Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

Если когда-нибудь будет написана статья типа «9 признаков токсичного маркетплейса», вероятно, использование механики автоакций станет главным фактором для включения в этот список.

Кому понятие не знакомо, автоакция – это функционал, при котором маркетплейсы автоматически устанавливают скидку на товар. При этом, согласно офертам, скидка считается установленной с согласия продавца. В настоящее время принять решение за селлера решились все крупные площадки Озон, Вайлдбериз, СберМегаМаркет и Яндекс.

Предыстория.

Автоприменение акций изначально разрабатывалось платформой Ozon как добровольная возможность добавлять товары в доступные акции маркетплейса. И в своё время это существенно упрощало работу, поскольку количество одновременно проходящих акции превышало 20. Уследить за ними было довольно проблематично. Проходили акции федерального масштаба, региональные, и даже акции конкретных складов.

Следующий скрин интерфейса можно увидеть разве только в роликах на YouTube за 2022 год.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

Селлер устанавливал минимально допустимую цену на товар. Платформа самостоятельно двигалась по вполне определённой дельте между ценой продажи и минимальной ценой. Но, как говорится, это было давно и не правда. В период перед Чёрной пятницей 2023 года ситуация резко изменилась.

Позволю сделать свои предположения в установлении причины и следствия. Чёрная пятница - это про снижение цен на 50%-70%, но в скидки на маркетплейсах покупатели перестали верить, считая их фиктивными, это показывали опросы, проводимые в тот период. Из-за учёта средней медианной цены продажи, чтобы войти в акцию селлеру действительно нужно сделать глубокую скидку. Однако, комиссии платформ создали ситуацию (и продолжают это делать), при которой снижение цены даже на 15% делает некоторые категории убыточными. Селлеры, может быть и хотели, но не могли сделать скидки, и вся организация распродажной магии легла на плечи маркетплейсов.

Так или иначе, за почти 9ти месячный промежуток условия менялись от бесчеловечных (когда в акцию попадали все товары, выход был возможен до определенной даты), до вполне уместных.

Реализация механики на разных маркетплейсах.

OZON единственная платформа, где был подготовлен функционал контроля со стороны селлера. И да, в начале внедрения, платформа отступила от этических норм партнерских отношений. Цены на товары, включенные в акцию были ниже, чем минимально допустимые, был период, когда выйти из акций можно было только до конкретной даты. Сейчас пункт договора 2.6.3. постоянно обновляется, но если озаботиться установкой минимальных цен и ответственно подходить к поставкам, беспокойства будет меньше. Уведомления о включении товара в акцию честно приходят в личный кабинет. Всё стало более-менее прозрачно и по уровню интенсивности эмоционального накала ближе к недовольству, чем раздражению.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

WILDBERRIES внес изменения в оферту в начале октября 2023 года, в нашем магазине впервые автоакция была применена только в конце апреля 2024. В оферте нет уточнения как именно платформа делает уведомление о включении товаров в акцию. Не могу сказать, что на каждую акцию присылается уведомление в рассылку. О добавлении в некоторые акции я узнавала, лишь перейдя во вкладку «Календарь акций». Это один момент, из-за которого у менеджера всегда будет работа. Кроме того, цена у товара, побывавшего в акции не возвращаются к до акционной. Если не корректировать цены вручную, последствия будут не самыми приятными. Но, выход из акции доступен в любой момент. По опыту, выйти до начала намного проще, чем после старта. Моя оценка происходящего на платформе плавает между раздражением и возмущением.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

СБЕРМЕГАМАРКЕТ перенял эту эстафету 10 мая. Возможно, это покажется притянутым за уши, но думаю, что раздел «Уведомления» был создан именно под эту цель. Раньше все новости мы читали на баннерах с главной, а тут подсуетились.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

В прошлой статье я писала про Сбер в негативном ключе, пожалуй, продолжу. Этот маркетплейс предлагает бесконечно несправедливые условия - выйти из акции можно только до определенной даты.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

Но даже если удалить товары, маркетплейс имеет право вновь добавить их в эту же акцию. У нас такая игра продолжалась вплоть до дня, когда выйти из акции уже было нельзя. Никак.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

Пришлось вручную обнулять остатки на товары, которые попали в акцию. С тех пор слежу не только за уведомлениями о новых акциях, но и за тем, чтобы убранный из акции товар не был добавлен повторно. Какая эмоция лучше опишет реализованный на этой платформе функционал… может быть злость, гнев, ярость?

ЯНДЕКС МАРКЕТ не стал гневить продавцов. Без согласия селлера платформа делает фиктивные скидки - берет в расчет разницу между ценой продажи и ценой до скидки.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

Возможно, понимая что в 2024 году эта история не сработает, платформа предлагает селлеру снижение комиссии, если тот сделает реальную скидку.

Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.

Есть факторы, не зависящие от селлера, и выйдя на маркетплейсы, мы оказываемся на территории, где правила устанавливаются не нами. Очевидно, функционал будет работать и дальше. Это созвучно бизнес-целям маркетплейсов в конкуренции за покупателя. Но мне кажется, для всех платформ фатально, когда большое количество селлеров решается совершить побег. А предпосылки к этому возникают одна за одной.

Я веду телеграм канал о маркетплейсах, если вам было интересно читать, приходите в гости.

Спасибо за внимание!

3030
6 комментариев

Конкуренция на маркетплейсах жесткая, но неужели нельзя создать систему, которая бы была выгодна и продавцам, и покупателям.

1
Ответить

Мне показалось, что в создании выгодных условий есть определённые циклы, которые завязаны на целях кампаний. До и в первое время пандемии условия для селлеров были очень привлекательными. Это помогло платформам сконцентрировать в одном месте огромное количество продавцов разных товаров. Сейчас, вероятно, цели поменяли вектор. Конкуренция за покупателя и необходимость масштабироваться дикими темпами требует больших средств. Селлерам же показали, какие у них могут быть обороты, ну и каждый понимает, что вряд ли где-то, кроме маркетплейсов, самостоятельно можно привлечь такое количество покупателей. Озон сейчас привлекает селлеров категории Одежда, предлагая хорошие условия. Это продлится какое-то время, потом будут ухудшения.

2
Ответить

Можно и нужно и это было бы самым верным решением, но маркетплейсы и в этой системе найдут обходы, чтобы все-таки они больше выгоды имели!

1
Ответить

Маркетплейсы в обще перестали с селлерами считаться, особенно вб. Много встречал постов на тему беспредела с их стороны, каждый раз что то новое выдумывают

1
Ответить

Соглашусь с вами, Валерий, на Вайлдбериз действительно сделан упор на штрафах и принуждениях. Но часто селлеры сами из-за нежелания вникать в правила платформы "подставляются". За всё время работы на этой платформе, если честно, ни разу не сталкивалась с чем-то одиозным. Ни разу сторона платформы не теряла поставки, не начисляла беспочвенные штрафы и другое, что обычно вызывает возмущение. Наверное, управление большой компанией, где общее впечатление складывается от качества работы большого количества людей невозможно организовать как-то иначе, чем через систему штрафов.

1
Ответить