Магазины электроники пожаловались ФАС на низкие цены на маркетплейсах — из-за этого рознице тяжело конкурировать с онлайн-продавцами

Платформы же уверяют, что так обеспечивают продавцам спрос.

  • С жалобой в ФАС обратилась ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК, входят DNS, «Ситилинк» и другие), пишет РБК.
  • По версии розничных продавцов, маркетплейсы снижают стоимость товаров до «нерыночно низкого уровня», в том числе за свой счёт. Они называют это «незаконной практикой демпинга и вмешательства в политику ценообразования третьих лиц» — то есть продавцов на платформе. Это приводит к ущемлению прав и интересов участников отрасли торговли.
  • В связи с этим РАТЭК просит ФАС дать оценку законности действий торговых площадок в рамках антимонопольного законодательства. В службе сообщили, что получили обращение и рассмотрят его «в установленном порядке».

Подобный демпинг со стороны маркетплейсов способствовал перетоку покупателей на их площадки, что привело к падению продаж электроники и бытовой техники в розничных магазинах в 2024 году на 16% в натуральном выражении.

из письма РАТЭК
  • Под рыночной ценой в ассоциации понимают среднюю стоимость товара у разных продавцов на российском рынке бытовой техники и электроники. По словам представителя РАТЭК, разница между ценой на маркетплейсе и в физической рознице составляет от 20 до 70%.
  • Из-за маркетплейсов розничные сети вынуждены сокращать деятельность, чтобы оптимизировать расходы, — в том числе закрывать магазины, сужать ассортимент и продавать товары сторонних продавцов. Это приводит к сокращению рабочих мест, налоговых отчислений, а также к ухудшению покупательского опыта: снижению доступности «качественных и безопасных товаров», сложностям с соблюдением всех условий по гарантийному обслуживанию перед покупателем и другому.
  • Представитель объединённой компании Wildberries и Russ «категорически не согласен» с претензиями РАТЭК. По его мнению, жалоба «по сути сводится к требованию установить во всех каналах продаж одинаково высокие цены на товары массового спроса». Это «вряд ли будет способствовать развитию конкуренции».
  • Продавцы на маркетплейсе сами определяют ценообразование, говорят в компании. Площадка при подготовке к акциям предупреждает партнёров заранее, до их начала, и продавцы «готовы на скидки в обмен на значительный рост продаж». Аналогичной позиции придерживаются и в Ozon.

Это особенно важно для потребителей, так как среди бытовой техники и современных электронных устройств есть довольно дорогостоящие позиции. За счёт соинвестирования от маркетплейса выигрывают обе стороны: продавцы сохраняют свой заработок, а покупатели могут купить необходимые товары дешевле.

позиция Ozon
  • В январе 2024 года ФАС признала Ozon и Wildberries доминирующими на рынке маркетплейсов с долей около 80%. В феврале 2025-го служба потребовала от компаний сделать добровольным для продавцов участие в распродажах.
138138
1414
55
11
395 комментариев
[]