Опыт работы с сервисом MONEYPLACE
Как вы уже поняли из названия блога – здесь будет только Мое Субъективное Мнение, поэтому если вы не готовы его выслушать, подлить масла в огонь или согласиться с ним, тогда вам стоит перейти на другой блог.
Моя задача – не поливать грязью, а делиться свои опытом. Точка.
Ну, ещё и знакомиться с вашим, если вы готовы о нем рассказать.
Погнали! Начнём с моей основной боли этого года – сотрудничество с Маниплейс.
Структура будет такой:
- Коротко расскажу о том, кто мы и почему были заинтересованы в услугах Маниплейс;
- Озвучу историю нашего сотрудничества длиною в 6 месяцев;
- Завершу своими выводами.
Привет, меня зовут Таисия, и я являюсь CEO бренда уходовой косметики WEME. Наша косметика имеет классный УТП – энтомологический жир в составе. В этой статье я не буду грузить вас подробностями об этом ингредиенте, скажу лишь важное:
Мы потратили более 6 месяцев на разработку и тестирование рецептур, почти столько же на поиски производителей, которые согласятся с нами работать, и на получение всех необходимых документов на этот самый жир.
В продажу вышли в 20-х числах декабря 2023. То ещё веселье было и с фулфилментом, но об этом точно не в этой статье.
Когда в декабре мы получили наши первые долгожданные кремы, настало время выходить на рынок. Самой быстрой точкой старта продаж сейчас являются маркеплейсы, туда и пошли. По понятным причинам выбрали OZON и WB.
За 3 месяца до выхода продукта мы проводили анализ ниши и конкурентов на данных площадках через сервис Маниплейс. Доступ на 3 месяца стоил 65.970 руб., за этот прайс вы получаете довольно много информации, например, продажи по любым категориям и брендам за 90 дней с детализацией таких данных, как:
продажи по товару / бренду / категории и т.д. в шт. и рублях;
количество брендов в конкретном товарном запросе (например, у нас это крем для рук);
отдельные показатели по Wb, ozon, lamoda, СберММ, Я.Маркет и т.д.;
SEO: ключевики, сбор семантики, проверку описаний своего товара;
и ещё много всего важного и ценного. Собственно поэтому мы и использовали данный сервис. Любовь и доверие к нему в нас были посеяны.
В октябре, ещё разбираясь с операционкой и уже имея лёгкую тревогу на тему «Кто будет вести наши магазины на маркетплейсах?», мы открыли вакансии менеджеров в штат. Пачка собеседований не увенчалась успехом, так как мы ребята не из тех, кто просто берёт человека в штат: мы предпочитаем предварительно сами погрузиться в тему, в которой имеем брешь, а потом проводить собеседования с целью найти релевантного кандидата. Работа «в белую» обязывает работодателя к определенным финансовым нагрузкам при сокращении этого самого кандидата, мы это знаем и имеем в виду.
Что же было не так с кандидатами? Они не имели должного опыта в продвижении, кейсы, которыми они гордились и приводили в пример, имели низкие показатели, неудачные карточки, отвратительное SEO и всё в таком духе.
Короткое МСМ:
Маркетплейсы сильно поменяли условия игр в онлайн продажах с точки зрения рентабельности для селлеров и дополнительных рабочих мест. Сейчас можно быстро и за вменяемые деньги получить «профессию» менеджера маркетплейсов, но, на наш взгляд, просто курсов недостаточно: человек должен владеть основами в финансах и очень глубоко погружаться во все хитрости маркетплейсов (а их там вагон и малая тележка), иметь за плечами уже протестированные теории и, самое главное,понимать, какие из этих тестов применимы для того или иного продукта / категории. Да, это сложно и долго, но такова задача менеджера.
Сроки уже поджимали, собеседования мы прекратили и переключились на поиски компаний, которые занимаются комплексным ведением кабинетов на МП.
…Путь сотрудничества с Маниплейс. Моё любимое!
Отправили запросы в 5 или 6 компаний, в том числе в Маниплейс, так как они тоже оказывали необходимые нам услуги. Они и оказались самыми быстрыми по реакции на запрос.
В середине ноября подписали договор и начали подготовку к запуску. Кстати, обошлась нам эта услуга в 191.900 руб. за 6 мес., то есть ~ 32 тыс. / мес. Сладкая цена, да? Да! Ещё и доступ к своему сервису нам подарили на этот период.
Залетели перед Новым годом, в самый «бум» покупок. За первый месяц с учётом январских праздников на 4 SKU получили оборот в 300+ тыс. Для нас это было крутым результатом, так как конкуренция в категории косметики, мягко говоря, большая.
И это только по FBO.
Здесь отображены данные за май – июнь, в январе было ещё веселее. Конечно, в категории “красота” вшито много других подкатегорий, но рынок очень объемный.
Выкладываю все карты на стол: несмотря на то, что я пересмотрела миллион видео и прочитала не меньше статей про продвижение на МП, я всё ещё была «зелёной» в этом вопросе и часто доверяла тому, что говорят менеджеры Маниплейс. На тот момент у нас был закреплённый за нами сотрудник, который вёл оба кабинета (WB + OZON). Заваленная задачами по разработке новых продуктов, стратегией бренда на год и прочими важными делами, я доверилась нашим исполнителям по МП и занялась всем, что могла, чтобы потихоньку начать забирать свой кусочек пирога на рынке косметики. Продажи росли, так как на смену новогодним праздникам пришли февральские: тогда мы выросли на 25%, а потом подъехало 8 марта, и мы показали отличные продажи в предпраздничные дни.
Карточный домик рухнул.
Начиная с 5-6 марта, когда все подарки уже были куплены, мы провалились в настоящую яму, просидели там неделю, и тут я подняла «алларм»: пора вытаскивать свою страусиную голову из песка и избавляться от «паразитов». Посмотрела динамику просадки по всей категории в период с 3 по 14 марта: общая просадка рынка составила ~ 20%.
Как вишенка на торте – 11 марта меня ставят перед фактом, что наш менеджер больше не будет с нами работать, и нам предоставят двух других: одного – для WB, второго – для OZON. Странно уведомлять об этом день в день, но я не отчаялась: моей задачей было нормализовать продажи и повысить цены.
Повышаем ставки, господа!
Почему нам вдруг пришлось повысить цены? Дорогие мои, всему виной математика. Когда я погрузилась во всё, что происходило у нас на МП, я поняла, что весь бустинг продаж мы получили за счёт активного участия во всех акциях Озона и потому, что удовлетворили OZON своими ценами. Но себя мы не удовлетворили. Из-за такой стратегии мы получили очень низкую медианную цену. Приняли решение не рубить с плеча и повышать цены на 5-10% каждые 2-3 недели, чтобы через 1-1,5 мес. выйти в медианную, которая дает нам возможность существовать. Оказалось, что заявленный месяц на реанимацию медианной цены на OZON – ложь. Он и по сей день гасит наши цены.
Вернемся к теме сотрудничества с Маниплейс.
Первые 3-4 недели с новыми менеджерами прошли терпимо, но мне приходилось тратить гораздо больше времени на контроль, напоминания о задачах, споры, обсуждение оправданий и т.д. Перед сном и утром в дороге на тренировку я отвечала на накопившиеся отзывы, аппрувила скидки, а посередине дня, имея 0 продаж, писала в чат: «Уважаемые, что же происходит? Где продажи?», на что периодически получала ответ: «Ой, реклама не открутилась, сейчас настрою», «Сейчас занят, потом посмотрю»... Парам-пам-пам. Моё терпение заканчивалось, но в апреле мы готовили к продаже новые продукты, и я решила, что потерплю до запуска.
Звонок руководителю менеджеров, который был с нами в чате, был провалом года, так как на все мои претензии я услышала: «Ну и что вы мне предлагаете сделать? Что вы от меня-то хотите?» Я выпала. Каждый раз обещаю себе поставить запись телефонных разговоров, но забываю. Так бы порадовала вас нашей беседой…Эх.
Никогда не терпите, если вы уже чувствуете запах жареного.
Запуск продуктов как точка невозврата.
Я заранее попросила завести карточки новых товаров, сделала ТЗ в гугл-таблицах, сама со своим дизайнером собрала карточки товара и рич. Задачей менеджеров было только добавить товары и проверить ключевики и SEO. В мае мы начали отгрузку товара на фф (классные ребята с MPBoost, реально рекомендую, они третьи за полгода, и с ними нам хорошо), и тут началось веселье. Менеджер по ozon просто забивал на запросы о распределении по складам по несколько дней, игнорировал сообщения нашей команды – менеджеры с MPboost в шоке, у меня испанский стыд и дёргается глаз. Рычагов давления нет, руководитель уже проявил все свои таланты, звонки в тех. поддержку закончились фразами: «Мы взяли в работу ваш запрос, с вами обязательно свяжутся». Знаете когда связались? Когда встал вопрос о продлении договора по предоставлению услуг. Ха-Ха-Ха.
Вишенок много не бывает.
31 мая, в пятницу, меня ставят перед фактом, что менеджер по OZON уходит в отпуск с 03.06, и менеджера на замену нет, поэтому кабинет будет вести менеджер, который занимается WB.
Глобально уже все ОК, так как моя основная задача была найти других подрядчиков. Нашла. Всё шло классно, но последнюю вишенку мне всё-таки подкинули сотрудники Маниплейс: файл по новым продуктам я предоставила 14.04, регулярно напоминала о добавлении карточек, мой дизайнер сам загрузил рич, в продажу продукты вышли в начале июля, и все предыдущее время я заходила и правила наполнение карточек, начиная от названий, заканчивая характеристиками, но сделать SEO и т.д. самостоятельно я была уже не готова, и, когда мы начали делать анализ наших ЛК с новым подрядчиком, я поржала от души. Эти прекрасные «менеджеры» настолько забили на нас, что информацию о новых продуктах добавили, как получилось: где-то поленились добавить весь состав, ни по одному продукту не добавили корректное название, и много других «вишенок». Про SEO я вообще молчу. Его надо оплачивать отдельно, и мы, конечно, это сделали, но за то время, пока нам его предоставляли, мы уже успели с новыми подрядчиками всё сделать сами.
Рефлексия и самоанализ. Выводы и советы.
- Скупой платит дважды, а страусы типо меня платят своими нервами, временем и потерей дохода;
- Не доверяйте всему, что говорят «менеджеры», особенно если они сидят на фиксе;
- Не ждите удобного момента, берите на себя ответственность за принятие решений и действуйте. Это классный опыт и важный скилл;
- Если вы погрязли в операционных «пожарах» – вдохните, выдохните и сделайте приоритезацию, далее выделите конкретное время в своём расписании для анализа этого пожара и поиска решений, погрузитесь и разберитесь.
P.S. мы все еще поисках хороших менеджеров, поэтому если ты такой, напиши нам!