Складская логистика в 2024

Я на складе Amazon, где обрабатывают от 50 тыс заказов в день. Разбираюсь, как устроена складская логистика и с вами делюсь. Рассказываю, как выгружают и собирают посылку, на какие кнопки нажимают и как человек прислуживает роботу. В статье много роботов, схем и людей за решеткой. Велком.

Складская логистика в 2024

Я на основном складе Amazon. Здесь хранят 40 миллионов товаров самого Amazon и поставщиков. На этом складе происходит всё — от приема новых товаров до отправки готовых заказов.

Складская логистика в 2024

Склад огромный — занимает 279 000 кв. метров и имеет 5 этажей:

  • первый этаж — это зона приема и отгрузки. А еще, тут отдельно хранят и упаковывают крупный товар от 11 кг;

  • второй этаж — зона упаковки мелкого товара;

  • третий и четвертый этажи — размещение, хранение и сбор мелких товаров;

  • пятый этаж — офисы.

Схема склада. Занимает 279 000 кв. метров. Имеет 5 этажей. Каждый этаж для своего процесса. 
Схема склада. Занимает 279 000 кв. метров. Имеет 5 этажей. Каждый этаж для своего процесса. 

Amazon разделил работу с мелким и крупным товаром. Мелкие товары до 11 кг обрабатывают люди и роботы. Их принимают на первом этаже, хранят на третьем-четвертом, а упаковывают на втором. Их легко перемещать по конвейерам или с помощью роботов. С крупным работают только люди на первом этаже.

Схема перемещения мелкого и крупного товара.Так, Amazon эффективно управляет огромным складом и быстро обрабатывает заказы. Но принимают весь товар одинаково.
Схема перемещения мелкого и крупного товара.Так, Amazon эффективно управляет огромным складом и быстро обрабатывает заказы. Но принимают весь товар одинаково.

На складе работают 2500 сотрудников и 4700 роботов. И при этом здесь нет хаоса. Потому что всем управляет умная программа WMS.

WMS — это мозг склада. Она знает расположение каждого товара, робота и сотрудника. Программа раздает задания и инструкции: какой товар взять, куда положить, как упаковать. И следит, чтобы все задания выполнялись правильно и быстро.

Как принимают товары

Каждый день на отгрузку приезжает 300 грузовиков. Но очередей нет, потому что все машины прибывают по расписанию. Это расписание составляет программа YMS.

Зона отгрузки склада Amazon. Тут нет очередей из грузовиков. Потому что водители приезжают точно по расписанию. 
Зона отгрузки склада Amazon. Тут нет очередей из грузовиков. Потому что водители приезжают точно по расписанию. 

YMS отслеживает каждую машину через GPS. Она знает точную локацию, какой товар везет и когда прибудет.

Когда грузовик приближается к складу, YMS уведомляет главную программу склада WMS, и та начинает подготовку. WMS выделяет нужное число работников и готовит технику. Когда грузовик приехал — YMS отправляет его к конкретным воротам. Где уже готовы его принять.

Как только товар отгружен или погружен, YMS  оповещает об этом и WMS меняет статус доставки 
Как только товар отгружен или погружен, YMS оповещает об этом и WMS меняет статус доставки 

Система связывается с водителями через приложение. Если задержка на складе, YMS меняет расписание и отправляет уведомление. Если машина сломалась, водитель отправляет сообщение в приложение, и программа убирает его из графика.

Такая система помогает Amazon работать без очередей и простоев.

Везут в зону хранения

Тяжелые товары и большие партии поставщики привозят на палетах. Легкие и небольшие товары доставляют в обычных коробках.

Когда машина приезжает, сотрудники склада начинают разгрузку. Коробки они отправляют по гибким роликовым конвейерам.

Это гибкие роликовые ленты, которые легко подстроить под любую машину. Их можно растянуть или сжать, передвинуть или совсем убрать.
Это гибкие роликовые ленты, которые легко подстроить под любую машину. Их можно растянуть или сжать, передвинуть или совсем убрать.

Палеты разгружают по-другому. Их вывозят сотрудники склада на тележках.

Это ускоряет разгрузку
Это ускоряет разгрузку

На товаре есть код с названием, количеством и информацией о продавце. Его делают поставщики в своем кабинете Amazon. Работники склада сканируют этот код. Данные идут в WMS. Она сверяет эту информацию с накладной. Если всё совпадает, система подтверждает приемку и обновляет данные о запасах.

Дальше путь мелкого и крупного товара расходится. Мелкий товар перекладывают в контейнеры и отправляют на верхние этажи, а крупный — отвозят на палетах.

Как размещают мелкий товар

Товар и стеллаж приезжают к человеку

Обычно на складах сотрудник ходит с тележкой и раскладывает товар. У Амазона не так. Сотрудникам нельзя заходить в зону хранения. Стеллажи сами приезжают к человеку.

Стеллаж едет к человеку
Стеллаж едет к человеку

Сотрудники ждут стеллажи и товар на рабочей станции. Стеллажи везет робот. Товар едет по конвейеру.

Рабочая станция — это место сотрудника со сканером, экраном и защитной решеткой от роботов. Тут сотрудник ждет стеллажи и товары.
Рабочая станция — это место сотрудника со сканером, экраном и защитной решеткой от роботов. Тут сотрудник ждет стеллажи и товары.

Робот получает задание от WMS по беспроводной сети. В задании указаны координаты стеллажа и сотрудника. Робот подъезжает под стеллаж, поднимает и везет к человеку.

На полу приклеены штрихкоды. По ним ориентируются в пространстве робот: ехать прямо, повернуть, остановиться, поднять или опустить стеллаж.

Под роботом есть сканер, который считывает штрихкоды на полу. По ним робот узнает свое местоположение и маршрут, даже если сигнал беспроводной сети слабый или временно отсутствует. 
Под роботом есть сканер, который считывает штрихкоды на полу. По ним робот узнает свое местоположение и маршрут, даже если сигнал беспроводной сети слабый или временно отсутствует. 

Когда все на месте, WMS выводит на экран человека задание. В задании указывает: какой товар взять и с какого контейнера. Контейнер с нужным товаром подсвечивает зеленым.

Над контейнерами есть сканеры. Они реагируют на движение руки. Если сотрудник потянется не в тот контейнер, программа даст знать. 
Над контейнерами есть сканеры. Они реагируют на движение руки. Если сотрудник потянется не в тот контейнер, программа даст знать. 

Программа выбирает ячейку для товара на стеллаже

Стеллажи разделены на ячейки. Каждая ячейка имеет уникальный код. Он записывается в WMS как адрес. Так программе проще отслеживать товар.

Адрес ячейки состоит из цифр и букв. Цифра означает колонку, буква — ряд. QR-код содержит подробную информацию о ячейке. 
Адрес ячейки состоит из цифр и букв. Цифра означает колонку, буква — ряд. QR-код содержит подробную информацию о ячейке. 

В одной ячейке лежат разные товары: футболки, книги и провода. Так склад используется полностью и нет пустых полок.

Часто на складах резервируют полки под определенные товары. Если этого товара нет — полки пустые. Amazon так не делает. Они кладут товар почти на любое свободное место. 
Часто на складах резервируют полки под определенные товары. Если этого товара нет — полки пустые. Amazon так не делает. Они кладут товар почти на любое свободное место. 

Сотрудник сканирует штрихкод товара. В этот момент программа решает, куда положить. WMS сопоставляет:

  • вес нового товара;
  • вес товара, который уже лежит в ячейке;

  • какой вес еще выдержит ячейка;

  • наличие похожего товар в ячейке.

Если ячейка не выдержит или там есть похожий товар — класть туда нельзя. И программа подсвечивает ячейку фиолетовым.

Когда сотрудник сканирует штрихкод товара,  программа анализирует товар и место хранения. И подсвечивает фиолетовым, где нельзя размещать. Если ячейка бесцветна — можно.
Когда сотрудник сканирует штрихкод товара, программа анализирует товар и место хранения. И подсвечивает фиолетовым, где нельзя размещать. Если ячейка бесцветна — можно.

Вначале я думал, что в ячейку встроены светодиоды. Но нет. На потолке просто закреплен проектор, который связан с WMS.

Проектор висит над контейнерами и светит на стеллаж.
Проектор висит над контейнерами и светит на стеллаж.

Программа записывает, куда положили товар

WMS следит за каждым действием сотрудника. Рядом с проектором есть камера. Она снимает, куда сотрудник кладет товар.

Камера делает фото. Программа анализирует эти снимки и считает вещи. 
Камера делает фото. Программа анализирует эти снимки и считает вещи. 

Роботы взвешивают товары в ячейках и сообщают вес системе. Программа сверяет тип товара, вес и количество.

Если сотрудник ошибся, все рабочее место заливается фиолетовым. Если всё верно, робот везет товары на хранение.

Сотрудник взял не тот товар, и рабочее место залилось фиолетовым цветом.
Сотрудник взял не тот товар, и рабочее место залилось фиолетовым цветом.

Человек убирает за роботом

Вообще, людям нельзя заходить в зону хранения. Но иногда это необходимо: если товар упал, пролился или повредился штрихкод на полу.

Один стеллаж весит около 300 кг. Если упадет на человека, будет неприятно…
Один стеллаж весит около 300 кг. Если упадет на человека, будет неприятно…

Тогда сотрудник надевает специальный жилет и берет планшет. Жилет посылает сигналы роботам, что рядом человек. Роботы замедляются, останавливаются или меняют маршрут, чтобы не столкнуться. Через планшет можно управлять роботами и прокладывать безопасный путь для сотрудника.

Жилет помогает безопасно ходить среди роботов. С планшета выстраивают маршрут и можно управлять роботами: остановить их или отправить в другое место. Но одного меня не пустили даже с жилетом и планшетом. Потому что опасно. 
Жилет помогает безопасно ходить среди роботов. С планшета выстраивают маршрут и можно управлять роботами: остановить их или отправить в другое место. Но одного меня не пустили даже с жилетом и планшетом. Потому что опасно. 

Как собирают заказ за 11 минут

Собирают заказ там же, где и размещают — на рабочих станциях. Но так было не всегда.

Раньше сотрудники ходили вдоль стеллажей с корзинкой и ручным терминалом. Один сотрудник проходил за день 16 км и собирал 100 заказов.

Сотрудники с тележкой свободно ходят в зоне хранения товаров.
Сотрудники с тележкой свободно ходят в зоне хранения товаров.

Сейчас сотрудник стоит на месте, и товар сам приезжает к нему. В итоге собирает 300—400 заказов за день.

5 мин — сборка

Как только клиент сделал заказ на сайте, WMS раздает задания роботам и людям. Роботу показывает, где заказ и сборщик. Как только робот нашел стеллаж — повез сотруднику на рабочую станцию.

Сотруднику WMS показывает на экране, где и какой товар взять. И дополнительно подсвечивает ячейку с нужным товаром белым цветом, а контейнер куда положить зеленым.

Все настолько просто, что даже у меня это получается с первого раза. 
Все настолько просто, что даже у меня это получается с первого раза. 

Сотрудник берет товар, сканирует штрихкод Амазона, кладет в контейнер и нажимает на зеленую кнопку над ним. Система по камерам проверят заказ и дает следующее задание.

В одном контейнере — заказы разных клиентов. Когда контейнер полон, WMS дает сигнал. Контейнер загорается красным. Если работник не замечает, система издает звук. Сотруднику не нужно поднимать тяжести. Он просто сдвигает полный контейнер на конвейер и берет пустой. Заполненный контейнер едет по конвейеру на второй этаж в зону упаковки.

+ 2 мин — упаковка

Если в заказе несколько товаров, его в начале собирают, а потом упаковывают. Заказ собирает человек. К нему приезжают контейнеры с товарами. Тут тоже есть экран, на котором сотрудник видит задания от WMS.

Контейнер сотрудник не поднимает, а скатывает по горке
Контейнер сотрудник не поднимает, а скатывает по горке

Работник сканирует товар. Программа сразу сообщает, один ли это товар в заказе или нет.

Для заказов с несколькими товарами сотрудник проверяет ячейки за собой. Программа подсвечивает ячейку, если там есть другие части этого заказа.

Программа фиолетовым светит, где остальные вещи для заказа. Если в ячейке ничего нет, работник кладет товар в шкафчик. Этот товар не трогают, пока не приедут остальные вещи из заказа.
Программа фиолетовым светит, где остальные вещи для заказа. Если в ячейке ничего нет, работник кладет товар в шкафчик. Этот товар не трогают, пока не приедут остальные вещи из заказа.

Когда на станции все товары для заказа, программа показывает на экране, в какую коробку упаковать.

Коробки хранятся в сложенном виде. Работник собирает их самостоятельно. Тоже лежат по ячейкам
Коробки хранятся в сложенном виде. Работник собирает их самостоятельно. Тоже лежат по ячейкам

Сотрудник упаковывает заказ и клеит штрихкод. Так, WMS отслеживает посылку и выполняет следующие шаги обработки заказа.

Иногда система ошибается с размером коробки. Например, для книги может предложить коробку от карт. Тогда работник может взять коробку побольше, но нельзя менять тип упаковки, например, с коробки на пакет. 
Иногда система ошибается с размером коробки. Например, для книги может предложить коробку от карт. Тогда работник может взять коробку побольше, но нельзя менять тип упаковки, например, с коробки на пакет. 

Далее упакованный заказ отправляют на проверку и сортировку

+ 1 мин — проверка

На конвейере есть весы. Пока заказ едет, система считывает его штрихкод и взвешивает коробку. WMS сравнивает реальный вес с ожидаемым. Если все совпадает, на коробку автоматически наклеивают этикетку с адресом клиента. Заказ готов к отправке.

Складская логистика в 2024

Если вес неправильный или программа не может считать штрихкод — посылку отправляют на проверку человеку.

+ 1 мин — погрузка на палету

Готовые посылки едут по конвейеру на сортировку. Там работник сканирует каждую коробку и ставит на робота-тележку. Одна посылка — один робот.

Складская логистика в 2024

WMS знает, в какой штат должна отправиться посылка. Поэтому, как только просканировали штрихкод товара, она дает инструкцию роботу-тележке к какому палету везти.

Роботы везут посылки к палету.
Роботы везут посылки к палету.

Роботы-тележки быстрые, но не могут сами разместить товар на палете. Здесь включается другой робот или человек.

У палетов работает человек или большой робот Robin. Они берут посылку с маленького робота и ставят на нужный палет. 
У палетов работает человек или большой робот Robin. Они берут посылку с маленького робота и ставят на нужный палет. 

+ 2 мин — отгрузка в машину

Пока сотрудники готовят товар к погрузке, машину для перевозки проверяют в специальной арке. Эта арка — сканирующее устройство с камерами со всех сторон.

Amazon проверяет машины с помощью искусственного интеллекта. Пока машина едет, камеры делают фото высокого качества и по ним анализируют состояние авто. Зеленым выделили камеры. Но на кадре еще не все.
Amazon проверяет машины с помощью искусственного интеллекта. Пока машина едет, камеры делают фото высокого качества и по ним анализируют состояние авто. Зеленым выделили камеры. Но на кадре еще не все.

Машина медленно проезжает через нее. За минуту камеры делают тысячи снимков и отправляют их в компьютер.

Программа быстро анализирует фото. Она ищет любые проблемы: от мелких трещин до серьезных поломок. Система помнит историю каждой машины, поэтому может предсказать будущие неисправности. Это помогает чинить грузовики до серьезных поломок.

Если с машиной все в порядке, она едет к воротам на погрузку. Там работники загружают товар. После этого грузовики развозят посылки. Некоторые едут прямо к клиентам, другие — на ближайшие склады Amazon для дальнейшей сортировки и доставки.

А как с крупными товарами

Каяки, телевизоры, мебель и кухонное оборудование хранят в отдельной зоне на первом этаже. В основном там нет роботов и конвейеров. Люди на погрузчиках и тележках сами таскают товар.

В основном всю работу делают люди на технике. Потому что крупные товары сложно и дорого автоматизировать из-за размера и веса.  
В основном всю работу делают люди на технике. Потому что крупные товары сложно и дорого автоматизировать из-за размера и веса.  

Хотя я знаю склады Амазон, где есть стационарный робот-помощник. Там хранят крупный товар на нескольких этажах. Он поднимает товар на палетах на второй этаж.

Сотрудники на погрузчиках привозят палеты роботу. Робот зафиксирован на месте. Берет рукой палет и поднимает на второй этаж.
Сотрудники на погрузчиках привозят палеты роботу. Робот зафиксирован на месте. Берет рукой палет и поднимает на второй этаж.

Но WMS все равно руководит процессом. Она решает, как принимать товары, как отгружать и где хранить. Система постоянно следит за количеством каждого товара и знает, где он находится.

Программа раздает задания сотрудникам через терминалы. Она также управляет всей техникой на складе. Система записывает каждое действие работника: как быстро он собирает товары, сколько делает ошибок, сколько времени простаивает.

Программа следит и за техникой. Она видит, какой погрузчик работает без остановки, а какой стоит без дела. Если нужно, система может перераспределить задачи, чтобы вся техника работала равномерно.

Попробуйте и вы WMS

Крупный товар хранят на стеллажах и на полу. Места делят на ячейки и присваивают адрес, чтобы WMS фиксировала точное расположение товара.

Складская логистика в 2024

Размещают товар по правилам:

  1. Тяжелое — вниз, легкое — наверх.

  2. Популярные товары ближе к выходу.

  3. Длинные предметы на специальные стеллажи: лыжи, каяки, доски для серфинга.

  4. Хрупкое дальше от тяжелой мебели.

  5. Сначала ставит по краям, а потом центр.

Так хранят телевизоры, холодильники и каяки. 
Так хранят телевизоры, холодильники и каяки. 

Когда товар раскладывают или собирают — терминалами сканируют штрихкод товара и места хранения. Так программа понимает, где именно находится товар на складе, обновляет его статус и отслеживает каждое перемещение.

На высоте телевизоры и ноутбуки собирают товар в клетках. Но всегда с терминалом. Если работник по ошибке сканирует не ту ячейку или товар, терминал сразу сообщит об этом. 
На высоте телевизоры и ноутбуки собирают товар в клетках. Но всегда с терминалом. Если работник по ошибке сканирует не ту ячейку или товар, терминал сразу сообщит об этом. 

А чтобы сотрудники не заблудились и экономили время на поиски, терминал показывает короткий путь к нужному стеллажу. Поэтому даже новички легко находят товар.

Когда нужно отправить заказ, его помещают в коробку и везут в сортировочный центр. Там посылки делят по почтовым индексам и отправляют в ближайшие центры доставки.

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана на основе видео итальянского блогера Andrea Galeazzi, чтобы было интересней читать. Но в видео не хватает информации, поэтому мы дополнили материал с других источников.

Финал

Amazon создал систему, которая не зависит от проблем с персоналом: текучки, забастовок и болезни. Даже новичок без опыта работает как опытный и собирает заказ за 11 минут. Потому что основные процессы автоматизированы.

Программа управляет всем: от приемки до отгрузки. Она дает четкие указания людям и роботам. Роботы делают тяжелую работу: двигают стеллажи, сортируют и перевозят товары. Но людей все еще нельзя полностью заменить. Роботы плохо справляются с хрупкими вещами и иногда ломаются. А еще, роботы дороже.

В итоге Amazon стал крупным брендом с самой быстрой доставкой. Клиенты знают, что если заказать сейчас товар, через два часа он будет у двери. Попробуйте и вы автоматизировать свои склады.

Над статьей работали: Слава Рюмин, Эвелина Астапова
5050
1515
11
47 комментариев

Не раскрыта тема рептилоидов в Амазон

8
Ответить

Там «Человек убирает за роботом». Все очевидно)))

4
Ответить

слышала, что в подвале склада Амазон рептилоиды выкапывают золото и ценные ресурсы Земли. А потом за доллары продают другим рептилоидам. Ну, просто потому что долллар это межгалактическая валюта

Ответить

Где то плачет один Влад Бакальчук

4
Ответить

Тут даже его бывшая должна расплакаться)

5
Ответить

😂😂

Ответить

напоминаю: эта та жа контора ,где ИИ в виде индусов мониторят магазин без продавцов

3
Ответить