Попросили пользователей потратить миллион, чтобы узнать их уровень финансовой грамотности — вот, что из этого вышло

Попросили пользователей потратить миллион, чтобы узнать их уровень финансовой грамотности — вот, что из этого вышло

Как мы превратили образовательный контент в игру, которая захватила пользователей, и что из этого получилось.

Как доступным языком объяснить сложные финансовые продукты? Финансовая грамотность — одна из самых сложных тем для проектов: она кажется скучной и трудной, ассоциируется с многочисленными нотациями, но при этом является критически важной для людей, особенно в условиях высокой ключевой ставки. Как мы в Сравни решаем эту задачу? Рассказываем.

Как мы формулировали задачу

Цель: Привлечь внимание к теме финансовой грамотности и показать пользователям ценность нашего бесплатного курса в приложении.

Задача: Создать способ быстро и увлекательно показать людям их реальный уровень финансовой грамотности.

Идея: Игра-симулятор трат с бюджетом в 1 миллион рублей на виртуальные товары и услуги.

Гипотеза для решения: «Хотим, чтобы люди задумались о своих финансовых привычках, для этого нужно их заинтересовать, поэтому делаем игру с реальными товарами и деньгами».

Мы хотели уйти от абстрактных вопросов про ключевую ставку и посмотреть, как люди ведут себя в условиях, приближенных к реальным. Нашей гипотезой было то, что обучение через игру работает эффективнее. Мы дали людям возможность “почувствовать” деньги и увидеть последствия своих решений в безопасной среде. Результаты превзошли наши ожидания и показали, насколько важен такой интерактивный подход.

Павел Афанасьев, директор по работе с партнерами в Сравни

Почему именно игра с миллионом

Классические тесты финансовой грамотности не всегда работают по двум причинам:

  1. Абстрактные вопросы типа «Что такое ключевая ставка?»
  2. Очевидные «правильные» ответы

Мы решили пойти от противного: показать реальные товары с реальными ценами и посмотреть, как люди распределяют крупную сумму денег. А также сделали упор на привычный интерфейс маркетплейсов, чтобы UX оставался знакомым и комфортным.

Миллион рублей — это сумма, достаточно большая, чтобы почувствовать себя богатым, но требующая обдуманных решений, чтобы потратить ее разумно.

Попросили пользователей потратить миллион, чтобы узнать их уровень финансовой грамотности — вот, что из этого вышло

Как создавали механику

Выбор категорий: Определили 5 ключевых направлений трат современного человека:

  • Развлечения
  • Электроника
  • Одежда и обувь
  • Образование
  • Инвестиции
Попросили пользователей потратить миллион, чтобы узнать их уровень финансовой грамотности — вот, что из этого вышло

Принципы ценообразования:

  • Все цены основаны на реальной стоимости товаров
  • В каждой категории есть разумные и завышенные варианты
  • Специально добавили «ловушки»: курс «Как заработать миллион за три дня» за 300 000 против бесплатного курса от Сравни

Система оценки: все товары разделили на внутренние доп. категории и на их основе выстроили систему скоринга

  • Savings — то, что помогает сохранить или приумножить накопления;
  • Needs — то, что нужно в повседневной жизни;
  • Wants — товары-«хотелки», за которые давали наименьшее количество баллов

Что показало юзабилити-тестирование

Перед привлечением основного трафика, провели юзабилити-тестирование и получили важные инсайты:

Инсайт №1: Люди путают дорогое с умным Пользователь потратил 900 000 рублей на инвестиции, но получил всего 185 баллов. Оказалось, он выбрал коммерческую недвижимость за 500 000, игнорируя ОФЗ и индексные фонды.

Цитата пользователя: «Я купил инвестиций на 900к, а мне дали 185 баллов»

Инсайт №2: Критика воспринимается болезненно Пользователи остро реагировали на негативные формулировки результатов.

Цитата: «Я купила дорогую технику — это инвестиция, а мне пишут, что это не так»

Инсайт №3: Азарт сильнее логики Практически все пользователи стремились потратить весь миллион, даже если изначально планировали оставить резерв. Это точно имитирует психологию реального потребления.

Результаты проекта

CR в начало игры: 26%
CR в установку приложения из тех, кто прошел игру до конца: 12%

Для бизнеса:

  • Привлекли новых пользователей в приложение Сравни
  • Тем самым создали новую точку входа в экосистему продуктов

Для пользователей:

  • Быстрая и увлекательная оценка финансовых привычек
  • Понимание слабых мест в управлении деньгами
  • Доступ к бесплатному образовательному курсу

Выводы и планы

Что работает:

  • Игровая механика с реальными товарами увлекает лучше абстрактных вопросов
  • Люди готовы тратить время на то, что кажется развлечением, а не обучением
  • Миллион рублей — психологически правильная сумма для эксперимента

Следующие шаги:

  • Добавление детальной расшифровки результатов
  • Создание персонализированных рекомендаций на основе результатов

Главный вывод

Превратить образовательный контент в игру можно, если понимать аудиторию и строить проект, основываясь на данных и исследованиях.

7
2 комментария