Бизнес «по залёту» или как любовь к таблицам привела к созданию прибыльного бизнеса

Любой бизнес начинается с идеи. Иногда её обдумываешь долго, просчитываешь все возможные риски, вкладываешь много сил и времени на запуск и раскрутку. А бывает так, что намерения продавать не было, но уже есть клиенты, готовые у тебя купить. Именно так случилось у меня. Я это называю бизнес «по залёту», потому как был к нему не готов и даже некоторое время сопротивлялся. Что из этого вышло, читайте дальше.

Бизнес «по залёту» или как любовь к таблицам привела к созданию прибыльного бизнеса

Всем привет! Меня зовут Николай Смерницкий. Я предприниматель с более чем 10-летним стажем. Продаю на WB и Ozon в трёх разных нишах с ежемесячным оборотом более 30 млн рублей. Магазин обоев, с которого я начинал свой бизнес в онлайн, сейчас один из топов на WB. Знаю все тонкости работы и глубоко погружен в финансы, аналитику, оцифровку маркетплейсов и готов делиться опытом. Регулярно выступаю на мероприятиях от Сбера, SkillBox, Мой Бизнес (МинФин), а так же на профильных конференциях и форумах.

В 2023 году основал MPfact.ru, уникальный сервис по оцифровке магазинов селлеров Wildberries и Ozon, позволяющий продавцам принимать решения на основании твердых цифр, а не интуиции и ожиданий. Это и есть тот самый бизнес «по залёту», который на старте принёс мне сразу 2 млн.

Как все начиналось

В 2020 году я решил попробовать свои силы на российских маркетплейсах. Знакомые убеждали меня, что на Wildberries для селлеров большие перспективы. Поэтому я сосредоточился на нём. Провел небольшой анализ рынка, закупил пять разных товаров в Китае и разместил их на Wildberries. В первый же день заказов было сделано на 15 тысяч. Неплохо, да? Но для дальнейшей работы мне нужно было понять что именно продавалось, по какой цене и, самое главное, какую прибыль я с этого получил с учётом всех расходов.

В личном кабинете маркетплейсов есть раздел Аналитика. Там можно посмотреть в том числе отчёты по продажам. Они очень объемные, специфичные и непонятные обычному селлеру. Чтобы разобраться и выбрать нужную информацию, пришлось потратить время. При этом я получил далеко не все необходимые для анализа продаж данные. Меня это не устроило. Я банально хотел увидеть, что продалось, сколько продалось и по какой цене, вроде самые обычные потребности любого продавца на маркетплейсе.

Так выглядит отчёт о продажах на Wildberries, глаза сломаешь
Так выглядит отчёт о продажах на Wildberries, глаза сломаешь

Любой свой бизнес я всегда стремлюсь оцифровать, чтобы дальше действовать, исходя из реальных показателей, а не по интуиции. Чтобы иметь быстрый доступ к ключевым цифрам за любой период, стал вести собственные таблицы, в которые включил всё, что мне, как селлеру, необходимо видеть каждый день для эффективной работы

Первым отчётом на старте бизнеса была unit-экономика. Без неё невозможно ни правильную цену установить, чтобы окупились расходы, ни определить прибыльность разных складов, ни оценить вообще перспективность товара и возможность дальнейшего масштабирования. Мне важно было рассчитать оптимальную цену на товар с учётом расходов на закупку, цен конкурентов, комиссий маркетплейса и возможных акций от него.

Вторым отчётом, который я создал для себя, был ежедневный отчёт о продажах. Вообще не представляю как без него можно работать. Это позволило мне видеть динамику продаж и понимать приносит мне это прибыль или нет. Вообще маркетплейсы, это про маленький ассортимент и большой оборот на одном товаре. Поэтому важно найти свой и взять с него по максимуму. Постепенно я оцифровал практически все процессы: прогнозирование поставок, аналитику финансовых отчётов, поартикульную доходность с учетом рекламы, хранения и приемки и многое другое.

Так выглядит наш отчёт о продажах
Так выглядит наш отчёт о продажах

Как строилась на тот момент работа с таблицами. У меня был в найме сотрудник, который ежедневно скачивал все отчёты, включая тарифы, продажи, загружал файл в общую таблицу, а дальше данные автоматически подтягивались в другие таблицы. Так я получал собственную аналитику продаж. Это ещё не было полноценным сервисом. Но на тот момент такое решение очень облегчало работу.

Примерно через три месяца работы я подумал, что может я изобретаю велосипед, и есть уже сервисы, которые закроют все мои потребности, и пошёл искать подходящий для этого вариант. Но по факту оказалось, что выбрать нечего. Никто не мог предложить решение, которое позволило бы свести воедино мою внутреннюю аналитику, «Мой склад» и финансово-управленческую часть.

Я попробовал пару сервисов в надежде, что как-то можно в пределах их рамок решить мои задачи, но оказалось, не всё так красиво, как они описывали.

Везде либо расчёты были некорректными из-за неверно выстроенной методологии этих расчётов, либо функционал был ограниченным. Потратив на поиски несколько месяцев, я пришел к выводу, что нужно создавать что-то своё, под свои задачи. Всё в тех же гугл-таблицах доработал систему, куда дополнительно включил отчёт о прибылях и убытках, движение денег, баланс и множество отчетов по внутренней аналитике и складскому учету. Работать с данными стало в разы легче.

Почему не делаешь из этого бизнес?

Помимо продаж на маркетплейсе я начал вести свои каналы в Телеграм и на YouTube. Рассказывал о своем опыте, своих наблюдениях и, конечно, упоминал свои гугл-таблицы, когда нужно было проиллюстрировать какую-то статистику. Идеи продавать это кому-то вообще не было. Часть таблиц, которые можно легко внедрить, я раздавал бесплатно, к примеру unit-экономику для WB и Ozon (сейчас, кстати, тоже есть бесплатная версия для новичков)

Однажды в разговоре знакомая спросила почему я не сделаю полноценный сервис. Она была готова его купить. Я сказал, что даже не задумывался об этом. Одно дело сделать решение для себя, другое - создать универсальный сервис для селлеров с разным ассортиментом и разными потребностями. Знакомая дала ссылки на проекты, которые работали в том же направлении. Я посмотрел и обещал подумать над этим как-нибудь.

Первый клиент

В тот же вечер, после нашего разговора со знакомой, мне в Телеграм написала девушка, которая регулярно смотрела мои видео в YouTube. Ей понравилась простота и удобство системы учёта и аналитики и она хотела установить себе такую же. Тот самый случай, когда продукта ещё толком нет, а спрос уже есть.

Я объяснил, что нужно будет ждать как минимум месяц и втайне надеялся, что она откажется. Но нет. Тогда я назвал стоимость, которая, как мне казалось, могла её не устроить, плюс 100% предоплата. Девушка и на эти условия согласилась. Вот эта степень доверия настолько меня поразила, что мне ничего не оставалось делать, как браться за работу. Я нашёл программиста и за месяц мы вместе создали первую версию сервиса MPfact. Она была гораздо проще нынешней, но со своими задачами на тот момент вполне справлялась.

Прямой эфир, который решил всё

Что ж, если есть продукт, то надо начинать его продвижение. Я сделал анонс прямого эфира в Телеграм канале и… забыл о нём. Презентацию делал уже за полчаса до назначенного времени. Выступил и ожидал, что придёт несколько клиентов, на которых мы обкатаем и доработаем свой сервис. Дал контакты своей ассистентки, которая должна была принимать оплату, и благополучно поехал на фитнес. Телефон оставил в шкафчике.

Через два часа зашёл посмотреть счёт в Точка банке. И увидел там 2 млн рублей. Откуда столько? Пишу ассистентке. Оказалось, что с эфира к нам пришло около 30 клиентов! И все оплатили. Честно, для меня это был шок. Этот эфир решил всё. Я не планировал этот бизнес, он сам меня нашёл.

На этом можно было бы закончить рассказ об успешном успехе. Но это было бы неправильно. На пути к любому успеху приходится тысячу раз споткнуться и упасть. Как я потерял половину клиентов и едва не закрыл этот бизнес, как удалось выплыть и сделать сервис действительно уникальным на рынке, расскажу в следующей статье.

Выводы

Любой бизнес начинается с идеи. Успешный вырастает из того, что вы делаете лучше других, что вас вдохновляет и в чем нуждаются потенциальные клиенты. Я лишний раз в этом убедился.

Своим опытом торговли на маркетплейсах делюсь в Телеграм канале. Подписывайтесь. Всегда рад новым знакомствам и интересному общению.

Узнать подробнее обо всех возможностях сервиса оцифровки MPfact можно тут. На бесплатную ознакомительную онлайн-экскурсию по работе с сервисом записывайтесь здесь.

1818
22
11
11
35 комментариев

А сейчас сколько пользователей в сервисе?

3
Ответить

На сегодняшний день 151 пользователь. Ждём наплыва))

2
Ответить

Легенда основания бренда — штука важная ;)

Хорошая история.

3
Ответить

Согласен. Меня такие истории очень вдохновляют.

2
Ответить

Было интересно. Зачиталась

3
Ответить

Да, начало было оптимистичным. Дальше расскажу про сложности, с которыми столкнулись и как справились

1
Ответить

В первый же день заказов было сделано на 15 тысяч. Неплохо, да?- неплохо? многие бы не потянули такой объём продаж в первый день

3
Ответить