Тренды в e-commerce: что ожидает маркетплейсы в ближайшие годы - 2025 - 2026

Основные тренды e-Commerce на рынке РФ в 2025 году
Основные тренды e-Commerce на рынке РФ в 2025 году

Содержание:

  • Увеличение роли искусственного интеллекта в интернет-торговле
  • Новые способы оплаты покупок на маркетплейсах
  • Развитие нишевых маркетплейсов
  • Омниканальность
  • Голосовой поиск
  • Персонализация
  • Автоматизация
  • Визуальная коммерция
  • Доставка в тот же день
  • Подписные сервисы
  • Управление возвратами на маркетплейсах

Стремительное развитие технологий, постоянно меняющиеся предпочтения потребителей и усиливающаяся конкуренция на маркетплейсах между крупными брендами, малым и средним бизнесом требуют от селлеров поиска новых подходов к продажам и отслеживания актуальных трендов. Понимание будущих перспектив жизненно необходимо для адаптации к меняющимся рыночным условиям, поиска новых возможностей для роста, эффективного планирования стратегии и использования технологических инноваций в своих интересах. В статье расскажем, какие изменения происходят на маркетплейсах и в e-commerce, а также о ключевых трендах, которые будут оказывать влияние на бизнес в ближайшем будущем.

Основные тренды e-Commerce на рынке РФ в 2025 году

Россия занимает 5 место в мире по темпам роста электронной коммерции, при этом 75% заказов рынка e-commerce приходится на маркетплейсы, которые стимулируют потребление и меняют экономику. В ближайшем будущем рынок электронной торговли и продажи на маркетплейсах продолжат расти, в том числе за счет увеличения количества онлайн-заказов в регионах, изменениями потребительских привычек и более широкого охвата таких сегментов как продовольственные, крупногабаритные товары и т.д.

Вместе с развитием маркетплейсов меняется поведение пользователей. Если раньше Яндекс представлял собой основной ресурс для поиска товаров, сравнения цен и характеристик, то теперь покупатели все чаще ищут товары на маркетплейсах. При этом, онлайн-шопинг стал частью досуга, поэтому пользователи проводят больше времени на сайтах маркетплейсов.

Как тренды влияют на рынок?

Рост продаж на маркетплейсах привлекает все больше селлеров, что порождает жесткую конкуренцию, поэтому работа серьезно усложняется. В конкурентной борьбе селлеры начинают больше внимания уделять выработке эффективных стратегий продвижения на маркетплейсах, чтобы продвинуть свои товары на маркетплейсе, привлечь как можно больше покупателей и получить прибыль. В выигрыше остаются те, кто следит за трендами, ищет области для улучшений и своевременно внедряет новые подходы. Выделим 11 ключевых тенденций, на которые стоит обратить внимание предпринимателям, работающим с маркетплейсами.

Тренды в e-commerce: что ожидает маркетплейсы в ближайшие годы - 2025 - 2026

Увеличение роли искусственного интеллекта в интернет-торговле

Искусственный интеллект открывает новую эру в электронной коммерции, трансформируя каждый аспект работы на маркетплейсах: от анализа рынка и оптимизации карточек товаров до управления рекламой и работы с клиентами. Селлеры маркетплейсов, которые уже сейчас начнут осваивать эти технологии первыми, в будущем получат колоссальное преимущество.

Основная ценность технологии ИИ для бизнеса заключается в качественной аналитике больших данных. Искусственный интеллект позволяет быстро обрабатывать огромный объем информации — исторические данные о продажах, сезонность, маркетинговые активности, экономические показатели и т.д. Благодаря предиктивной аналитике и более точному прогнозированию спроса, у селлеров маркетплейсов появляется возможность эффективно управлять цепочкой поставок, оптимизировать уровень запасов, минимизировать затраты на хранение и логистику.

Искусственный интеллект можно использовать как эффективный инструмент анализа конкурентов на маркетплейсах, отслеживая в реальном времени изменения в карточках товаров, ценовой политике и анализируя отзывы покупателей, конкурентов, их ценовую политику и отзывы покупателей. Это дает возможность быстро адаптироваться к изменениям на рынке.

Кроме этого, искусственный интеллект позволяет персонализировать пользовательский опыт, автоматизировать клиентский сервис, а также выявлять проблемы и возможности улучшения товаров с точки зрения покупателей.

Новые способы оплаты покупок на маркетплейсах

С недавнего времени потребители диктуют участникам рынка правила игры. Они определяют не только продукты, которые обеспечат предпринимателям необходимый уровень конкурентоспособности, но и выставляют определенные требования к сервису. В частности, в ближайшее время на маркетплейсах прогнозируется расширение доли покупок, совершенных по постоплате, поскольку потребители часто отказываются от приобретения при необходимости внесения предоплаты. Кроме этого, маркетплейсы будут продолжать расширение перечня вариантов оплаты.

Маркетплейсы продолжат развивать собственные финансовые технологии — карты и электронные кошельки, которые позволяют экономить на комиссиях за транзакции, и предлагать покупателям более выгодные условия покупки.

Также на маркетплейсах продолжится активное развитие покупок в рассрочку и внедрение BNPL-сервисов, предоставляющих возможность оплачивать товары равными платежами без предъявления паспортных данных, подтверждения доходов и запросов в БКИ.

Развитие нишевых маркетплейсов

Количество маркетплейсов в ближайшем будущем продолжит увеличиваться за счет нишевых площадок, ориентированных на определенный сегмент рынка. Благодаря специализации, нишевые маркетплейсы могут предложить покупателям более широкий ассортимент одной категории товаров или смежных категорий, обеспечить продажу товаров высокого качества, а также адаптировать карточки товаров, структуру сайта и сервис под конкретную группу товаров, делая процесс покупки более удобным.

Нишевые маркетплейсы выгодны и бизнесу. Они становятся дополнительной площадкой для продаж, на которой собирается целевая аудитория, и часто предлагают селлерам более гибкие условия для сотрудничества по сравнению с универсальными маркетплейсами.

Омниканальность

В ближайшее время будет развиваться тренд на омниканальные продажи — возможность сбыта продукции по нескольким каналам, которые связаны между собой. Омниканальность помогает улучшить потребительский опыт и повысить повторные продажи.

Одна из основных задач омниканальности — обеспечить покупателю одинаково высокий уровень сервиса и качества товаров независимо от канала взаимодействия с брендом. В идеальном варианте клиенту нужно дать возможность изучить товар онлайн, заказать его на сайте, маркетплейсе, в мобильном приложении или посетить офлайн магазин для совершения покупки, а также получить предложение участия в программе лояльности и подписки на рассылки.

Омниканальные продажи требуют единой маркетинговой стратегии и создания системы, в которой данные о покупателе, полученные с одного канала, распространяются на все остальные каналы, и бизнес получает возможность коммуницировать с клиентами на всех основных площадках. Благодаря этому маркетплейсы перестают дублировать функции сайта и становятся важным звеном цепи, по которой передается информация о клиенте и его предпочтениях.

Голосовой поиск

Доля голосовых запросов в интернете стремительно растет, что связано с нарастающей популярностью интерактивных голосовых помощников. Технологии голосового поиска будут продолжать развиваться и в ближайшие годы. Потребители будут активнее использовать голосовые команды для поиска товаров и сравнения цен, а затем совершать покупки, не прибегая к использованию клавиатуры или сенсорного экрана. Это упростит и значительно ускорит процесс покупки на маркетплейсах, а также позволит составлять персонализированные рекомендации на основе голосовых данных, чтобы улучшить клиентский опыт. Бизнесу необходимо уже сейчас оптимизировать сайты и контент под голосовой поиск, учитывая специфику подобных запросов.

Тренды в e-commerce: что ожидает маркетплейсы в ближайшие годы - 2025 - 2026

Персонализация

Клиентский опыт имеет ключевое значение в успехе любого бизнеса. Использование искусственного интеллекта дает предпринимателям возможность формировать гиперперсонализированные предложения, которые найдут отклик у целевой аудитории.

За счет алгоритмов, ИИ может анализировать информацию о клиентах, их предпочтениях, предыдущих заказах, моделях поведения, временных интервалах между покупками и т.д. Благодаря этому селлеры могут использовать рекомендации, а также специальные акции и таргетированные маркетинговые кампании, чтобы предложить наиболее подходящие товары покупателям на маркетплейсах.

Персонализированный подход позволяет покупателям тратить меньше времени на выбор новых товаров, а бизнесу — строить прочные отношения с клиентами, повышать их лояльность и стимулировать повторные покупки.

Автоматизация

Для успешного бизнеса на маркетплейсах компаниям необходимо менять подход к работе и управлению и переходить с ручных процессов на автоматизированные. Используя автоматизацию с помощью ИИ, предприниматели могут оптимизировать рутинные операции, ускорить выполнение процессов и сократить количество ошибок при выполнении задач. Кроме этого, автоматизация позволяет экономить время, высвобождать человеческие ресурсы, уделять больше внимания стратегическим решениям и стимулированию роста бизнеса на маркетплейсе.

Предприниматели могут автоматизировать практически все бизнес-процессы, включая логистику, аналитику, управление ценообразованием и т.д. На маркетплейсах появляются возможности в автоматическом режиме заполнять карточки товаров, создавать видео и изображения, генерировать описания.

Кроме этого, ИИ можно эффективно использовать для улучшения обслуживания клиентов, обрабатывая их запросы с помощью чат-ботов и автоматизированных систем. Благодаря этому обеспечивается круглосуточная клиентская поддержка, которая значительно улучшает взаимодействие с покупателями, повышает их удовлетворенность и лояльность.

Визуальная коммерция

Многие потребители предпочитают увидеть товар вживую перед покупкой, поэтому не делают заказы на маркетплейсах, а идут в офлайн магазины. Частично эту проблему решат качественный визуальный контент, который уже не ограничивается фотографиями, а приобретает динамичный формат. Для маркетплейсов он играет критическую роль, так как помогает покупателям лучше понять товар, определить его преимущества и принять решение о покупке.

Кроме этого, маркетплейсы и интернет-магазины активно внедряют технологии виртуальной реальности, что позволяет покупателям использовать виртуальную примерку перед покупкой. Благодаря этому у клиентов упрощается процесс выбора товаров, а у маркетплейсов снижается число отказов, что напрямую отражается на затратах селлеров.

Доставка в тот же день

Скорость — один из драйверов рынка e-commerce, поэтому маркетплейсы стараются сократить сроки доставки заказов. В 2023 году они составляли в среднем через 2-3 дня, что на 15% меньше по сравнению с 2022 годом. Сейчас сокращение сроков доставки остается одной из главных задач маркетплейсов. В перспективе время получения клиентом товара должно составлять от одного дня до нескольких часов за счет создания необходимой инфраструктуры для быстрой доставки: открытия новых пунктов выдачи заказов, сортировочных центров и складов, использования сервисов логистических компаний и курьерских служб.

Подписные сервисы

Подписки — часть маркетинговой стратегии маркетплейсов, направленная на удержание и покупателей, и селлеров. За определенную ежемесячную или разовый годовой взнос маркет дает возможность предпринимателям повышенные места в поиске и возможность пользоваться расширенной аналитикой, а покупателям обеспечивает бесплатную доставку курьером, доступ к приоритетной поддержке и другие преимущества.

Управление возвратами на маркетплейсах

Возвраты заказов — это неизбежная часть бизнеса e-commerce. Они оказывают влияние на прибыль, негативно отражаются на рейтинге магазина на маркетплейсе, увеличивают расходы на логистику. В связи с этим предприниматели будут стремиться к повышению эффективности управления возвратами товаров для минимизации дополнительных затрат.

К наиболее частым причинам возвратов относятся несоответствие товара ожиданиям покупателя, долгая доставка, поврежденная упаковка. Поэтому в основной перечень мер по сокращению их количества входят активное взаимодействие с клиентами и регулярный сбор отзывов для повышения качества продуктов и упаковки, создание карточек с максимально точным описанием, взаимодействие со службами доставки и фулфилмент-операторами для повышения качества сервиса и удовлетворенности потребителей.

Тренды в e-commerce: что ожидает маркетплейсы в ближайшие годы - 2025 - 2026

Основные выводы

Бизнес на маркетплейсах сильно изменился и будет продолжать меняться. Селлерам приходится внедрять в работу новые инструменты, повышать эффективность своих бизнес-процессов и выстраивать стратегию продвижения на основе расширенной аналитики покупательских предпочтений, поведения потребителей, принципов подбора товаров, действий конкурентов и динамики рынка в целом. Анализ трендов на маркетплейсах поможет предпринимателям понять текущие тенденции и адаптироваться к ним, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Мнение Эксперта о трендах развития маркетплейсов в 2025-2026 годах

“Одной из главных проблем селлеров на маркетплейсах является высокая конкуренция. На площадки достаточно просто войти, поэтому селлеров становится все больше и больше. Маркетплейсы становятся переполнены товарами, но далеко не у всех продавцов получается заработать. Есть большое количество факторов, которые необходимо просчитывать заранее — затраты на логистику, участие в акциях маркетплейсов, сезонность спроса, ценовые войны и многое другое. На маркетплейсах непросто прогнозировать риски для бизнеса и его реальную выгоду, поэтому многие предприниматели, которые приходят попробовать, не получают прибыли и уходят с платформ. В целом же, сами маркетплейсы, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся требованиям потребителей и использовать новые технологии, будут иметь значительные преимущества на рынке в 2025-2026 годах. Успех будет зависеть от способности предоставлять индивидуальный опыт, быструю и надежную доставку, высокий уровень сервиса и устойчивую модель бизнеса.” Анастасия Сергеевна Иванова, Старший аналитик, компания “eCommerce Insights”

Частые вопросы по теме (FAQ)

Стоит ли выходить на маркетплейсы в 2025-2026 годах?

Маркетплейсы на сегодняшний день являются одной из наиболее перспективных ниш для развития бизнеса несмотря на высокий уровень конкуренции. Это эффективный канал продаж с круглосуточными многомиллионными охватами и целевой аудиторией, готовой покупать товары. Выходить на маркетплейсы определенно стоит, но необходимо готовиться к жесткой конкурентной борьбе, внедрению инноваций и адаптации к потребностям покупателей.

Как добиться успеха на маркетплейсе?

В условиях высокой конкуренции метод проб и ошибок может привести к катастрофическим последствиям для бизнеса. Чтобы успешно выйти на маркетплейсы или масштабировать существующий бизнес, стоит обратиться за помощью к профессионалам. Сейчас для селлеров доступны услуги компаний, которые могут взять на себя аналитику, процессы управления рекламой, логистикой, внешним трафиком, обеспечив быстрое и эффективное продвижение на маркетплейсах.

77
Начать дискуссию