Карточка товара на Озон: почему селлеры кидают жалобы на самих себя, чтобы не продать товары в минус?

На Ozon многие товары просто теряются среди тысяч других, и добиться внимания покупателей становится сложной задачей. Особенно если вы только начали. Поэтому приходится искать способы выделиться и попасть на первые страницы выдачи.

В статье разберем, как работает поисковая выдача в Ozon, и на что мы можем повлиять, чтобы поднять карточку в топ.

Расскажем, как заставить покупателей писать отзывы и что делать с конкурентами, которые портят рейтинг карточки. Еще рассмотрим нейросети, которые помогут быстрее сделать карточку.

Что влияет на позицию карточки в выдаче?

1. Отбор карточек под запрос.

После того как клиент вводит запрос, система составляет список карточек, информация в которых подходит под него. Для этого она ищет слова из запроса во всех полях: в названии, категории, описании и дополнительных атрибутах, вроде цвета, размера или материала. Единственное, что не входит в этот список — отзывы и вопросы о товаре.

Система учитывает не только точные совпадения, но и синонимы, так что по запросу «телефон» она выдаст смартфоны, даже если слова «телефон» в карточке нет.

2. Просеивание.

Алгоритм сокращает список до 2-4 тысяч карточек. Для этого он распознает какие карточки больше всего совпадают с запросом и выдает каждой из них рейтинг соответствия. Потом к этому рейтингу применяется прибавка от 0 до 25%, которая зависит от оценок у товара.

3. Оценка

Системе нужно оценить, какие товары клиент захочет купить с наибольшей вероятностью. Для этого она оценивает несколько параметров.

У каждого из параметров есть свой вес, то есть некоторые из них влияют на выдачу сильнее.
У каждого из параметров есть свой вес, то есть некоторые из них влияют на выдачу сильнее.

Больше всего влияют соответствие запросу и продажи товара, но остальные параметры тоже работают на продажи, поэтому важно работать над всеми показателями. В итоге карточка получает оценку по шкале от 0 до 1.

4. Бустинг

На последнем этапе к этой оценке применяются дополнительные множители-бустинги. Их можно получить за:

  • использование платного продвижения
  • возможность доставки через realFBS Express, Ozon Fresh или со склада Ozon в регионе покупателя
  • высокую скорость доставки. Если она составляет 1-2 дня, рейтинг повышается, если больше чем за три — снижается. Вы можете повлиять на скорость доставки, если разместите товар не только на центральных складах, но и на региональных. Анализируйте, в каких регионах ваш продукт может пользоваться спросом и отгружайте туда часть товара.
  • участие в глобальных акциях от Ozon, например в «Черной пятнице»
  • за выгодный или умеренный индекс цен. Это оценка цены вашего товара. Она основана на ценах ваших конкурентов не только на Ozon, но и на других площадках

Дальше разберем параметры, которые влияют на оценку товара. И поймем, что со своей стороны может сделать продавец, чтобы эту оценку улучшить.

Какие проблемы могут возникнуть с показателями?

Отзывы

Отзывы приносят всего 5-10% от общей оценки карточки, но они влияют на ваши продажи. Поэтому некоторые недобросовестные продавцы не только накручивают себе позитивные отзывы, но и пишут негативные конкурентам. Причем часто эти отзывы не самые аргументированные, что не мешает Ozon не обращать на них внимания.

Конкурент  заказал большие коробки, оценка  — 3 звезды. За то, что большие.
Конкурент заказал большие коробки, оценка — 3 звезды. За то, что большие.

Для таких махинаций конкурентам нужно купить у вас товар, но есть схемы, которые позволяют это обойти. Они могут купить у вас товар, испортить его так, чтобы это было похоже на брак, написать негативный отзыв и оформить возврат. Диверсия прошла успешно и не пришлось платить конкуренту ни копейки.

Справиться с этим можно, только если получится доказать, что это действительно ваш конкурент, например, если все подобные заказы идут из одного места. Тогда можно обратиться в поддержку с просьбой удалить плохие отзывы. Но продавцы жалуются, что чаще всего доказательств оказывается недостаточно.

“Но поддержка маркетплейса сообщит, что не находит в этом ничего предосудительного…”
“Но поддержка маркетплейса сообщит, что не находит в этом ничего предосудительного…”

Чтобы новые карточки получали отзывы, пользуйтесь акцией “Баллы за отзывы”. Маркетплейс выплачивает покупателям кэшбэк за написанные отзывы. Вы как продавец не оплачиваете их сразу, но с вас будет списываться сумма за выплаченные покупателю баллы (1 балл = 1 рубль без НДС) + комиссия Ozon в размере 10% от суммы баллов и + НДС 20% от общей суммы баллов. По сути вы покупаете отзывы у площадки, а баллы могут потратить не только у вас, но и у конкурентов.

Индекс цен

Показатель цены рассчитывается за текущую цену товара. Чем она ниже, тем больше прибавка + бустинг за индекс цен. Ozon выдает товару одну из трех категорий: “невыгодный”, “умеренный” и “выгодный”. Оценка зависит от того, насколько ваша цена выше или ниже, чем у конкурентов.

В аналитике Ozon можно посмотреть на основе каких товаров был рассчитан индекс.
В аналитике Ozon можно посмотреть на основе каких товаров был рассчитан индекс.

Из-за того, что этот показатель рассчитывает автоматика, у нее могут возникнуть сбои. Единственное, что можно сделать в таком случае — обращаться в поддержку. Но продавцы пишут, что поддержка чаще всего не решает проблему, а отвечает отписками. Да и потери, которые после таких ошибок могут быть необратимыми, никто не возместит.

Карточка товара на Озон: почему селлеры кидают жалобы на самих себя, чтобы не продать товары в минус?

Акции

Кроме бустинга за индекс цен, есть бустинг за участие в акциях. Все они сводятся к тому, что на многие товары делается скидка. В большинстве ситуаций для продавца это обмен: он получает меньше прибыли, пока идет акция, но повышает позиции карточек. Скидку считают от медианной цены за последнее время, обычно от 15 дней до месяца. При расчете главное не перепутать ее со средней арифметической. Если сделать ряд из цен за каждый день, то медианой будет та, которая стоит ровно посередине списка. Некоторые продавцы специально поднимают цены заранее, чтобы потом получить бустинг за акции, не занижая цены. Продавцы жалуются, что недавно Ozon стал автоматически добавлять товары в акции, если не отключить эту функцию вручную. Пока все способы убрать товары из такой акции связаны с тем, что товар придется так или иначе убрать в карантин при помощи нарушений правил или фейковых жалоб. Но все это сильно снижает показатели карточек.

Вот что предлагают делать продавцы:

Карточка товара на Озон: почему селлеры кидают жалобы на самих себя, чтобы не продать товары в минус?

Есть способы и пожестче:

Карточка товара на Озон: почему селлеры кидают жалобы на самих себя, чтобы не продать товары в минус?

Поведенческие факторы

Популярность по запросу можно повысить за счет поведенческих факторов. Важно, чтобы на карточку часто заходили, добавляли товар в избранное. Безопасно это можно сделать, если повышать качество карточки. Но есть и другие варианты, которые можно применить на свой страх и риск. В интернете предлагают услуги по накрутке заходов на карточку: от школьников, которым платят за повышение показателей, до заходов с одного компьютера под VPN.

Были ли какие-то санкции за такую накрутку? Автор поста на форуме не уточнил.
Были ли какие-то санкции за такую накрутку? Автор поста на форуме не уточнил.

Как попасть в топ выдачи, если еще нет продаж?

Если один из важнейших показателей для продвижения в выдаче — продажи товаров, то начинающий продавец сталкивается с парадоксом. Ozon выгодно продвигать товар, который продается, а чтобы продавать — нужно быть высоко в выдаче. Поэтому процесс придется запустить продажами не через выдачу.

На платформе запрещен самовыкуп, но вы можете сделать первые продажи, если привлечете людей вне Ozon. Расскажите о товаре семье и знакомым, разместите недорогую рекламу на местных площадках. Попросите людей не только заказать товар, но и оставить отзывы и вопросы. На них обязательно нужно будет ответить, чтобы поднять карточку.

Если у вас хорошо заполнена карточка, и вы используете бустинги, то дальше алгоритмы подхватят ваш товар за счет того, что у него поднялась динамика продаж. Если продавец поднял продажи с 1000 заказов до 1010, система не заметит разницы, но подъем с нуля до 10 продаж покажет, что вы набираете обороты. А значит ваш продукт может быть интересен покупателям.

В первое время выгодно участвовать в акциях и держать более низкие цены. Так вы не только повысите индекс цен, но и привлечете тех, кто пользуется сортировкой по цене. Потом, когда вы наберете больше продаж, можно будет немного поднять цены и все равно остаться наверху в выдаче.

Как узнать, что ищут клиенты и повысить продажи?

Частотные запросы — это слова или фразы, которые пользователи чаще всего вводят в строку поиска на Ozon или других поисковых системах для поиска конкретного товара.

У Ozon есть свои аналитические инструменты для продавцов, где можно увидеть статистику по поисковым запросам на маркетплейсе. Для этого нужно зайти в личный кабинет продавца Ozon. В разделе «Аналитика» в вкладке «Поисковые запросы» вы можете вводить фразы, чтобы проверить как часто их используют.

Можно посмотреть не только популярность запроса, но и параметры продаж товаров, которые по нему продаются
Можно посмотреть не только популярность запроса, но и параметры продаж товаров, которые по нему продаются

Частотные запросы можно и нужно использовать во всех разделах карточки: в названии, описании и атрибутах. Но это не значит, что надо пытаться вставить как можно больше запросов: алгоритм просто уронит ваш товар в выдаче.

По этому описанию видно, что его просто попытались накачать поисковыми запросами.
По этому описанию видно, что его просто попытались накачать поисковыми запросами.

Текст карточки должен остаться понятным и читабельным, а ключевые фразы, которые не соответствуют вашему товару, будут снижать оценку за релевантность запросу. Поэтому важно не просто брать самые популярные ключевые фразы, но и выбирать те, которые действительно описывают ваш продукт.

Вот описание карточки с первой страницы выдачи:

Посмотрите, какие функции ищут клиенты, и дайте по ним полезную информацию в описании
Посмотрите, какие функции ищут клиенты, и дайте по ним полезную информацию в описании

А вот описание карточки на пятидесятой странице:

А если не использовать ключевые фразы и не давать полезной информации, то можно улететь за пятидесятую страницу, как этот ремень.
А если не использовать ключевые фразы и не давать полезной информации, то можно улететь за пятидесятую страницу, как этот ремень.

Не стоит запихивать все ключи в название. Покупатель точно не введет в запрос фразу “Умные часы для мужчин женщин детские спортивные водонепроницаемые смарт часы с пульсометром". Поэтому оценка за релевантность будет низкой.

Если брать только общие и популярные ключи, то вам придется справляться с огромной конкуренцией каждый раз, когда вы попадаете в выдачу. Часто люди сначала делают широкий запрос, а потом, если не находят подходящий вариант, начинают сужать, добавлять детали. Поэтому берите не только самые частотные варианты фраз, но и нишевые запросы.

Если вы умеете незаметно встраивать частотные запросы в текст, то можно применять их и при ответе на отзывы и вопросы. Главное, чтобы из-за этого ответы не выглядели искусственно, как отписка от бота, а не настоящая забота о клиенте.

А если не умеете, то можете просто вставить в благодарность об отзыве название с частотными фразами.
А если не умеете, то можете просто вставить в благодарность об отзыве название с частотными фразами.

Частотность запросов может меняться со временем, поэтому нужно периодически возвращаться к карточкам и проверять, актуальны ли ваши ключевые фразы. Если вы видите, что их начинают меньше использовать при запросе, то нужно подкорректировать название и описание.

Как выделить карточку из общей массы продуктов?

Когда вы делаете фотографии и инфографику для карточки, важно сделать ее не только красивой и приятной глазу, но и выделяющейся. В выдаче перед покупателем целая стена карточек и его глаз должен зацепиться именно за вашу.

Основное правило — смотрим, как выглядит выдача и делаем наоборот. Если у ваших конкурентов цветные и пестрые фотографии с инфографикой, можно сделать свои минималистичными и более приглушенными. А если у всех минимализм — добавьте разных цветов.

На фоне карточек с фотографиями и инфографикой взгляд цепляется за минималистичные карточки без надписей
На фоне карточек с фотографиями и инфографикой взгляд цепляется за минималистичные карточки без надписей

Можно рискнуть и использовать странные и провокационные изображения. Но по ним все равно должно быть четко видно, какой у вас продукт.

Может вы и не захотите сразу купить лонгслив у женщины с головой рыси, но вы точно его заметите
Может вы и не захотите сразу купить лонгслив у женщины с головой рыси, но вы точно его заметите

Еще один вариант — затемнить фотографию и сделать поверх нее контрастную надпись.

Особенно хорошо это работает на фоне яркой выдачи.
Особенно хорошо это работает на фоне яркой выдачи.

Как сделать карточку лучше с помощью нейросетей?

Нейросети помогут вам легче и быстрее оформлять карточки товаров: вы можете генерировать описания с ключевыми словами, добавлять к фотографиям продукта детализированный фон и даже моделей.

Flair.ai и Mokker.ai помогут сделать красивый фон для ваших продуктов без похода в фотостудию. У этих сервисов есть готовые наборы фонов и возможность создавать свои, просто вводя в запрос какой фон вы хотите. Чтобы не было искажений и артефактов, загружайте в нейросети фото на однотонном фоне и вырезайте его через фотошоп, removal.ai или другие инструменты.

Можно схематично расставить предметы, а нейросеть сама впишет их в фон
Можно схематично расставить предметы, а нейросеть сама впишет их в фон

Если вы продаете одежду, то можно не искать моделей, а сгенерировать их в CocoonAI. Для этого сфотографируйте товар на манекене или любом человеке, а нейросеть заменит их на виртуальную модель из каталога.

Сгенерированные изображения помогают сэкономить время и деньги на настоящих фотографиях, но покупателя они могут отпугнуть. Искусственный фон может выглядеть дешево и клиент всегда будет переносить это на мнение о товаре. Если у вас нет возможности и средств красиво сфотографировать товар в студии, лучше выбрать однотонный и минималистичный вариант и при необходимости разбавить его яркой инфографикой.

Виртуальные модели выглядят естественно на первый взгляд, но если покупатель будет рассматривать ваш товар, то сработает эффект зловещей долины. Человеческий мозг хорошо замечает мелкие различия, но часто не выделяет их отдельно, а добавляет в общую картину. Можно не понять, что вас напрягает именно пустой взгляд модели, но ощущение того, что что-то не так, все равно будет и возможно люди будут искать причину в вашем товаре.

Как и с другими нейросетями для фотографий, чтобы результат был без искажений, лучше выбрать однотонный фон
Как и с другими нейросетями для фотографий, чтобы результат был без искажений, лучше выбрать однотонный фон

Для генерации описаний можно использовать известный всем ChatGPT. Платную версию новых моделей можно подробно обучить: заложите в нее ваши прошлые описания в качестве примера, дайте ей данные о вашем продукте и аудитории, обучите определенному стилю письма, задавая ей условия и списки запрещенных слов.

С ключевыми словами справляется сервис CopyMonkey. Вы можете дать ему информацию о товаре и список запросов, которые хотите включить в текст и сразу сгенерировать текст описания. Он уже заточен под определенный шаблон и стиль, подходящий для маркетплейсов, поэтому вам не придется его обучать.

Есть проблема с тем, что сгенерированные описания могут быть слишком шаблонными или не отражать специфику конкретного товара. Нейросети могут допускать ошибки, давать неправильные рекомендации и просто нагло врать, особенно если вводные данные содержат неточности. Еще у них плохо получается быть креативными, как не настраивай. Поэтому заполнять ими карточки лучше только в случае, когда у вас нет возможности сразу написать качественное описание. Но потом обязательно нужно к нему вернуться и переработать.

Любой сгенерированный текст стоит проверить и отредактировать под ваши нужды
Любой сгенерированный текст стоит проверить и отредактировать под ваши нужды

За чем нужно следить, чтобы выдача не проседала

Работа над карточкой не заканчивается после публикации. Карточку постоянно нужно отслеживать и обновлять. Для этого анализируйте показатели, которые влияют на выдачу. Вы можете сделать это в личном кабинете, в разделе «Аналитика».

  • Увеличивайте популярность по запросу. На нее влияют поведенческие факторы, за которыми нужно следить: просмотры, добавление в корзину и «Избранное». В интернете есть предложения накрутить факторы, это работает, но есть риск получить блокировку. Добавляйте на страницу товара видеоконтент, инфографику, полезное и интересное описание и заполняйте все характеристики — так вы будете стимулировать пользователей задерживаться в карточке и добавлять товар к себе.
  • Следите за индексом цен, он может меняться в зависимости от ситуации на рынке, поэтому не забывайте вовремя обновлять цены.
  • Отслеживайте акции от маркетплейса, участие в них поднимает продажи, а значит в дальнейшем поднимет карточку в выдаче.
  • Не забывайте вовремя отвечать на отзывы и вопросы. Это не просто повышает доверие к вам, но и влияет на алгоритмы выдачи.
  • Проверяйте актуальность поисковых запросов, которые вы используете в карточке, и обновляйте их, когда они начинают проседать.
  • Делайте разбивку по региональным складам, чтобы повысить скорость доставки. Смотрите, с каких складов у вас больше всего заказов. Чтобы у вас не понижался рейтинг за доставку, нужно следить за остатками и вовремя добавлять товары на склад.

У МоегоСклада есть интеграция с маркетплейсами для работы по FBO, то есть со складами Оzon. Она помогает видеть, сколько товара осталось на складах, и когда его нужно будет пополнить. Количество остатков обновляется каждые 30 минут.

Пользователь МоегоСклада продает на Ozon растительные продукты. Отслеживает у нас, на сколько ему хватит товара на складах.
Пользователь МоегоСклада продает на Ozon растительные продукты. Отслеживает у нас, на сколько ему хватит товара на складах.

Если вы торгуете на нескольких маркетплейсах, вы можете управлять продажами со всех площадок в одном окне. Вам не придется отдельно следить за остатками на Ozon и Wildberries и можно будет обновлять цены на обеих платформах сразу.

Титры

Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.

Над статьей работали: Вячеслав Рюмин, Мария Строганова, Данила Суляев
3232
44
11
11
43 комментария

На заметку тем, кто хочет получить халявный товар с маркетплейса. Работала в компании у селлеров на вб. Новые карточки раскачивались в основном самовыкупами. Как это происходило чаще всего: искались специальные чаты в телеграме, там люди выкупали товар по определенному алгоритму и оставляли хороший отзыв взамен на скидку. Человек покупает товар за свои деньги, а ему их перечисляют обратно через некоторое время — там свои нюансы, потому что селлеров иногда обманывают. Можно в таких чатах покупать товары с хорошими скидками, иногда даже получить что-то бесплатно. Только держите в голове, что бывают недобросовестные селлеры, которые не возвращают деньги

2
Ответить

Бывает, как и селлеры недобросовестные, так и "помощники", которые выкупают)

Ответить

Интересная схема, не знала

Ответить

Мы так покупаем отзывы на Отзовиках по SEO. Ещё и доплачиваем (в зависимости от цены товара).

Ответить

Как правильно участвовать в черной пятнице и других акциях?

1
Ответить

Знаю, что на вб так делают: за пару месяцев до крупных распродаж поднимают цены на 10-20% и не участвуют в мелких акциях. Так, во время "Черной пятницы" и др крупных акций можно давать скидки до 30%, не теряя в марже. Еще усиливают акции рекламой. А после распродаж плавно возвращают цены к обычному уровню.

3
Ответить

лучше не участвовать)) А если серьезно, то обычно просчитывают. Если участвуешь в акции, ты теряешь маржу, но маркетплейс тебя любит = меньше съедает твою прибыль. Если не участвуешь, то все наоборот.

2
Ответить