Китайские фабрики могут украсть ваш бренд? Рассказываем о популярной схеме мошенничества

Если вы планируете шить одежду в Китае, будьте осторожны при выборе фабрики и обращайте внимание на договор с производством. Иначе рискуете стать жертвой мошеннических схем.

Один из видов мошенничества — регистрация вашего бренда без вашего же ведома. Казалось бы, если товарный знак уже зарегистрирован в России, то переживать не о чем. Однако в Китае все работает несколько по-иному. Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, специалист по международным поставкам Артур Леер рассказал, как обезопасить свой бренд от подобного мошенничества.

Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, специалист по международным поставкам Артур Леер 
Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, специалист по международным поставкам Артур Леер 

Как в Китае воруют бренды?

Казалось бы, если ваш бренд уже зарегистрирован в России, то вы защищены, а потому можете спокойно размещать заказы в других странах, в том числе в Китае. Однако все не так просто.

«Регистрация товарного знака в Китае основывается на принципе «приоритетной подачи» заявления на регистрацию товарного знака», — объясняет Артур Леер.

Иными словами, правообладателем товарного знака в Китае признается не тот, кто первым начал его использовать, а тот, кто первым его зарегистрировал. При этом совершенно неважно, использовался ли этот товарный знак где-либо еще. И даже если он зарегистрирован в других странах, его возможно еще раз зарегистрировать в Китае. Исключением являются только общеизвестные марки: Adidas, Puma, Balenciaga, Mcdonald's и другие.

Такой вид мошенничества называется «сквоттинг», что можно перевести как «воровство бренда». И это явление достаточно распространено. Для чего это делается? Очень часто «украденный товарный знак» пытаются перепродать настоящему правообладателю.

Китайские фабрики могут украсть ваш бренд? Рассказываем о популярной схеме мошенничества

Примеры сквоттинга

Недавно в Textile Pro обратилась селлер, которая рассказала о подобном случае. Она через агента работала с китайской фабрикой. Когда селлера перестало устраивать качество, она захотела найти другое производство. Однако на новой фабрике ей отказали в сотрудничестве из-за того, что ее бренд уже был зарегистрирован в Китае. Судя по всему, это сделали на предыдущем производстве.

Почему же новая фабрика отказалась работать с клиенткой из России?

«На мой взгляд, основная причина, почему китайские фабрики не хотят шить одежду с брендом — это опасение производства контрафактной продукции, то есть без согласования с правообладателем. Для китайских фабрик приоритетное значение будет иметь наличие зарегистрированного товарного знака на территории Китая, даже если у российского заказчика этот товарный знак в РФ был зарегистрирован раньше. Опять же, все упирается в правило приоритета товарного знака в Китае. При этом такой риск может быть предусмотрен договором с фабрикой, в котором все риски претензий могут быть переложены на заказчика»

Артур Леер

Но подобные истории могут произойти не только с новичками. Артур привел несколько примеров, как в Китае успешно украли известные российские бренды.

Так, китайский производитель практически полностью скопировал дизайн российской «Балтики», изменив лишь название. Причем «Балтика» ранее уже зарегистрировала несколько товарных знаков на территории Китая.

Еще более впечатляющий пример: официальный дилер «Лукойла» в Китае зарегистрировал промышленные образцы и товарные знаки, благодаря чему начал продавать оригинальные канистры «Лукойла», не ставя в известность своего партнера.

Как обезопасить себя?

Лучшее, что вы можете сделать для сохранения прав на свой бренд — это зарегистрировать товарный знак в Китае до начала сотрудничества с местными производителями. То есть до того момента, пока бренд станет известен в этом регионе.

Также не лишним будет указать в договоре с местными подрядчиками обязательства о нерегистрации подрядчиком товарного знака на территории Китая. За нарушение этого обязательства возможно прописать крупный штраф или сумму заранее оцененных убытков, также можно подписать соглашение о конфиденциальности. А еще важно прописать в контракте, что интеллектуальные права на созданное китайскими поставщиками отчуждаются в пользу заказчика, то есть вас.

Китайские фабрики могут украсть ваш бренд? Рассказываем о популярной схеме мошенничества

Все это работает в том случае, если у вас еще не украли ваш бренд. А что же делать, если это уже произошло? Вы можете попробовать доказать, что товарный знак был зарегистрирован без намерения его использования в Китае. Для этого в ведомство по товарным знакам Китая необходимо подать соответствующие возражения или заявление о признании товарного знака недействительным.

«При этом на этапе подачи заявления на регистрацию товарного знака у ведомства по товарным знакам есть полномочия отклонить заявку, если она подается недобросовестно без намерения ее использования», — отметил Артур Леер.

Важно учитывать, что право на обжалование регистрации товарного знака есть у любого, но только в течение 3-х месяцев после публикации сведений об экспертизе товарного знака. В ином случае вам придется оспаривать решения ведомства в судах, а на это потребуется уже гораздо больше времени, нервов, но самое главное — денег.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Если вам интересно производство одежды в Китае, Индии, Бангладеш - подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где я публикую видео с фабрик, разбор кейсов и другие полезные материалы по теме.

11
Начать дискуссию