Кожаный бизнес: как я начал зарабатывать на кошельках и обложках для документов
Меня зовут Станислав Степанов, я из Самары. Сейчас я руковожу кожевенной мануфактурой Stefanidi — мы производим из натуральной кожи кошельки, обложки для документов и аксессуары. Хочу поделиться своей историей и рассказать, как я реализовал мечту о собственном бизнесе.
Стал первым предпринимателем в семье
Я учился на железнодорожника, получил специальность менеджера вагонного хозяйства. За восемь лет работы по профессии я был и слесарем, и инженером технического отдела, и мастером участка, и ведущим инженером, но в голове всё время была мысль: «Хочу свой бизнес». Но поскольку перед глазами не было удачного примера, я долго боялся сделать первый шаг, не понимал, как действовать.
В 2011 году я переборол страх и решил: нужно попробовать хоть что-то. Сначала открыл фруктово-овощную лавку, которой занимался параллельно с работой в найме. Было сложно: я почти каждый день сам ездил за товаром на оптовую базу, а жена стояла за прилавком. Мы проработали полгода, а потом закрыли бизнес по семейным обстоятельствам. Заниматься продажами стало некому. Да и денег бизнес особо не приносил — работали практически в ноль.
Несмотря на провал, этот опыт показал мне: заниматься своим делом возможно. Я только ждал подходящего момента, чтобы попробовать снова. В 2014 году мне пришла другая идея — продавать блокноты, обшитые кожей. Было две причины, почему меня эта мысль зацепила:
- На тот момент почти никто не делал таких товаров, а значит, конкуренция низкая.
- Работа с кожей казалась простой.
Подумал, что надо начинать: сейчас или никогда. На тот момент мне было 33 года. Я снял помещение, купил лазерный станок для резки, швейные машины и первые образцы кожи и начал учиться создавать изделия. Жена помогла сделать фотографии и завести страницы в соцсетях. Чтобы найти покупателей, выложил свои изделия на «Авито» и во «ВКонтакте», стал участвовать в офлайн-ярмарках и отдавать товар в магазины на реализацию.
Продажи шли, но не очень хорошо. В несезон мы могли отгружать около 50 изделий каждый месяц, перед Новым годом — до ста. При этом денег на жизнь хватало не всегда. Порой приходилось пробовать себя в других нишах. При таком режиме у меня не всегда были силы на изготовление изделий, качество страдало. Так я пришёл к выводу, что если нет фокуса на своём деле, то оно провалится. Поэтому я начал думать, как зарабатывать на ремесле столько, чтобы хватило на жизнь без подработок.
Первый выход на маркетплейсы
Постепенно продажи росли. В 2021 году у меня появилась первая команда — люди, которые помогали с производством. Тогда я обратил внимание на то, что, кроме офлайн-каналов и соцсетей, есть и другие ресурсы. Я попросил самого активного сотрудника разместить товар везде, где только получится. Так мы вышли на Amazon, eBay, AliExpress, OZON и другие площадки. Зарубежные ресурсы оказались неэффективны — например, на AliExpress мы даже не смогли отправить заказы, потому что система слишком сложная, а eBay оказался плохой копией «Авито». А вот OZON начал генерить продажи и денежный поток. Правда, приносить прибыль он начал намного позже. Количество заказов впервые перевалило за 200–300 штук в месяц.
В этот момент я понял, чем для меня хороши маркетплейсы: у них более подходящая аудитория, чем во «ВКонтакте» или на «Авито». На маркетплейсах карточку просматривают те, кто хочет что-то купить, а не просто посмеяться над мемами. Моё мнение: в ВК, даже если запускаешь таргет, то стреляешь из пушки по воробьям и можешь не попасть в свою аудиторию. Хотя знаю, что и там люди продают и зарабатывают, просто для меня это не сработало.
Когда мы разобрались, как использовать первые маркетплейсы, подключили и остальные площадки. Например, в 2023 году начали сотрудничать с Яндекс Маркетом. Поскольку мы продаём, в частности, кастомизированные вещи с надписями, то отгружаем их со своего склада DBS. Хотя в последнее время смотрим и в сторону работы по FBY. Сейчас это от 10 до 20% наших продаж, но мы хотим увеличить это число и продавать больше готовых изделий со склада маркетплейса. Так доставка до покупателей будет быстрее, а мы сможем получать больше заказов от людей, которые не планируют покупать уникальный товар.
Несмотря на то, что аудитория на маркетплейсах часто находит нас сама, мы используем и продвижение. Например, на Маркете больше всего подошёл буст продаж и участие в акциях. Для других маркетплейсов также закупаем внешний трафик, например используем контекстную рекламу. Хотя сам я не слишком погружаюсь в это: считаю, что в этом нет смысла, если команда справляется сама.
Сейчас 90–95% продаж приходится на маркетплейсы, ещё немного — на соцсети и на свой сайт. Всего в месяц мы отгружаем около 1 100 заказов. Планируем развиваться и растить ассортимент дальше. Например, хотим закупить больше цветов кожи, чтобы шить разные расцветки для популярных позиций.
Также планируем развивать маркетинг и делать акцент на том, что мы делаем всё своими руками из отечественного сырья. Сейчас до 80% используемой нами кожи — из России, производство тоже локализовано. Считаю, что у меня получается качественный продукт, и рад этому: мы обрабатываем торцы изделий, следим за качеством строчек. Да, из-за этого немного теряем в рентабельности, но всё-таки приятно продавать хорошие вещи и гордиться своей работой.