B2B-маркетплейсы из России: почему безопасные закупки на них выгоднее серых схем импорта из Китая?

Мы любим маркетплейсы за то, что там можно купить любой товар без заморочек с доставкой и оплатой. Вот бы сделали похожие площадки для бизнеса, чтобы можно было в пару кликов купить тонну строительного песка или партию станков! Стоп. B2B-маркетплейсы в России уже работают — объясняем, как они устроены, что там продается и сколько зарабатывают поставщики.

B2B-маркетплейсы из России: почему безопасные закупки на них выгоднее серых схем импорта из Китая?

На связи Виктория Шаманская, ответственная за контент в Satom — маркетплейсе для бизнеса. Мы совсем недавно решили занишеваться и сменить универсальную площадку на работу в B2B-секторе, а наши клиенты уже совершили сделки на сумму более 1,2 трлн рублей. Рассказываю, почему такие сервисы набирают популярность и в чем они удобнее, чем ставшие привычными закупки из Китая.

Что можно купить на B2B-маркетплейсе

Здесь принцип такой же, как и на обычном маркетплейсе: продается всё. Можно купить любые товары, которые нужны бизнесу: сырье и оборудование для производства, а также готовую продукцию оптом для перепродажи.

Это лишь небольшая часть категорий, доступных на сайте 
Это лишь небольшая часть категорий, доступных на сайте 

На Satom более 6000 категорий товаров, а при необходимости могут появиться и новые. Особой популярностью пользуются:

  • Строительные материалы: за полгода — более 3700 заказов почти на 600 млн рублей.
  • Промышленное оборудование — 7320 заказов на 440 млн рублей.
  • Спецтехника и оборудование — 1250 заказов почти на 12 млрд рублей.

Сейчас в бизнесе мы наблюдаем тренд на местное производство: российские компании стремятся выпускать свои товары, а не перепродавать чужие. Именно поэтому растет спрос на производственное оборудование, особенно в легкой промышленности. Например, на Satom активно покупают швейное оборудование: мировые марки одежды ушли с рынка, и эту нишу стараются занять локальные бренды.

Хорошо покупателям: без долгого ожидания и заморочек с оплатой

После закрытия привычных рынков все начали покупать сырье, оборудование и другие товары в Китае — там дешевле. Но у российских B2B-площадок есть серьезные плюсы.

Получить товар можно за пару недель, а не месяцев. В бизнесе скорость играет большую роль: например, предприниматель купил станок для лазерной резки, и ему важно как можно раньше начать использовать оборудование, чтобы быстрее окупить вложенные деньги и выйти на чистую прибыль. Чем дольше он ждет доставку, тем больше выручки упускает.

Вернуть некачественный товар и получить за него компенсацию проще. Ответственность российского продавца регулируется Гражданским кодексом. Если что-то пойдет не так, можно подать иск в арбитражный суд по адресу ответчика в России, но многие споры разрешаются в досудебном порядке.

С продавца из Китая сложно взыскать ущерб, если поставка пришла с браком. Чтобы можно было доказать плохое качество, при вскрытии контейнера должен присутствовать эксперт Торгово-промышленной палаты, его услуги стоят от 50 000 рублей. Судиться с китайцами можно годами, и даже если вы выиграете, добиться исполнения решения будет затруднительно.

Российскому продавцу перевести деньги можно с рублевого счета в пару кликов, а деньги придут сразу или на следующий рабочий день. А вот для работы с китайским продавцом понадобится открыть расчетный счет в юанях. Валютные переводы обычно платные. У банков комиссия составляет 2–5% за платеж, который будет идти 20–25 дней. Если действовать через платежных агентов, то перевод займет около недели, но комиссия составит до 7%, а еще есть риск мошенничества.

Сделки на B2B-маркетплейсах оформляются по договору напрямую с поставщиком. Это намного прозрачнее как для бухгалтерии, так и для налоговой, а еще можно вычесть оплату товара по НДС, и нет никакой оплаты за растаможку. Тогда как закупки в Китае — это часто серая схема через посредников, чтобы не платить пошлину как полагается.

Продавцам еще лучше: меньше головной боли, больше клиентов

B2B-компании часто не понимают, зачем им выходить на маркетплейс, если с продажами всё и так неплохо, особенно когда есть собственный сайт, с которого продаются товары.

На самом деле чем больше каналов продаж, тем выше шанс получить клиентов. Даже если у компании уже есть свой каталог или интернет-магазин, маркетплейс — это еще одна площадка с собственной большой базой покупателей. Там не нужно искать, кому продать свою продукцию, клиенты приходят сами: так, на Satom активно работают более 700 компаний, а посетителей — более 1,5 млн в месяц.

Идет активный тренд на импортозамещение, поэтому B2B-продавцам самое время осваивать новые площадки для продаж. Если раньше покупатели заказывали товары из других стран, сейчас они всё больше работают с российскими поставщиками и активно ищут новых партнеров.

Если сайта нет, маркетплейс можно использовать как основной канал привлечения покупателей. В этом случае вы не тратите время на разработку, продвижение и техническое обслуживание интернет-магазина, а приходите на всё готовое. Не нужно нанимать команду из программистов, дизайнеров, верстальщиков и маркетологов. Просто загружаете информацию о товарах — и площадка сразу начинает их продавать.

Еще лучше, когда на базе маркетплейса можно создать отдельный сайт через конструктор — на Satom эта функция есть. Так вы получаете больше каналов продаж.

Результаты выхода на маркетплейс в цифрах

Наш опыт показывает, что B2B-маркетплейсы хорошо работают как дополнительный канал продаж. За полгода на Satom заключили 35 000+ сделок более чем на 1,2 трлн рублей — и это мы только запустили оптовое направление.

Среди продавцов-лидеров в этом году: поставщик сельскохозяйственных товаров напродавал на 11,5 млн рублей, поставщик автозапчастей — на 32 млн рублей, производитель аттракционов и развлекательного оборудования — на 69 млн рублей. С каждым месяцем их продажи растут в среднем на 20–30%.

А вы как думаете, есть ли будущее у B2B-маркетплейсов?

2020
22
7 комментариев

А много у вас в Сатом продавцов, которые вот сами производят это оборудование, стройматериалы, а не возят из Китая на перепродажу тут?

Ответить

Добрый день. Не могу сказать, что много, но тем не менее производители есть, как и прямые дистрибьюторы. Особенно заметен рост в развитии среднего бизнеса в сторону собственного производства.

2
Ответить

ну если вы говорите, что "За полгода на Satom заключили 35 000+ сделок более чем на 1,2 трлн рублей" - то будущее конечно есть) успехов

Ответить

Да, это данные статистики по маркетплейсу. Спасибо за пожелание, работаем над достижением успеха!

2
Ответить

Очень интересная платформа для физ лиц, но особо смысла нет для перепродаж или оптовых закупок, так как оптовые цены не особо меньше розничных .

Ответить

Добрый день. Это связано со спецификой В2В, не все товары высокомаржинальны. Возможно стоит попробовать сделать закупку через тендер - указать бюджет, нужную партию и собрать отклики.

1
Ответить