Контрактное OEM-производство в Китае под своим брендом

Китай не в одночасье стал «мировой фабрикой». Ему пришлось пройти путь длинной в пару-тройку десятилетий. Еще в семидесятых годах прошлого века КНР была очень закрытой страной, которой многого не хватало для экономического развития.

Контрактное OEM-производство в Китае под своим брендом

Все начиналось с реформ Дэн Сяопина, в итоге сделавших Китайскую Народную Республику привлекательной для иностранных инвестиций и переноса множества западных производств сюда. В то время Китай отчаянно нуждался в передовых технологиях. Они были у западных компаний. А у Китая была дешевая рабочая сила и низкая стоимость аренды. Уступить часть своего рынка в обмен на технологии — в основе последующего бурного развития КНР лежала именно эта идея. Первой американской компаний, создавшей совместное предприятие с одним из китайских производителей, стала американская General Motors. Это было в 1978 году.

Сегодня в Китае локализовано огромное количество производств, выпускающих товары под иностранными брендами. На местных фабриках производится буквально все, даже Tesla. Но для Tesla сегодня Китай важен не только как производственная компания, это основной рынок сбыта компании. Впрочем, Китай сегодня — главный рынок и для iPhone, и для многих других транс-национальных корпораций.

OEM-производство: суть вопроса

Условно можно говорить о двух типах взаимодействия собственника бренда и китайского производителя:

1. Original Design Manufacturer, или ODM-производство — это изготовление оригинального изделия с разработкой уникальной спецификации (дизайна, технических характеристик, стандартов качества и т.д.) Собственник бренда заключает контракт с китайской компанией, у которой есть производственные мощности, на разработку такого проекта с нуля, прописывая четкие требования к техническим, визуальным, эксплуатационным характеристикам и качеству. По этой схеме работают Xiomi, Huawei, Apple и многие другие гиганты.

2. Оriginal Еquipment Мanufacturer, или OEM-производство — более экономичный вариант производства, при котором китайская фабрика изготавливает для стороннего бренда продукцию по собственным, принятым на фабрике лекалам, но внося определенные изменения по техническому заданию клиента.

Говоря об OEM в этой статье, мы в общих чертах рассмотрим процесс организации производства товаров под сторонним брендом на мощностях производителя: как выходить на контакт с китайской фабрикой или заводом, о чем непременно договариваться на старте, с какими проблемами можно столкнуться.

Почему это выгодно

Преимущества работы по схеме OEM очевидны. Главное из них — колоссальная экономия. Вам не нужно создавать собственное производство — вы используете мощности уже существующего на территории Китая завода. У последнего есть современные технологии, оборудование, производственные стандарты и собственный персонал, а значит, вы не несете расходов, связанных с разработкой продукта с нуля, проектированием, производством матриц, пресс-форм и т.п., имеете доступ к квалифицированный рабочей силе. Вам не приходится разбираться в нюансах производственного процесса, в вопросах охраны труда и прочих юридических аспектах, обязательных для владельца производства.

Обобщая, можно сказать, что производить собственный брендированный продукт в КНР — это экономически оправданная стратегия, дающая возможность в короткие сроки масштабировать выпуск продукции.

Как выбрать подходящего производителя?

В первую очередь следует провести исследование рынка — изучить производства Китая, выпускающие подходящую для вас товарную номенклатуру. Таких производств десятки тысяч, и среди них абсолютно точно найдется завод или фабрика, идеально отвечающая вашим запросам.

Что важно?

  • Проверить репутацию компании-производителя.
  • Поискать отзывы о ней.
  • Обязательно удостовериться в наличие у нее необходимых сертификатов и лицензий.
  • Крайне желательно посетить ее производственные площадки, чтобы не «купить кота в мешке».

Самостоятельный поиск подходящего производителя вы можете начать на площадках Alibaba, Taobao или 1688. Ставите нужные вам фильтры. Выходите на производителей. Общаетесь, обсуждая конкретику. Может ли завод в принципе выпускать продукцию под вашим логотипом? Как правило, может — 90% китайских производителей работают по такой схеме. Согласен ли завод изготовить для вас опытные образцы? В случае, если качество образцов вас устраивает, обсуждайте более предметно дальнейшие объемы и сроки производства.

Еще один вариант поиска производителя — участие в выставках и ярмарках в Китае. Для этого, разумеется, вам придется Китай посетить. Мероприятий подобного рода здесь масса, различных масштабов выставки и ярмарки часто проводятся во многих промышленных городах Юга. Наиболее топовые проходят в крупнейших мегаполисах — Пекине и Шанхае, Шэньчжэне и Гуанчжоу. Среди них Кантонская Ярмарка, посвященная импорту и экспорту; пекинская выставка CIAACE, в которой участвуют производители автомобильных аксессуаров; PharmChina — старейшая в Китае выставка фармацевтики и медицинского оборудования; выставка тканей Intertextile Shanghai Apparel Fabric и так далее, и тому подобное. Их действительно очень много, и на каждой у вас есть шанс встретить своего производителя.

В поисках подходящей фабрики можно также обращаться к региональным отделениям Торгово-промышленной палаты и профессиональным ассоциациям.

Если у вас есть должные компетенции, вы хорошо разбираетесь в оборудовании, которое планируете выпускать под собственной маркой, имеете представление о подводных камнях общения с производителями из КНР, обладаете уже налаженными каналами распространения продукции и в принципе, знаете, чего хотите и как этого достичь, — то выстроить взаимодействие с китайской фабрикой самостоятельно вы сможете. Но если чувствуется нехватка компетенций в части вопросов, на любом этапе можно обратиться в профессиональное агентство (например, наше), которое проведет вас через проблемы поиска производителя, установления контакта с ним, подготовки документации, контроля качества и организации доставки. Многие предприниматели, нацеленные на OEM-производство, прибегают к услугам сорсинговых компаний.

Что следует обговаривать на старте?

1. Выбрав подходящую под ваши задачи фабрику, вы на старте должны обсудить условия работы, озвучить требования к готовым изделиям (к спецификации, качеству, нанесению вашего логотипа, к внешнему виду самого продукта и фирменной упаковки), предусмотреть инструкцию на языке той страны, где продукт будет распространяться.

2. Перед началом запуска серийного производства важно обговорить с производителем возможность выпуска опытных образов для проверки качества и соответствия нужным техническим, эксплуатационным и визуальным характеристикам. Многие китайские фабрики готовы на это пойти. Договоритесь и зафиксируйте в контракте условия изготовления опытных образцов (на случай, если они вас не утроят и вы предпочтете заключить контракт с другой фабрикой). Например — о возвращении суммы предоплаты за минусом расходов, которые понес производитель на изготовление образца.

3. Сертификат качества продукта под вашей маркой, инструкция по эксплуатации, таможенные и логистические документы — это сфера вашей ответственности, не производителя.

4. Контроль качества изготовленной продукции — ключевой момент. Партия готова — проверить ее на соответствие вашим требованиям нужно обязательно. Это не решается дистанционно. Вы либо сами должны будете приехать на фабрику и удостовериться перед отгрузкой, что партия качественная (к сожалению, брак встречается часто), либо поручить это ответственному лицу — вашему доверенному в Китае либо лицензированной компании-посреднику внешнеторгового профиля, оказывающей подобного рода услуги. Проверять мы рекомендуем каждую партию.

5. Помните, что с производителями из Китая нужно детально обговаривать спецификацию товара. Мы поделимся реальной историей — она про то, как небольшое, казалось бы, упущение на старте привело к печальным последствиям на финише.

Одна из российских компаний договорилась с китайским заводом о производстве компрессора конкретной модели для АГНКС. Оборудование было готово в срок. Представитель компании-заказчика приехал на завод с целью проверить качество продукции. Смотрит оборудование — и хватается за голову. В последний момент вдруг выясняется, что технические характеристики компрессора не соответствуют ожидаемым. В контракте шла речь об изготовлении конкретной модели, и заказчик полагал, что у нее по умолчанию будет конкретный набор определенных характеристик. Вроде бы, это подразумевалось как должное. А оказалось, вовсе нет. Подробно прописать все технические характеристики в контракте — это юридическая необходимость, чтобы в дальнейшем была возможность возместить ущерб.

При взаимодействии с китайскими производителями в обязательном порядке следует обговаривать буквально все нюансы, особенно если на старте вы стремились получить более низкую цену. Экономия всегда «вылезет» именно в тех моментах, которые вы четко не обозначили на старте.

6. Заранее обговаривайте и отражайте в условиях контракта не только все, что касается самого товара, но также вид и качество упаковки, чтобы исключить повреждения при доставке.

7. Страхуйте груз — эта необходимая мера предосторожности. Форм-мажоры случаются.

8. Грамотная организация процесса логистики — дело непростое, особенно в сегодняшних реалиях. На фоне проблем, связанных с угрозой нанесения ударов йеменскими хуситами по торговым судам в Красном море, увеличились сроки и стоимость грузоперевозок морским путем — корабли вынуждены использовать альтернативные маршруты. Общая политико-экономическая обстановка в мире влияет на перевозки всех видов — и железнодорожные, и воздушные, и автотранспортные. На российском направлении чувствуется серьезная нехватка морских и железнодорожных контейнеров (об этом мы писали в одной из наших статей). Это существенно увеличивает время ожидания свободного контейнера или места в нем и влияет на цену. Чтобы продумать оптимальный с точки зрения сроков доставки и конечной стоимости маршрут, сегодня понадобится опытный логист, способный задействовать связи и все доступные возможности, чтобы ваш груз без колоссальных потерь по времени и деньгам был доставлен из Китая до пункта назначения.

Мы также ведем тг-канал о жизни и работе в Китае, подписывайтесь!

Начать дискуссию