CRM-система для интернет-магазина: как поможет ускорить процесс продаж и не терять клиентов

Рассказываем, как CRM-система помогает увеличить конверсию в интернет-магазине.

CRM-система для интернет-магазина: как поможет ускорить процесс продаж и не терять клиентов

Когда количество заказов в интернет-магазине растет, обрабатывать их вручную становится сложно. Клиенты могут писать в мессенджерах, социальных сетях или онлайн-чате на сайте. И менеджер будет тратить большую часть дня на сбор и обработку информации вместо того, чтобы оформлять заказы. В результате потенциальные клиенты могут выбрать другой интернет-магазин, где они быстрее купят нужный товар.

Как эту проблему поможет решить CRM-система, узнали у Дмитрия Бороздина, СЕО RetailCRM.

Что можно сделать с помощью CRM-системы

Управлять продажами в интернет-магазине можно так же просто, как и на маркетплейсе. В CRM-системе для этого есть разные фишки. Они не только помогут отслеживать заказы, но автоматизируют рутинные задачи бизнеса. Вот с чем может помочь программа.

Создать клиентскую базу. Чтобы расти в e-com, магазину нужно собрать обширную базу клиентов. В этом поможет свой сайт и готовые инструменты. Потому что, если у бизнеса нет единой программы для управления продажами, менеджерам придется вручную вносить данные о клиентах в тот же Excel или Google-таблицу. Это отнимает время, приводит к ошибкам и дублированию данных. А что-то и вовсе может потеряться.

CRM-система автоматически создает карточку нового клиента и подтягивает в нее все данные. А еще она подгружает историю заказов и взаимодействия с клиентом. Это удобно, потому что сотрудники на разных этапах будут видеть всю информацию. Данные из карточек можно использовать для настройки контекстной и таргетированной рекламы, а также для создания рассылок.

В CRM сохраняются все входящие запросы. Если менеджер забыл или не успел ответить, система пришлет оповещение на почту или в мессенджер. Это помогает ничего не терять и оперативно связываться с клиентами.

Дмитрий Бороздин, СЕО RetailCRM

Собрать информацию о пользователях. Инструменты аналитики могут показывать только базовую информацию о продажах, например количество посетителей интернет-магазина или число заказов.

В CRM-системе можно составлять подробные отчеты по маркетинговым кампаниям. Она интегрируется с интернет-магазином и получает доступ к данным о покупателях. Например, система может показать, на какие товары сейчас высокий спрос, и предложит запустить по ним акции. Это поможет бренду предлагать на сайте актуальные товары и повышать лояльность покупателей. На других площадках такой подход развивать сложно.

В RetailCRM можно провести RFM-анализ и по его результатам понять, как часто клиенты оформляют заказ, что покупают и сколько тратят
В RetailCRM можно провести RFM-анализ и по его результатам понять, как часто клиенты оформляют заказ, что покупают и сколько тратят

Объединить заявки из разных источников. Когда у интернет-магазина несколько площадок для контакта с клиентами, вести коммуникацию сложнее. Но для того чтобы растить аудиторию, важно быть везде с ними на связи.

У CRM-системы есть удобная опция: она интегрируется с любым источником заявок — от телефонии до социальных сетей. Это помогает не упустить ценного клиента, который зашел на сайт, заинтересовался брендом и захотел оформить заказ.

Интегрировать сервисы доставки и склада. Сотрудникам важно отслеживать весь путь заказа, чтобы оперативно давать информацию клиенту. Без единой программы сложно объединить все этапы — от сбора товара на складе до его доставки.

К CRM-системе можно подключить складские системы, например 1С или «Мой склад». Это поможет синхронизировать работу интернет-магазина напрямую с логистическими компаниями. На маркетплейсах весь процесс обычно регулирует сама площадка и продавец не видит всю цепочку поставки товара на склад.

Сегментировать клиентов. Чтобы настроить имейл-рассылку, компании пользуются специальными сервисами. Но они не показывают, кто чаще всего покупает и какие товары. А на маркетплейсе сегментировать аудиторию еще сложнее: продавцы видят только общую информацию о продажах и предпочтениях покупателей.

В CRM-системе можно автоматически сегментировать покупателей по нужным признакам — например, по частоте покупок, истории заказов или просмотру товаров на сайте. Это помогает бизнесу ориентироваться в предпочтениях разных групп клиентов и повышать эффективность рекламных кампаний для каждой.

Если на сайте не было нужного товара, покупатель может попросить сообщить о поступлении. В CRM сразу фиксируется этот запрос. И когда товар появится на складе, клиент получит оповещение на почту или в мессенджер.
Дмитрий Бороздин, СЕО RetailCRM

Управлять воронкой продаж. Без специальной программы менеджер вручную фиксирует, на каком этапе находится клиент. Но когда заказов много, он может забыть изменить статус, что увеличит время на обработку.

CRM-система сама обновляет статус взаимодействия с клиентом и присылает напоминания, когда нужно перезвонить клиенту. Например, в этом помогают уведомления менеджерам на всех этапах воронки продаж.

В amoCRM можно добавить инструменты коммуникации с клиентами в воронку продаж. Система автоматически отправит рассылку, покажет рекламу, а менеджер увидит, как клиент на это отреагировал.
В amoCRM можно добавить инструменты коммуникации с клиентами в воронку продаж. Система автоматически отправит рассылку, покажет рекламу, а менеджер увидит, как клиент на это отреагировал.

Компании не внедряют CRM, если убеждены, что ее могут заменить один-два сотрудника. Но чтобы это сработало, важно провести онбординг и дать время освоиться специалистам. И нужно быть готовыми к тому, что расходы будут выше и всегда есть риск ошибки. CRM-система — это готовый инструмент, в котором учтены потребности бизнеса. Поэтому я считаю, что она нужна на старте даже небольшим интернет-магазинам.

Дмитрий Бороздин, СЕО RetailCRM

Автоматизировать оплату. Без интеграции с интернет-эквайрингом компании приходится вручную фиксировать статусы платежей, что может привести к ошибкам.

Когда клиент оплачивает товары на сайте или через соцсети, CRM автоматически это отслеживает и переносит информацию в программу. Это возможно благодаря интеграции с эквайрингом конкретной платежной системы. Обычно в CRM-системах это отдельный модуль.

На что обратить внимание при выборе CRM-системы

Есть несколько критериев, которые помогут выбрать CRM-систему для интернет-магазина.

Вид системы. CRM бывают двух видов: облачные решения и коробочные версии. Первые разрабатывают и обновляют провайдеры на своей инфраструктуре. Еще у них более низкая стоимость, поэтому они больше подойдут небольшому бизнесу. Вторые интернет-магазин устанавливает на своем сервере и затем адаптирует под задачи бизнеса. Их лучше выбирать крупным интернет-магазинам. Разные CRM предлагают один вид системы или сразу два. Например, у amoCRM есть только «облако», а у «Битрикс24» — оба варианта.

«Битрикс24» предлагает три коробочные версии, которые можно доработать под задачи бизнеса. Например, есть версия для интернет-магазина с инструментами для автоматизации продаж
«Битрикс24» предлагает три коробочные версии, которые можно доработать под задачи бизнеса. Например, есть версия для интернет-магазина с инструментами для автоматизации продаж

Скорость внедрения. Некоторые CRM-системы можно освоить за пару дней, а для других потребуется обучение. Например, у «Битрикс24» достаточно сложный интерфейс, потому что в нем много инструментов — от онлайн-офиса до внутренней социальной сети. У amoCRM весь функционал относится к управлению продажами, поэтому внедрить его будет проще.

Назначение системы. Есть универсальные CRM с базовым набором инструментов и отраслевые системы. Например, к универсальным относят amoCRM, «Битрикс24» и «Мегаплан». В них можно вести клиентскую базу, отправлять письма клиентам и автоматизировать продажи. В профильных CRM-системах весь функционал разрабатывается под специфику бизнеса. Например, в RetailCRM можно сегментировать покупателей, а в YCLIENTS — вести запись клиентов.

В RetailCRM можно напоминать клиентам про оставленные в корзине товары и настроить welcome-цепочки для новых покупателей
В RetailCRM можно напоминать клиентам про оставленные в корзине товары и настроить welcome-цепочки для новых покупателей

Удобство интеграции с другими сервисами. У CRM есть разные варианты подключения к дополнительным сервисам. Например, в «Битрикс24» интегрировать систему с «Мой склад» можно сразу после скачивания приложения складского сервиса. А в amoCRM нужно установить необходимый виджет.

В «Битрикс24» можно интегрировать сервисы доставки и обмениваться данными с 1С. Для этого достаточно скачать приложение
В «Битрикс24» можно интегрировать сервисы доставки и обмениваться данными с 1С. Для этого достаточно скачать приложение

Наличие тестовой версии. CRM-системы с демоверсией помогут оценить плюсы и минусы и определить, подходит ли программа для бизнеса. Например, у RetailCRM есть бесплатный тариф для интернет-магазинов, у которых не более 300 заказов в месяц, а у amoCRM — 14-дневный пробный период.

Чек-лист: как выбрать CRM-систему

Некоторые компании начинают продавать товары через сторонние площадки, потому что такой подход кажется проще. Но гораздо эффективнее выстраивать сильный бренд и собирать лояльных клиентов на собственном сайте. И CRM-система может в этом помочь. Вот что стоит сделать перед внедрением программы.

  • Определите бюджет. Коробочные версии обычно дороже облачных решений. Тарифы на облачные решения зависят от функционала, но более гибкие по стоимости.
  • Посмотрите на цикл сделки в бизнесе. Он может быть коротким и длинным. Например, если клиент совершает покупку за считаные минуты, обратите внимание на опцию управления контактами. Это поможет сохранить в базе клиентов, которые совершают разовые покупки и уходят с сайта. А если у вас более длинный цикл, потребуется система, которая поможет создать несколько воронок продаж для холодных и теплых клиентов.
  • Проанализируйте, как аудитория общается с компанией. Если конверсия в покупку увеличивается после имейл-цепочки, стоит выбрать CRM-системы, которые поддерживают интеграцию с сервисами имейл-маркетинга. Это поможет сегментировать базу, точечно отправлять предложения и увеличивать конверсию.
  • Оцените, какие этапы продаж нужно автоматизировать. С помощью CRM-системы можно быстрее выявить потребности клиента и довести его до покупки. Для этого подойдут системы, которые создают автоворонки и используют ИИ для написания персональных рассылок. Такие CRM составят имейл-письма, отправят их определенному сегменту аудитории и проведут клиента по автоворонке без участия менеджера.

***

«Без базара» — журнал про реальную торговлю. Тут кейсы, лайфхаки и советы от e-коммерсов и экспертов крупных сервисов для бизнеса.

1111
1 комментарий

Я бы немного поправил пункт из чек-листа об интеграции на гибкость системы в целом, ну или добавил бы про гибкость бизнес-процессов

Ответить