Как Вайлдберриз в суде за самовыкупы наказывает и можно ли ему противостоять?

Спойлер – оправдать совершенные селлером самовыкупы товара становится практически невозможно.

Как Вайлдберриз в суде за самовыкупы наказывает и можно ли ему противостоять?

Меня зовут Чернов Артем, я партнер юридической компании ALM Consulting, и мы работаем с селлерами на всех маркетплейсах, защищаем их интересы не только в отношениях с площадкой, но и в отношениях с их конкурентами и госорганами. Еще мы проведем бесплатный вебинар для селлеров, подробнее в конце поста

Самовыкупы – наиболее распространенный и легкий способ для манипуляции рейтингом товара у продавца. Запускать новую карточку товара и «разгонять» ее с нуля, довольно сложная задача. Отзывов на карточке нет, покупок мало, и сравнивая затраты на рекламу для раскрутки карточки со стоимостью самовыкупов селлеры часто выбирают второе.

Вайлдберриз практически с самого начала своей деятельности старается противостоять таким манипуляциям и всячески выявляет случаи самовыкупов, блокирует такие карточки и выставляет штрафы, но доказать в суде правомерность своих подозрений мог лишь в редких случаях. Сейчас в практике мы видим совершенно иную ситуацию.

Правовое обоснование

Начать стоит с того, а чем же запрещены самовыкупы и что за них будет?

Оферта Вайлдберриз содержит пункт 9.6.2 следующего содержания:

«Продавец обязуется не совершать действия, направленные на манипулирование (искусственное завышение) рейтингами товара или продавца, в том числе, но не ограничиваясь:
- приобретать Товары посредством сайта Вайлдберриз у себя самого, в том числе с привлечением других лиц, или
- побуждать других лиц приобретать товары Продавца на сайте с последующей передачей таких товаров Продавцу.
Нарушение настоящего пункта является основанием для удержания с Продавца возникших убытков, а также для взимания сверх убытков штрафа в размере, предусмотренном Перечнем штрафов, и блокировки аккаунта Продавца на основании пункта 9.9.9.»

Штраф за такое нарушение составляет 30% от стоимости товаров, реализованных продавцом посредством сайта Ваилдберриз с целью манипулирования рейтингами, но не менее 100 000 ₽.

Оспаривать законность таких штрафов и пытаться снизить их размер, как несоразмерный последствиям нарушения на основании 333 статьи ГК РФ, как показывает многочисленная практика, бессмысленно.

Что было раньше?

Как и указывал, Вайлдберриз не первый год борется с самовыкупами. Но раньше статистика их споров была не такой радужной и перспективной, как сейчас.

То есть Вайлдберриз выставлял штраф продавцу, списывал его с сумм, причитающихся к выплате, но когда селлер шел в суд и указывал на необоснованность списания, то маркетплейс просто не мог представить доказательств и поэтому требования селлеров чаще удовлетворялись.

Важно отметить, что бремя доказывания законности списания/удержания денежных средств в таких спорах ложится на Вайлдберриз, как на лицо, осуществившее списание.

Что сейчас?

Наш анализ более, чем 500 судебных решений за 2024 год показывает, что процент удовлетворения требований по спорам, связанным с манипуляцией рейтингом товара колеблется от 20 до 30%. Суды все чаще занимают сторону маркетплейса и отказывают селлерам в удовлетворении их требований.

Это связано с тем, что в первую очередь Вайлдберриз в бОльшем количестве дел перестал занимать пассивную позицию, когда он просто не представлял в суд никаких доказательств и пояснений.

Позиция маркетплейса теперь всегда обосновывается представленными доказательствами.

Алгоритмы маркетплейса позволяют ему выделять подозрительные закономерности, которые крайне редко встречаются при анализе обычного поведения потребителей. Вот, например, некоторые их них:

  • использование одной банковской карты сразу в нескольких аккаунтах;
  • бОльшая часть покупок заказываются в ПВЗ в городе, где совершается отгрузка товаров на склад Вайлдберриз (для удобства повторной отгрузки);
  • один аккаунт часто приобретает товары в разные ПВЗ по стране;
  • к одному аккаунту привязано слишком много разных банковских карт;
  • аккаунты созданы совсем недавно и сразу же совершают активные покупки;
  • продавец выдает персональные скидки аккаунтам, которые приобретают товар и оставляют отзывы;
  • процент положительных отзывов слишком сильно увеличился по сравнению с другими периодами продажи товара;
  • слишком большой процент отзывов с фото- или видеоматериалами;
  • все товары приобретены по прямой ссылке на него.

Это лишь наиболее часто встречаемые причины, по которым суды отказывают селлерам в оспаривании суммы штрафа. Перечень явно не является исчерпывающим. Самое главное, что маркетплейс научился не просто выявлять такие закономерности, но и может их документально подтвердить.

Вывод

Практика, на наш взгляд, явно складывается не в пользу продавца. Да, 25% требований продавцов все же удовлетворяют и зачастую причина та же, что и раньше – Вайлдберриз занял пассивную позицию и просто не представил доказательств. Все же количество их споров скорее всего явно превышает физические возможности их кадрового запаса и не на каждый спор они успевают надлежащим образом отреагировать.

Но буквально за последний год произошел огромный скачок в практике в пользу маркетплейса. Поэтому стоит предположить, что и дальше процент выигранных дел маркетплейсом в этой категории будет только расти. Вайлдберриз – огромная IT-компания, которая ежедневно анализирует поведенческие особенности десятков миллионов покупателей и продавцов. Их алгоритмы совершенствуются с каждым днем, чего нельзя сказать об алгоритмах работы сервисов для самовыкупа.

Мы крайне не рекомендуем селлерам использовать данные способы для продвижения своих товаров. Ведь помимо суммы штрафа, маркетплейс можно заблокировать аккаунт селлера, который является куда более ценным активом, чем 100 тысяч рублей.

Еще мы 13 августа в 13:00 проведем бесплатный вебинар для селлеров о том, когда все же судиться с Вайлдберриз выгодно и может принести вам деньги. Мы рассмотрим все основные категории споров, статистику по ним, а также основные аргументы селлеров и Вайлдберриз, а также ответим на ваши вопросы. На вебинар можно зарегистрироваться в нашем телеграмм-боте по ссылке. Приходите, будем рады вас видеть!

11
Начать дискуссию