Как сделать анализ зарубежного рынка на основе данных маркетплейса? Пошаговая инструкция.

Всем привет!

Меня зовут Галина Мельник, я CMO международного hardware стартапа Evapolar. Мы тестировали около 50 рынков, и сейчас представлены в 30 странах. Наши самые большие рынки сбыта — это США, Великобритания, Германия и Австралия. В этой статье я хочу поделиться опытом, как можно проанализировать новый рынок или нишу, не инвестируя десятки (а иногда и сотни) тысяч долларов. Эта статья будет особенно полезна тем, кто собирается выходить на зарубежные рынки через локальные маркетплейсы.

Как сделать анализ зарубежного рынка на основе данных маркетплейса? Пошаговая инструкция.

Почему важно провести анализ рынка до фактического выхода на новый рынок?

  • Экономия времени и денег: Проведение качественного анализа может значительно сократить издержки и ускорить процесс принятия решений.
  • Оценка необходимости выхода: Исследование помогает ответить на ключевой вопрос — действительно ли рынок стоит вашего внимания и ресурсов.
  • Стратегия выхода: На основе анализа можно создать детализированный план по выходу на рынок, разработать маркетинговую стратегию, оценить бюджеты и риски.

Теперь давайте разберемся, с чего начать?

Шаг 0. Определить цель выхода на новый рынок

Прежде чем выходить на новый рынок, важно четко понимать, зачем это нужно вашей компании. Цели могут быть разными, в зависимости от стратегии компании. Вот несколько возможных целей:

  • Увеличить выручку
  • Снизить риски (например, сезонные колебания продаж)
  • Оптимизировать затраты
  • Укрепить бренд
  • Выйти вперед в конкурентной борьбе
  • Привлечь инвестиции

Определившись с целью вам будет легче и понятнее на какие переменные необходимо обращать внимание при анализе.

В итоге, анализ должен ответить на следующие базовые вопросы:

  • Каков потенциал рынка в деньгах и объеме?
  • Кто наши основные конкуренты?
  • Каковы затраты на продвижение и на какие каналы стоит рассчитывать ?

Шаг 1. Оценить объем категории во всех каналах

Для начала стоит оценить общий объем категории на рынке. Используйте отраслевые отчеты таких компаний, как McKinsey, Gartner, Euromonitor. Эти отчеты помогут вам получить макроэкономическую картину и оценить тенденции.

Вот пример как может выглядеть такой отчет.

Скриншот из Air Treatment Products in Spain Report, Euromonitor, 2021
Скриншот из Air Treatment Products in Spain Report, Euromonitor, 2021

Однако отчеты не дадут точных прогнозов продаж для вашего продукта. Поэтому следующим шагом будет прогнозирование продаж на уровне маркетплейса.

Шаг 2. Оценить объем продаж в категории на локальных маркетплейсах

Маркетплейсы — отличный инструмент для оценки продаж в категории. Они предоставляют большое количество данных о поведении потребителей, динамике спроса и конкурентах. Вот как можно это сделать:

1. Выберите маркетплейс

Выберите крупнейшую по трафику площадку в регионе, такую как Amazon в США, Европе, Ozon, Wildberries - в России или Alibaba - в Китае. Убедитесь, что маркетплейс охватывает вашу целевую аудиторию.

2. Соберите данные с помощью аналитических инструментов

Используйте такие инструменты, как Keepa, JungleScout, Helium10 для Amazon или MPStats и Moneyplace для российских маркетплейсов. Необходимые переменные:

  • Объем продаж (в штуках и деньгах).
  • Цены.
  • Sales Rank.
  • Размер упаковки (если релевантно).
  • Количество отзывов, рейтинг.
  • Дата создания листинга.
Как сделать анализ зарубежного рынка на основе данных маркетплейса? Пошаговая инструкция.

3. Проанализируйте данные

Определите:

  • Общие показатели продаж в категории: общий объем категории, средние продажи на одного селлера, средние продажи у топовых селлеров, средняя цена, размер упаковки, основные игроки

По отчету из Keepa мы видим, что общий объем продаж в категории "комбуча" за месяц - $780 026, или 29600 упаковок (упаковки разные!), средние продажи на один листинг - $7 800, средние продажи на листинг у топ 10 - $56 594, средняя цена - $26,35, средний рейтинг - 4,49, популярный размер упаковки - 24 шт, основные игроки: Remedy, Humm, Health-Ade, Teazen, Liquid I.V.

Анализ брендов на основе данных отчета Keepa по категории "комбуча"
Анализ брендов на основе данных отчета Keepa по категории "комбуча"
  • Насыщенность и концентрация рынка.

По отчету из Keepa из ста селлеров в категории "комбуча" продажи есть только у 74 листингов, а брендов всего 8, это значит, что категория не насыщена. Однако, мы видим, что 87% всех продаж в категории делают три бренда - Remedy, Humm и Health-Ade, что говорит о высокой концентрации.

  • Ценовую эластичность.

Это зависимость объема продаж от цены. При анализе необходимо учитывать размер упаковки. В категории "комбуча" самой популярной упаковкой является - 24 шт. В других категориях, где обычно продается по одной штуке, можно составить график ценовой эластичности. Понимание ценовой эластичности дает возможность правильно сформировать ценообразование на свой товар. Необходимо взять в расчет, что цену на маркетплейсе очень сложно зафиксировать, поэтому при расчете юнит экономики почти берут среднюю промоцену.

Если посмотреть на среднюю цену на один листинг по бренду в категории "комбуча" (таблица выше "Анализ брендов"), то мы видим, что у лидеров рынка цена $38, у остальных игроков $14, скорее всего, новые игроки пытаются вывести свои листинги в топ за счет низкой цены и как следствие, мЕньшей упаковкой.

  • Сезонность продаж.

Аналитические инструменты дают графики по динамике продаж в зависимости от месяца, соответственно можно сделать вывод о сезонности. Важный момент - лучше всего брать данные за последние 90-180 дней, это как правило, сглаживает сезонность и дает более реальную картину.

  • Средний рейтинг и количество отзывов у топ 10-20 листингов

В категории "комбуча" среднее количество отзывов на один листинг с продажами - 2152, средний рейтинг - 4,49. Для выхода в топ должно быть не менее 300-400, а рейтинг 4.5

  • Количество листингов со свежей датой создания и с новыми селлерами.

Если они есть - это хороший знак, значит, есть реалистичный шанс для продвижения. Если их нет или они есть, но они принадлежат большому бренду (как в случае с нишей комбучи), то ниша монополизирована. Если же их много, то стоит задуматься почему листинги не задерживаются надолго в данной нише (одна из причин - это сезонность, новые листинг создают под сезон).

В итоге, вы оцените потенциальный объем продаж на маркетплейсе, конкурентов, определите порог для входа и потенциальные возможности для бренда.

Шаг 3. Проанализировать конкурентов

Конкурентный анализ позволяет понять, какое место на рынке можно занять. Вот как это сделать:

1. Определите ближайших конкурентов

Выберите 5 конкурентов из топ 10 листингов по продажам и 5 новых игроков, которые уже показывают хорошие результаты.

2. Составьте Competitors Battlecard

Создайте сравнительную таблицу по следующим параметрам:

  • Продажи (в штуках и деньгах).
  • Цена.
  • Рейтинг.
  • Количество листингов.
  • Количество отзывов.
  • Продуктовые характеристики (логистика, упаковка и т.д.).
  • Сертификация

Пример таблицы:

Как сделать анализ зарубежного рынка на основе данных маркетплейса? Пошаговая инструкция.

3. Проанализируйте маркетинговую стратегию конкурентов

Для топ 5 (или меньше) конкурентов изучите:

  • их целевую аудиторию и позиционирование,
  • их присутствие на других платформах (сайты, соцсети, медиаполе),
  • стратегию продвижения бренда на и вне маркетплейса,
  • каналы сбыта помимо маркетплейсов.

4. Посчитайте необходимый минимум затрат на продвижение на маркетплейсе

Бюджет на продвижение будет сильно разниться в зависимости: от ниши (это виденье вам даст анализ выше), от вашей ценовой категории, от вашей цели и стратегии выхода на рынок. Основные статьи затрат это : затраты на внешний трафик (PR, инфлюенсеры, внешний трафик со сторонних платформ), затраты на рекламные кампании внутри площадки, скидки и акции, отзывы. Надо обязательно учесть, что % от общей выручки на продвижение будет выше при запуске проекта и должен снижаться до целевого при достижении желаемой позиции в выдаче на маркетплейсе. В среднем, считается, что целевой % затрат на маркетинг, который закладывается в юнит экономику, варьируется в пределах 15-25% от РРЦ, при запуске это почти всегда больше 100% (первые 1-3 месяца).

В итоге, конкурентный анализ поможет вам точнее спрогнозировать продажи и затраты на продвижение, а также это основа для успешного позиционирования вашего бренда.

Шаг 4. Рассчитать юнит экономику

Пожалуй, это самый важный этап, так как именно он позволит принять стратегическое решение о выходе на зарубежный маркетплейс или в целом на рынок.

После прохождения предыдущих этапов у нас уже есть понимание примерных объёмов продаж на которые вы можете рассчитывать, конкурентной цены, наших продуктовых преимуществ и затрат на продвижение. Осталось эти данные сопоставить с себестоимостью и операционными затратами, чтобы увидеть юнит экономику проекта выхода на зарубежный рынок через маркетплейс.

В таблице вы можете найти шаблон и пример заполнения юнит экономики с базовыми, характерными для всех маркетплейсов затратами, однако, каждый маркетплейс может иметь дополнительные статьи расходов, поэтому их лучше исследовать детально. На многих маркетплейсах есть встроенные калькуляторы, которыми можно воспользоваться.

В итоге, вы сможете точно оценить, насколько выгодно выходить на новый рынок с вашим продуктом.

Summary

После проведения всех этапов анализа у вас будет четкое представление о рынке, объемах продаж и конкурентах. Эти данные помогут вам создать более точный и детализированный план выхода на новый рынок с минимальными рисками и максимальной эффективностью.

Итак, подитожим, что надо сделать по шагам:

  • Поставить цель выхода на новый рынок
  • Выбрать рынок и нишу для анализа
  • Изучить категорию на макроуровне с помощью отраслевых отчетов
  • Проанализировать категорию на основе данных маркетплейса и спрогнозировать потенциальный объем продаж
  • Провести конкурентный анализ и посчитать маркетинг бюджет для запуска
  • Свести юнит экономику
  • Принять решение о выходе на новый рынок!
11
Начать дискуссию