На маркетплейсах наведут порядок — вот что изменится после введения новых правил

В Госдуме рассмотрели три законопроекта для регулирования маркетплейсов. Новые правила заработают с 1 октября 2026 года. Сегодня расскажем, какие изменения ждать в сфере электронной торговли.

На маркетплейсах наведут порядок — вот что изменится после введения новых правил

Закон о платформенной экономике

Законопроект прошел третье чтение в Госдуме, он будет регулировать работу маркетплейсов, чтобы сделать продажи безопаснее, а конкуренцию — честной.

Появится понятие платформенной экономики — это отношения между неограниченным кругом людей в рамках цифровых платформ для ведения бизнеса и в других целях. Цифровая платформа (ЦП) — ресурс, сайт, программа для обмена информацией и продажи товаров, работ или услуг. В нашем случае — Wildberries, Ozon или Яндекс Маркет.

Появятся новые термины: оператор ЦП (маркетплейс), партнёр ЦП (продавец) и пользователь (покупатель). А ещё закон закрепит уже привычные понятия: пункт выдачи заказа (ПВЗ), владелец ПВЗ, логистический центр, карточка товара, рейтинг товара.

Основные правила для маркетплейсов (МП) будут такими:

  • Договор с продавцом. Обязателен, но можно в электронном виде. МП обязан предупреждать об изменениях договора за 45 дней.
  • Содержание договора. Требования к продавцу, порядок обмена юридически значимыми сообщениями, ответственность продавца, порядок обжалования действий МП, правила продаж и расчётов, доступ к рейтингу и поиску, ценовая политика, размер вознаграждения МП.
  • Проверка продавца. МП обязан проверить регистрацию продавца (ЕГРЮЛ/ЕГРИП) при заключении договора.
  • Контроль товаров. МП должен проверять карточки товаров и блокировать продажу изъятых из оборота товаров, пестицидов и агрохимикатов без регистрации в Росреестре, БАДов и лекарств без госрегистрации, товаров без обязательной маркировки.
  • Снижение цен. Только по договору и с согласия продавца. И придётся уведомлять продавца как минимум за 5 рабочих дней.
  • Отказ от снижения цены. Продавец вправе отказаться от снижения цены за свой счёт в любой момент.
  • Акт сверки. МП предоставляет ежемесячно или по запросу продавца в течение 7 рабочих дней.
  • Блокировка личного кабинета. Допустима, если продавец нарушает требования к товарам или договор, или если доступ получило третье лицо.
  • Досудебный порядок. Споры сначала решаются через жалобы (срок ответа маркетплейсом на жалобу — не более 15 дней), а не суд.

Дополнительно закон определит правила работы с физлицами, требования к логистической структуре МП, общие принципы работы ПВЗ и порядок госнадзора за платформенной экономикой.

Маркетплейсы станут налоговыми агентами?

Статья 20 закона обязывает маркетплейсы обмениваться информацией с налоговыми органами. Конкретный порядок определит Правительство РФ. Это означает два возможных сценария:

  • МП станет налоговым агентом по доходам продавцов.
  • МП будет передавать данные о доходах продавцов в ФНС.

Запрещённые товары на маркетплейсах

Отдельный законопроект (прошел третье чтение в Госдуме) запрещает размещать на МП предложения о продаже:

  • Товаров, изъятых из оборота.
  • Пестицидов и агрохимикатов без госрегистрации.
  • БАДов и лекарств без госрегистрации.
  • Товаров без маркировки, если они подлежат обязательной маркировке..
  • Товаров без сертификатов соответствия, если товар сертифицируется по закону.

Новые штрафы

Третий законопроект вводит в КоАП штрафы. Пока он прошел первое чтение, в него могут вноситься правки. Предварительно наказание за размещение запрещенных товаров:

  • Должностные лица: 5 000—10 000 ₽.
  • ИП: 10 000—30 000 ₽.
  • Юрлица: 30 000—70 000 ₽.

За повторное нарушение — штрафы выше.

За неправомерную блокировку доступа продавца в личный кабинет:

  • Должностные лица: 30 000—80 000 ₽.
  • Юрлица: 100 000—500 000 ₽.

Новые правила не просто «наведут порядок» — они создадут сбалансированную экосистему, где снизятся риски покупателей, укрепятся права добросовестных продавцов, а маркетплейсы получат чёткие регуляторные ориентиры. Это критически важно для развития сектора, который уже обеспечивает 15% розничной торговли в России.

Если хотите быть в курсе изменений, подписывайте на наш VC-блог.

А если у вас свой бизнес на маркетплейсах и вы ищете надёжную бухгалтерию, приходите в «Моё дело». Компания «Моё дело» страхует каждого клиента на 100 млн рублей — если получите штраф из-за нашей ошибки, то мы всё без вопросов компенсируем. Наша ответственность прописана прямо в договоре.

Запишитесь на бесплатную консультацию, чтобы узнать подробности ↓

4
1
7 комментариев