо плата за хранение точно превышает объёмы продаж за первый месяц.

Трафареты с ручным управлением ставками

После опыта с автоматическими компаниями я завязал. Начал использовать ручное управление с минимальной ставки в 3 рубля, показов было минимум, начал поднимать плавно буквально по 10 копеек, пока не пошли продажи.

Разорительная статистика по рекламе<br />
Разорительная статистика по рекламе

Пока статистика не ясная и логика работы тоже. И в целом получается очень дорого, даже по минимальным ставкам, но тенденция к уменьшению расходов имеется.

Почему товар без продвижения в поиске показывается чаще, чем другие, не ясно. Нужно больше тестов. Ну или быть может опытные ребята мне подскажут?!

Заказал Отзывы за баллы

Вещь классная, особенно когда за отзыв платят больше, чем стоит сам товар. Спрос растёт прямо на глазах. Если нужно увеличить объём заказов и отзывов, так сказать, «прокачать» нулевую карточку и товар стоит не 3 копейки, рекомендую.

Мемчик<br />
Мемчик

Подключил механику лояльности Звёздные баллы.

Кроме того, что подключил, сказать про неё больше нечего. Видимо, товар слишком дешёвый, чтобы за баллы продаваться.

Провёл повторную SEO-оптимизацию заголовков

Зачем? Обещают прирост в ранжировании. Вероятно, он есть. Главное — не забыть отключить через месяц.

Подключил тестовый PRO-аккаунт

Зачем? Обещают прирост в ранжировании. Вероятно, он есть. Главное — не забыть отключить через месяц.

А как же аналитика? Ничего не знаю, может быть есть полезные фишечки?

Промежуточные итоги

За пару недель удалось разогнать количество заказов до 27 в пике, но дальше дело не пошло. Чего-то не хватает до условных 40-50 штук в день.

Золота, ещё больше золота..<br />
Золота, ещё больше золота..

По части товаров оборачиваемость улучшилась, но пока не кардинально. До заветных 120 дней пока не добрались.

Несите ваши денежки за хранение<br />
Несите ваши денежки за хранение

Про прибыль разговора вообще нет.

Что в остатке?

Получен:

· Опыт работы в новой сфере.

· Недовольный заказчик.

· Репутационные издержки.

· Масса бесплатной работы.

· Психологический дискомфорт.

Очевидно, что сам виноват.

Ввязался в новое дело без глубокого погружения. Подошёл не комплексно к задаче, а тупо сделал то, о чём просили – отгрузить товар. Товар отгрузил без учёта других факторов. Не стал заниматься продвижением со старта, а просто выполнил первоначальные требования клиента.

Заключение

Этот опыт показал мне, что работа в новой сфере может сама найти тебя.

Услугу лучше оказывать комплексную и разбираться в ней от и до, или очень узкую, но сразу чётко обозначив зону ответственности.

С маркетплейсами не расслабишься иначе пойдёшь по миру.

Подучится было бы не лишним.

Надеюсь, что мои ошибки помогут другим избежать подобных ситуаций и успешнее работать на маркетплейсах.

Ещё раз благодарю всех, кто дочитал до конца. Ваши советы и критика будут для меня очень полезны.

P.S.

Дайте здравый совет как вылезти из этой жопы!

или

Как всё же удвоить оборот и в идеале ещё и работать в плюс? Какие ещё могут быть варианты, какие механики?

Товар и бренд афишировать не буду.

Закупочная цена примерно 35 рублей, учитывая все расходы продажная должна быть 200+ рублей чтобы работать в мизерный плюс. Цены конкурентов от 100 рублей до 350-450, но чаще около 200-250.

2 комментария

Вывозите товар со складов Озона, у них щя появилась услуга, вывоз со складов на ваш склад с помощью курьера. Одна коробка стоит 200 руб.

Ответить

Можно по подробнее. Знаю что обработка одного товара 20 рублей до 200 товаров по скидке, а дальше уже по 50 рублей штуку. Когда их надо пару тысяч вывезти 100к платить как-то тоже не очень экономически целесообразно.

Ответить