Проверь на себе: как определить поддельный товар при онлайн-покупке

В российской интернет-торговле сегодня увеличивается число поддельных товаров. Недобросовестные продавцы продолжают изобретать новые схемы, поэтому к онлайн-покупкам сегодня стоит подходить с максимальной ответственностью. Директор юридического департамента CDEK.Shopping Полина Щербинина о том, как определить реплику при онлайн-заказе и что нужно делать, если все-таки вы получили контрафакт.

В прошлом году многие потребители жаловались на мошенничество продавцов, при котором те отправляли откровенную копию товара или совершенно другую продукцию. Так, по данным сервиса онлайн-безопасности и защищенных покупок CosmoVisa, 57% россиян в 2023 году получали подделку хотя бы раз. Но главная сложность в том, что схемы мошенничества постоянно меняются.

Рост количества реплик связан с тем, что селлерам становится все труднее приобретать и реализовывать товары многих зарубежных брендов. При этом, по данным CDEK.Shopping, спрос на иностранную продукцию класса люкс растет. Средний ежемесячный прирост заказов этой категории составляет 123%.

Чаще всего в e-com подделывают люксовые, брендовые и популярные товары. Много копий электроники, в частности, техники Dyson, наушников Marshall, часов Apple. Часто встречаются реплики обуви, особенно известных брендов Adidas и Nike. Подделывают швейцарские часы — в этой категории товаров оборот от производства контрафакта, по данным Федерации швейцарской часовой промышленности, составляет более миллиарда долларов в год. Также в последнее время встречается все больше копий детских игрушек, батареек, бытовой химии, парфюмерии и лекарств.

То есть любой товар могут подделать и подделывают. Поэтому с 1 марта 2023 года маркетплейсы и другие игроки e-commerce обязаны отчитываться о движении маркированных товаров в системе «Честный знак». Это значит, что площадки несут ответственность за торговлю подделками и нарушения правил маркировки. Так, только за третий квартал прошлого года, по данным Федеральной антимонопольной службы, российские маркетплейсы заблокировали 1,7 млн карточек товаров. Но в случае, если кто-то из предпринимателей все же пытается продавать на маркетплейсах сомнительную продукцию, такие инциденты быстро пресекаются, товары снимаются с продажи, а информация о нарушениях передается в общую информационную базу всех маркетплейсов.

Однако подделок в e-com все еще много, поэтому стоит знать, как проверить товар на оригинальность и что делать, если вам пришла реплика.

Для начала разрушьте стереотип о том, что товар, произведенный в Азии, — обязательно подделка. Сегодня нет взаимосвязи между страной-производителем и оригинальностью продукции. Для снижения себестоимости товара многие бренды отдают производство в азиатские страны. Так, Китаю пошив своих коллекций доверяют популярные бренды Zara, Levi's, Incanto, люксовые Acne Studio, DKNY, Kenzo, Marc Jacobs, Meucci, Tory Burch.

Из Китая также доставляется большая часть электроники. Но у нее есть свои особенности, которые не связаны с качеством. Например, ноутбук MSI Alpha в Китае называется MSI Thunder Shadow. Цена у него ниже, чем у международной версии, но отличий, кроме как в языке операционной системы, у них нет.

Выбирая товар в онлайне:

1. Проверьте наличие модели товара на сайте производителя бренда. Возможно, выбранный продукт не был заявлен производителем или давно снят с производства.

2. Сверьте цену товара на площадке со стоимостью на официальном сайте бренда. Цена может отличаться, в среднем, не более чем на 15%. Например, оригинальная сумка от Louis Vuitton не может стоить в магазине или на маркетплейсе 10-20 тысяч рублей.

3. Сравните изображение в карточке товара онлайн-площадки с фото оригинального товара на сайте бренда. На фотографии неоригинального товара можно увидеть, что отсутствуют какие-то детали в оформлении, существенно отличается цвет или упаковка.

4. Проверяйте данные о продавце. Селлер может использовать в своих карточках фотографии с официального сайта бренда. Поэтому посмотрите информацию о продавце: если он является официальным дистрибьютором бренда, значит, ему можно доверять. Некоторые сервисы по заказу товаров, помимо данных о юридическом лице селлера, предоставляют историю его работы на платформе и персональный рейтинг, по которым можно судить о добросовестности продавца.

5. Обращайте внимание на сертификаты соответствия на продукцию. На многих сайтах, например, Poizon и iHerb, эти документы есть в открытом доступе. Если же вы не смогли найти сертификаты соответствия — обратитесь в службу поддержки сервиса. Цифровую маркировку электроники проверьте на официальном сайте страны выкупа производителя. Где именно был выкуплен товар — важно. Так, у Европы и США будут разные коды. А фен Dyson из Китая не будет регистрироваться по коду на официальном сайте ни одной из стран, кроме Китая. Если же он из ОАЭ, то и зарегистрируется только на официальном сайте ОАЭ.

По-хорошему площадки по продаже товаров все эти пункты должны проделывать за покупателя. Особенно это должно работать, если клиент заказал продукцию, которой нет на сайте. Если источник выкупа — не официальная площадка, то сервисы, дорожащие своей репутацией, предупреждают покупателей о сомнительном качестве товара и предлагают проверенную альтернативу.

Любой товар также важно проверять после покупки. Лучше делать это при получении товара — в пункте выдачи, под камерами и при сотруднике ПВЗ. Нужно помнить, что, приняв посылку в пункте выдачи, человек автоматически подтверждает, что у него нет претензий к товару и качеству доставки.

Проверять товар на ПВЗ следует так:

  • Снимите распаковку посылки на видео.
  • Убедитесь в целости упаковки — на ней не должно быть повреждений.
  • Удостоверьтесь в соответствии товара заказу. Здесь важна комплектность и внешний вид.
  • Если вы заказали электронику, включите ее, чтобы понять, все ли функции работают.

Если вы обнаружили брак или поняли, что пришел контрафакт, важно сразу отказаться от товара. На ПВЗ нужно заполнить акт несоответствия и отправить его вместе с фотографией товара в службу поддержки. Хорошо, если клиент приложит к документам видео-распаковку.

После этого сервис, через который покупатель приобрел товар-подделку, должен отправить запрос иностранному продавцу или в интернет-магазин для получения официального ответа для клиента. Если нарушения находят — исключают площадки из возможных источников выкупа. Клиенту сервисы, которые ценят своих покупателей, предлагают несколько вариантов решения спорной ситуации.

33
Начать дискуссию