Схемы работы с маркетплейсом

Рассмотрели работу на крупных маркетплейсах и поделились особенностями каждого.

Схемы работы с маркетплейсом

Взаимоотношения между селлером и маркетплейсом регулируют разные формы сотрудничества, которые называются «схемами работы». От выбора схемы зависят важные аспекты будущего бизнеса, например:

  • Место хранения товара;
  • Ответственность за сбор заказов и возврат товара;
  • Обязательства по отправке заказов покупателям.

Самые распространенные схемы — FBO и FBS. FBO расшифровывается как “Fulfillment by Operator”, по ней селлер заранее отвозит свой товар на склад маркетплейса, где его будут упаковывать и доставлять покупателям. Маркетплейсы обычно заменяют слово “Operator” на свое название, поэтому мы получаем вариации FBW от Wildberries, FBO от Ozon и FBY от Яндекс.Маркета. На FBS — “Fulfillment by Seller” — продавец хранит весь товар у себя, а маркетплейс только доставляет собранные заказы.

Также существуют более редкие схемы — DBS и Экспресс. На DBS — “Delivery by Seller” — маркетплейс выполняет роль витрины для привлечения покупателей, всем остальным занимается продавец. Экспресс — тот же DBS, но с доставкой за несколько часов.

Яндекс.Маркет

Схемы работы с маркетплейсом

Яндекс.Маркет предлагает своим селлерам на выбор 4 схемы работы: FBY, FBS, DBS или Экспресс.

FBY. Селлер должен своевременно пополнять склады маркетплейса и отвечать за цены и продвижение товара. Со своей стороны маркетплейс предоставляет склад для хранения товара, собирает и доставляет заказы.

FBS. По своей сути схема работы идентична с FBY. Разница лишь в том, что Яндекс.Маркет будет отвечать только за отправку заказов. За остальные этапы отвечает селлер.

DBS. При этой схеме работы продавец берет на себя хранение товара, сбор и отправку заказов. Маркетплейс дает только площадку для торговли своим товаром.

Экспресс. Это схема работы с доставкой заказов до 2 часов. После поступления заказа селлер должен его оперативно собрать, после чего к нему приедет курьер Яндекс.Маркет для доставки заказа до покупателя.

Яндекс.Маркет позволяет селлерам совмещать любые схемы работы.

Wildberries

Схемы работы с маркетплейсом

Wildberries предлагает своим селлерам 2 главные схемы работы: FBW или FBS.

FBW. При работе по такой схеме Wildberries принимает и хранит товары у себя, собирает и доставляет заказ, а также отвечает за возвраты. От селлера требуется только отсылать товар на склады маркетплейса и соблюдать условия приема.

FBS. В этой схеме селлер занимается всеми складскими задачами — отслеживанием остатков и оперативной подготовкой заказов. Маркетплейс берет на себя доставку заказа до покупателя.

Ozon

Схемы работы с маркетплейсом

При выходе на Ozon у селлера открывает 4 основных схемы сотрудничества: FBO, FBS, Real FBS или Real FBS Express.

FBO. В данной схеме работы в ответственность оператора входят создание заявок на поставки, работа с документами, поставка товара на склад маркетплейса. Со своей стороны сотрудники Oxon будут самостоятельно собирать заказы и доставлять их покупателям.

FBS. При такой схеме работы селлер хранит весь товар на собственном складе. При поступлении заказа он собирает его, соблюдая требования маркетплейса, затем готовит документы и отправляет заказ в пункт приема Ozon. После этого маркетплейс отправит заказ на пункт выдачи или к покупателю.

Real FBS. В данном случае продавец отвечает и за доставку заказов. Маркетплейс со своей стороны дает только площадку для продвижения своего продукта и торговли.

Real FBS Express. Такую схему сотрудничества отличает скорость, с которой продавец должен доставить заказ — не больше 3 часов. После сбора заказа селлер может передать его курьеру Ozon или доставить самостоятельно. Ozon позволяет совмещать данную схему работы с FBO или FBS, если продавец берет на себя доставку заказа до покупателя.

Комбинированная схема. Ozon позволяет селлерам разделять хранение товара между личными складами и складами маркетплейса.

Купер

Схемы работы с маркетплейсом

Купер использует собственные термины для обозначения схем работы, всего их 4: «Витрина + Фулфилмент», «Витрина + Доставка», «Доставка силами продавца» или «Закажи и забери».

«Витрина + Фулфилмент» — это аналог привычной модели FBO. У Купера есть свои склады, готовые принять партию товара, собирать заказы и доставлять их до покупателей.

«Витрина + Доставка» — то же, что и FBS. Селлер хранит товар у себя, а маркетплейс помогает с доставкой заказов до своих покупателей.

«Доставка силами продавца» — это DBS в системе Купера. Селлер отвечает за все этапы продажи товара — от хранения до доставки. Маркетплейс выполняет роль площадки для продвижения и приема заказов.

«Закажи и забери» — схема работы, ориентированная на продавцов с розничными точками, которые используют магазины как пункты выдачи. В такой схеме маркетплейс не принимает участия в логистике продавца.

Купер позволяет совмещать торговлю на разных схемах, если селлер выполняет правила маркетплейса.

Lamoda

Схемы работы с маркетплейсом

Для торговли на Lamoda продавцам доступны 3 схемы работы: «Маркетплейс Lamoda», «Фулфилмент и доставка» или «Единый сток».

«Маркетплейс Lamoda» — схема, при которой Lamoda занимается хранением, сборкой, доставкой заказов и работой с возвратами. Также маркетплейс проводит фотосъемку для заполнения карточек товара. Такая схема доступна только для селлеров, у которых более 50 артикулов.

«Фулфилмент и доставка» — уникальная схема работы с маркетплейсом. В этом случае у селлера есть свои каналы сбыта — личный интернет-магазин или другие маркетплейсы. Lamoda выступает только логическим оператором, который предлагает 2 вида услуг:

  • Маркетплейс берет на себя хранение товаров, сборку заказов и их доставку;
  • Маркетплейс занимается только доставкой заказов до покупателя.

Для работы по данной схеме селлер должен высылать не менее 500 заказов в месяц.

«Единый сток». Схема работы похожа на «Маркетплейс Lamoda» — маркетплейс берет на себя обязанности по хранению и фотосъемке товаров, сборке и доставке заказов и работе с возвратами. Со стороны селлера необходимо иметь более 50 артикулов и не менее 100 заказов в своем интернет-магазине в месяц. Схема работы доступна только для заказов на Lamoda и интернет-магазине селлера.

Главное

  • Отношения между селлером и маркетплейсом регулируют схемы работы. От них зависят хранение товара, сбор и отправка заказов, работа с возвратами;
  • Основными схемами работы на каждом маркетплейсе являются FBO, FBS, DBS и Экспресс;
  • Ozon и Яндекс.Маркет предлагают стандартный выбор схем работы, в то время как на Wildberries можно продавать только по FBO и FBS;
  • Купер и Lamoda используют свои названия для обозначения схем работы;
  • Lamoda предлагает уникальные схемы, которых нет на других маркетплейсах.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.

Начать дискуссию