SEO на маркетплейсах умирает или за ним будущее?

SEO на маркетплейсах умирает или за ним будущее?

Начинаю серию небольших статей про SEO для маркетплейсов. Но про SEO в широком смысле, в связке с маркетингом. Которое давало, дает и будет давать продажи.

И для начала сделаю этакий мостик от классического SEO к маркетплейсам. Классическое SEO сайтов должно было умереть уже лет 10 назад, если не 15.

Но до сих пор живее всех живых.

И на маркетплейсах, похоже, будет аналогично. Как же всё развивалось?

SEO - Search Engine Optimization, оптимизация под поисковые системы. А в случае маркетплейсов - под поисковые алгоритмы ВБ, Озона и других.

❗То есть в общем смысле это не только ключи и тексты, а всё, что помогает оптимизироваться под алгоритмы.

Я начала оптимизировать сайты для получения позиций и трафика в 2000 году. В это время не было ни названия SEO, ни компаний, ни особых специалистов, ни вордстата, ни тем более учебников по этому профилю. В то время алгоритмы только начинали развиваться, но и сайтов было мало. Поэтому достаточно было включить нужный запрос в текст, заголовок и во все теги. И ты сразу оказывался в ТОПе. Потому что остальные до этого не додумались.

Очень быстро всё изменилось. И вебмастера начали спамить - например, писать миллион ключей белым цветом на странице. Люди не видели, а роботы употребляли. И такие сайты попадали в ТОП.

Потом алгоритмы придумали учитывать ссылки - если на сайт кто-то поставил ссылку, значит сайт авторитетный, и его можно ранжировать выше. Конечно, тут же выросли как грибы биржи, где вебмастера покупали ссылки.

Яндекс и Гугл очень активно с этим боролись и отправляли явных нарушителей в бан и под фильтры с понижением позиций. Аналогично позже боролись с некачественным контентом и накруткой разных факторов.

Затем появилась разная выдача в зависимости от города, а позже - персонализированная выдача. Стали отличаться критерии ранжирования у различных типов запросов. Пластиковые окна купить - это коммерческий запрос, по нему показывались только сайты, где можно было купить. Информационные запросы - совсем другая история, там нужны были большие статьи с картинками и схемами.

Дальше уже получили развитие коммерческие и поведенческие факторы. Коммерческие - всё, что касается процесса продажи. У вас должны были быть качественные страницы про доставку, оплату, возврат и прочие материалы. Поведенческие - это про конверсии. Яндексу и Гуглу было важно, чтобы человек из выдачи перешел на сайт и решил там все вопросы, не возвращаясь в выдачу. А поскольку счетчики Яндекса и Гугла стояли у всех, то и все подробные данные о поведении на сайте были доступны поисковым системам. А в последние годы алгоритмы анализировали уже и сам бизнес компании-владельца сайта.

Настала стадия автоматизации. Появилось много сервисов с аналитикой, мониторингом позиций и различными инструментами. Вручную оптимизировать сайты с тысячами страниц и товаров, конечно, было невозможно. Как ни удивительно это звучит, но сеошники использовали нейросети задолго до ChatGpt.

Согласитесь, всё очень похоже на маркетплейсы?

Просто маркетплейсы преодолели путь развития поисковых алгоритмов намного быстрее.

В какой-то момент стало понятно, что для поисковой оптимизации чисто технических вещей мало. Уже в 2014 году в SEO-командах, где работала, были не только технари и копирайтеры, но и веб-аналитики и юзабилисты (специалисты по интерфейсам). "Техничка" отвечала только за базу, но основной профит в поисковой оптимизации давали уже чисто маркетинговые и аналитические инструменты. Году в 2018 крупные интернет-магазины вообще перестали размещать тексты на страницах с товарами - это уже ни на что не влияло. Влиял ассортимент, оптимизированные под любые запросы страницы фильтров, структура, удобство интерфейса и даже процедура оформления заказа.

⚡Примерно это и происходит сейчас на маркетплейсах. Кажется, что в SEO на маркетплейсах нет ничего сложного и что оно ни на что особо не влияет. Но это не так. Просто SEO становится другим. И выиграет тот, кто адаптируется.

Больше полезных материалов для селлеров маркетплейсов: о карточках, конверсии, SEO, воронках читайте в Телеграм канале 20 тысяч часов Екома .
11
Начать дискуссию