Опыт работы с сервисом MONEYPLACE

Как вы уже поняли из названия блога – здесь будет только Мое Субъективное Мнение, поэтому если вы не готовы его выслушать, подлить масла в огонь или согласиться с ним, тогда вам стоит перейти на другой блог.

Моя задача – не поливать грязью, а делиться свои опытом. Точка.

Ну, ещё и знакомиться с вашим, если вы готовы о нем рассказать.

Погнали! Начнём с моей основной боли этого года – сотрудничество с Маниплейс.

Структура будет такой:

  • Коротко расскажу о том, кто мы и почему были заинтересованы в услугах Маниплейс;
  • Озвучу историю нашего сотрудничества длиною в 6 месяцев;
  • Завершу своими выводами.

Привет, меня зовут Таисия, и я являюсь CEO бренда уходовой косметики WEME. Наша косметика имеет классный УТП – энтомологический жир в составе. В этой статье я не буду грузить вас подробностями об этом ингредиенте, скажу лишь важное:

Мы потратили более 6 месяцев на разработку и тестирование рецептур, почти столько же на поиски производителей, которые согласятся с нами работать, и на получение всех необходимых документов на этот самый жир.

В продажу вышли в 20-х числах декабря 2023. То ещё веселье было и с фулфилментом, но об этом точно не в этой статье.

Когда в декабре мы получили наши первые долгожданные кремы, настало время выходить на рынок. Самой быстрой точкой старта продаж сейчас являются маркеплейсы, туда и пошли. По понятным причинам выбрали OZON и WB.

За 3 месяца до выхода продукта мы проводили анализ ниши и конкурентов на данных площадках через сервис Маниплейс. Доступ на 3 месяца стоил 65.970 руб., за этот прайс вы получаете довольно много информации, например, продажи по любым категориям и брендам за 90 дней с детализацией таких данных, как:

  • продажи по товару / бренду / категории и т.д. в шт. и рублях;

    количество брендов в конкретном товарном запросе (например, у нас это крем для рук);

    отдельные показатели по Wb, ozon, lamoda, СберММ, Я.Маркет и т.д.;

    SEO: ключевики, сбор семантики, проверку описаний своего товара;


и ещё много всего важного и ценного. Собственно поэтому мы и использовали данный сервис. Любовь и доверие к нему в нас были посеяны.

<i>отличный сервис для анализа ниш и не только</i>
отличный сервис для анализа ниш и не только

В октябре, ещё разбираясь с операционкой и уже имея лёгкую тревогу на тему «Кто будет вести наши магазины на маркетплейсах?», мы открыли вакансии менеджеров в штат. Пачка собеседований не увенчалась успехом, так как мы ребята не из тех, кто просто берёт человека в штат: мы предпочитаем предварительно сами погрузиться в тему, в которой имеем брешь, а потом проводить собеседования с целью найти релевантного кандидата. Работа «в белую» обязывает работодателя к определенным финансовым нагрузкам при сокращении этого самого кандидата, мы это знаем и имеем в виду.

Что же было не так с кандидатами? Они не имели должного опыта в продвижении, кейсы, которыми они гордились и приводили в пример, имели низкие показатели, неудачные карточки, отвратительное SEO и всё в таком духе.

Короткое МСМ:

Маркетплейсы сильно поменяли условия игр в онлайн продажах с точки зрения рентабельности для селлеров и дополнительных рабочих мест. Сейчас можно быстро и за вменяемые деньги получить «профессию» менеджера маркетплейсов, но, на наш взгляд, просто курсов недостаточно: человек должен владеть основами в финансах и очень глубоко погружаться во все хитрости маркетплейсов (а их там вагон и малая тележка), иметь за плечами уже протестированные теории и, самое главное,понимать, какие из этих тестов применимы для того или иного продукта / категории. Да, это сложно и долго, но такова задача менеджера.

Сроки уже поджимали, собеседования мы прекратили и переключились на поиски компаний, которые занимаются комплексным ведением кабинетов на МП.

…Путь сотрудничества с Маниплейс. Моё любимое!

Отправили запросы в 5 или 6 компаний, в том числе в Маниплейс, так как они тоже оказывали необходимые нам услуги. Они и оказались самыми быстрыми по реакции на запрос.

В середине ноября подписали договор и начали подготовку к запуску. Кстати, обошлась нам эта услуга в 191.900 руб. за 6 мес., то есть ~ 32 тыс. / мес. Сладкая цена, да? Да! Ещё и доступ к своему сервису нам подарили на этот период.

Залетели перед Новым годом, в самый «бум» покупок. За первый месяц с учётом январских праздников на 4 SKU получили оборот в 300+ тыс. Для нас это было крутым результатом, так как конкуренция в категории косметики, мягко говоря, большая.

<i>выгрузка в категории на Ozon</i>
выгрузка в категории на Ozon
<i>и по wildberries</i>
и по wildberries

И это только по FBO.

Здесь отображены данные за май – июнь, в январе было ещё веселее. Конечно, в категории “красота” вшито много других подкатегорий, но рынок очень объемный.

Выкладываю все карты на стол: несмотря на то, что я пересмотрела миллион видео и прочитала не меньше статей про продвижение на МП, я всё ещё была «зелёной» в этом вопросе и часто доверяла тому, что говорят менеджеры Маниплейс. На тот момент у нас был закреплённый за нами сотрудник, который вёл оба кабинета (WB + OZON). Заваленная задачами по разработке новых продуктов, стратегией бренда на год и прочими важными делами, я доверилась нашим исполнителям по МП и занялась всем, что могла, чтобы потихоньку начать забирать свой кусочек пирога на рынке косметики. Продажи росли, так как на смену новогодним праздникам пришли февральские: тогда мы выросли на 25%, а потом подъехало 8 марта, и мы показали отличные продажи в предпраздничные дни.

Карточный домик рухнул.

Начиная с 5-6 марта, когда все подарки уже были куплены, мы провалились в настоящую яму, просидели там неделю, и тут я подняла «алларм»: пора вытаскивать свою страусиную голову из песка и избавляться от «паразитов». Посмотрела динамику просадки по всей категории в период с 3 по 14 марта: общая просадка рынка составила ~ 20%.

Опыт работы с сервисом MONEYPLACE
Опыт работы с сервисом MONEYPLACE

Как вишенка на торте – 11 марта меня ставят перед фактом, что наш менеджер больше не будет с нами работать, и нам предоставят двух других: одного – для WB, второго – для OZON. Странно уведомлять об этом день в день, но я не отчаялась: моей задачей было нормализовать продажи и повысить цены.

Повышаем ставки, господа!

Почему нам вдруг пришлось повысить цены? Дорогие мои, всему виной математика. Когда я погрузилась во всё, что происходило у нас на МП, я поняла, что весь бустинг продаж мы получили за счёт активного участия во всех акциях Озона и потому, что удовлетворили OZON своими ценами. Но себя мы не удовлетворили. Из-за такой стратегии мы получили очень низкую медианную цену. Приняли решение не рубить с плеча и повышать цены на 5-10% каждые 2-3 недели, чтобы через 1-1,5 мес. выйти в медианную, которая дает нам возможность существовать. Оказалось, что заявленный месяц на реанимацию медианной цены на OZON – ложь. Он и по сей день гасит наши цены.

Вернемся к теме сотрудничества с Маниплейс.

Первые 3-4 недели с новыми менеджерами прошли терпимо, но мне приходилось тратить гораздо больше времени на контроль, напоминания о задачах, споры, обсуждение оправданий и т.д. Перед сном и утром в дороге на тренировку я отвечала на накопившиеся отзывы, аппрувила скидки, а посередине дня, имея 0 продаж, писала в чат: «Уважаемые, что же происходит? Где продажи?», на что периодически получала ответ: «Ой, реклама не открутилась, сейчас настрою», «Сейчас занят, потом посмотрю»... Парам-пам-пам. Моё терпение заканчивалось, но в апреле мы готовили к продаже новые продукты, и я решила, что потерплю до запуска.

Звонок руководителю менеджеров, который был с нами в чате, был провалом года, так как на все мои претензии я услышала: «Ну и что вы мне предлагаете сделать? Что вы от меня-то хотите?» Я выпала. Каждый раз обещаю себе поставить запись телефонных разговоров, но забываю. Так бы порадовала вас нашей беседой…Эх.

Никогда не терпите, если вы уже чувствуете запах жареного.

Запуск продуктов как точка невозврата.

Я заранее попросила завести карточки новых товаров, сделала ТЗ в гугл-таблицах, сама со своим дизайнером собрала карточки товара и рич. Задачей менеджеров было только добавить товары и проверить ключевики и SEO. В мае мы начали отгрузку товара на фф (классные ребята с MPBoost, реально рекомендую, они третьи за полгода, и с ними нам хорошо), и тут началось веселье. Менеджер по ozon просто забивал на запросы о распределении по складам по несколько дней, игнорировал сообщения нашей команды – менеджеры с MPboost в шоке, у меня испанский стыд и дёргается глаз. Рычагов давления нет, руководитель уже проявил все свои таланты, звонки в тех. поддержку закончились фразами: «Мы взяли в работу ваш запрос, с вами обязательно свяжутся». Знаете когда связались? Когда встал вопрос о продлении договора по предоставлению услуг. Ха-Ха-Ха.

Вишенок много не бывает.

31 мая, в пятницу, меня ставят перед фактом, что менеджер по OZON уходит в отпуск с 03.06, и менеджера на замену нет, поэтому кабинет будет вести менеджер, который занимается WB.

Опыт работы с сервисом MONEYPLACE

Глобально уже все ОК, так как моя основная задача была найти других подрядчиков. Нашла. Всё шло классно, но последнюю вишенку мне всё-таки подкинули сотрудники Маниплейс: файл по новым продуктам я предоставила 14.04, регулярно напоминала о добавлении карточек, мой дизайнер сам загрузил рич, в продажу продукты вышли в начале июля, и все предыдущее время я заходила и правила наполнение карточек, начиная от названий, заканчивая характеристиками, но сделать SEO и т.д. самостоятельно я была уже не готова, и, когда мы начали делать анализ наших ЛК с новым подрядчиком, я поржала от души. Эти прекрасные «менеджеры» настолько забили на нас, что информацию о новых продуктах добавили, как получилось: где-то поленились добавить весь состав, ни по одному продукту не добавили корректное название, и много других «вишенок». Про SEO я вообще молчу. Его надо оплачивать отдельно, и мы, конечно, это сделали, но за то время, пока нам его предоставляли, мы уже успели с новыми подрядчиками всё сделать сами.

Рефлексия и самоанализ. Выводы и советы.

  • Скупой платит дважды, а страусы типо меня платят своими нервами, временем и потерей дохода;
  • Не доверяйте всему, что говорят «менеджеры», особенно если они сидят на фиксе;
  • Не ждите удобного момента, берите на себя ответственность за принятие решений и действуйте. Это классный опыт и важный скилл;
  • Если вы погрязли в операционных «пожарах» – вдохните, выдохните и сделайте приоритезацию, далее выделите конкретное время в своём расписании для анализа этого пожара и поиска решений, погрузитесь и разберитесь.

P.S. мы все еще поисках хороших менеджеров, поэтому если ты такой, напиши нам!

11
11 комментариев

"на наш взгляд, просто курсов недостаточно: человек должен владеть основами в финансах и очень глубоко погружаться во все хитрости маркетплейсов (а их там вагон и малая тележка), иметь за плечами уже протестированные теории"

всем подавай топ специалиста с мега стажем, нет чтобы на испытательный срок взять новичка на небольшой оклад и обучить =)

Ответить

Максим, глобально мы стараемся придерживаться такой политики, например, сейчас у меня в штате несколько таких сотрудников. Кто-то совсем без опыта, кто-то пришел еще студентом с минимальным опытом. Я готова вкладывать силы в сотрудников, но всегда надо понимать в кого и зачем. В случае с маркеплейсами это гораздо сложнее, у меня как у исполнительного директора физически не хватает времени погрузиться во все тонкости работы с мп, да и не должна я этого делать, моя задача замерять общую температуру и принимать решения для достижения результата. Да, какую-то базу, гипотезы и теорию я изучаю, как и писала в статье, держу "руку на пульсе" и на еженедельных созвонах выношу на общее обсуждение свои предположения. Но зачем мне человек, который даже после прохождения курсов, не знает как работать с географией продаж, какие риски и траты прилетают компании при плохой оборачиваемости и т.п. Я (и не только я) не готова платить за то, чтобы работать в минус или, что хуже, самой выполнять функции менеджера. "Мега стаж" - это когда сотрудник умеет вести кабинет под ключ, показывать рост и четко понимать причины спада + знать как их отрегулировать. Я такого запроса не посылала в космос, я прошу внимательности, базовых знаний и честных рыночных отношений.

1
Ответить

Как по мне, самые ужасные и неадекватные заказчики, которые немного погрузились в специфику. ) Найти любого кандидата из IT не обладая хорошими знаниями - это огромная проблема. На этом HR и живёт.

Вы ещё не видели отмазы SEO и продукт-оунеров, вот там действительно раздолье. )

Ответить

Сергей, я полностью с вами согласна про заказчиков / руководителей, которые поверхностно погружаются и начинают "учить жизни и работе" сотрудников / исполнителей. Но, честно скажу, я всегда своим сотрудникам узкого профиля говорю: "Я не являюсь специалистом в этой сфере, я могу предполагать и предлагать, но у меня есть один важный критерий к совместной работе - это результат, давайте думать как нам прийти к нему и насколько он реализуем". Мне кажется такой подход должен быть продуктивным и честным для обеих сторон, но очень часто я сталкиваюсь с тем, что меня пытаются на#бать и принимают это за слабость. Поэтому хочешь / не хочешь, а погружаться приходится. Даже не представляю что происходит в IT, если я даже разработчика для Google-таблиц уже месяц не могу найти😂

Ответить