ABC-анализ: обзор простого и эффективного инструмента для оценки ассортимента селлера.
Всем добрый день! Началась новая рабочая неделя, а это значит пора делиться новыми советами по оптимизации деятельности бизнеса и его финансовой составляющей.
Сегодня решила поделиться с вами инструментом, который я использую в своей работе постоянно!
МАТРИЦА ABC ДЛЯ АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТА.
С помощью ABC-анализа ассортимент делится на группы A, B и C, которые определяют степень важности каждого товара для компании.
Для чего используют финансисты?
Все просто. С помощью данного метода оценки ассортимента мы определяем, какие товары в большей степени влияют на прибыль. После чего корректируем ассортимент в угоду бизнесу.
Что нужно знать о методе?
ABC анализ подразделяется на группы:
- Группа A: товары, обеспечивающие наибольший вклад в общий объем продаж или прибыли (обычно около 80% дохода от примерно 20% ассортимента).
- Группа B: промежуточная категория, включающая продукцию средней важности и объема продаж (примерно 15–20% общего дохода от приблизительно 30% ассортимента).
- Группа C: наименее важные товары с низким уровнем вклада в доходы предприятия (около 5–10% общей прибыли от оставшихся 50% ассортимента).
Так, товары А - ориентир для бизнеса, товары группы В - нуждаются в наблюдении и корректировках (следует, например, сформировать выгодные условия для клиента), товары группы С - требуют незамедлительного вмешательства! (они оказывают минимальное влияние на прибыль и многие из них являются балластом). В таком случае следует сократить закупку или вовсе вывести отдельные товары из ассортимента!
Почему ABC-анализ нужен селлеру?
Кроме того, что метод позволяет осуществлять управление ассортиментом, он также направлен на управление ЗАПАСАМИ. Продавец имеет возможность отслеживать наличие самых ценных товаров (группы А) на складе.
Преимущества использования ABC-анализа:
- Улучшение контроля над складскими остатками;
- Повышение точности планирования закупок;
- Рационализация расходов на хранение и логистику;
- Увеличение прибыли за счёт улучшения структуры ассортимента.
Что важно?
Одного ABC-анализа недостаточно. Его следует проводить хотя бы раз в год, а лучше - раз в квартал. Таким образом можно отслеживать, как меняется прибыль от разных товаров (особенно важно, если товары, которые вы реализуете, подвержены сезонному спросу).
А чтобы вам было проще разобраться с инструментом, мы дарим ШАБЛОН ТАБЛИЦЫ ABC по ссылке: