Точная маржинальность вместо догадок: как эксперты Бридж Групп помогли компании оптимизировать учет торговли на маркетплейсах.

Ситуация

У крупной торговой организации (оборот от 2 млрд.руб) активно развиваются продажи через агентов, но при этом чистая прибыль растет непропорционально медленно, а по некоторым товарным категориям и вовсе отмечается убыток. Локальные расчеты рентабельности по отдельным заказам показывали хорошую маржу, но в целом ситуация в учетной системе 1С: Предприятие 8.3 КОРП была противоположной.

Задача

Провести инициативный аудит блока работы с маркетплейсами. Экспертам аутсорсинга необходимо было проверить корректность отражения операций с торговыми площадками (Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет), объяснить расхождение в плановой и фактической маржинальности с целью получения достоверной финансовой картины.

Что и как было сделано

Команда экспертов провела инициативный аудит в базе заказчика по следующим блокам:

– Настройка учетной системы (1С: Предприятие 8.3 КОРП);

– Проведение первичной документации по оказанным услугам от WB, Ozon, Яндекс Маркет;

– Отражение отчетов комиссионеров в 1С и агентского вознаграждения;

– Возвраты товаров, передача на комиссию, взаимозачет дебиторской и кредиторской задолженности;

– Закрытие месяца и расчет маржинальности реализованного товара.

При проведении аудита специалисты:

– запросили и проверили первичную документацию, информацию по составу и расчету услуг торговых платформ;

– проанализировали договоры и корреспонденции счетов;

– оценили порядок учета возвратов товара.

В результате проведенного аудита были выявлены следующие ошибки, искажающие учет:

1) Неполное отражение расходов от агента в базе заказчика. Это привело к занижению себестоимости проданного товара в отчете о прибылях и убытках, и к завышенным коммерческим расходам. Полностью искажается маржинальность на уровне каждой позиции. Товар, который по предварительным расчетам должен быть прибыльным, по факту был убыточным из-за высоких затрат на логистику и хранение.

2) Загрузка номенклатуры из отчетов маркетплейсов без артикулов*. При загрузке данных из личных кабинетов торговых площадок применялся отбор для сопоставления товаров по наименованию вместо уникальных артикулов, в связи с отсутствием настройки автоматической привязки по артикулу.

*Ошибка сопоставления номенклатуры – это не техническая мелочь, а «системный сбой», который делает бессмысленным любой последующий анализ маржинальности. Данные по артикулам являются единственно верным ключом для связывания данных из маркетплейса и внутреннего учета. Работа по названиям приводит к «хвостам» из ошибок, которые искажают всю финансовую картину и приводят к неверно принятым управленческим решениям.

3) Некорректное отражение выручки. Компания отражала на один вид договора в качестве выручки полную стоимость заказа, оплаченную покупателем (включая доставку). Однако по договору с маркетплейсом выручка компании – это сумма, за вычетом всех комиссий и услуг. Услуги должны быть отражены в договоре с поставщиком. В следствие чего выручка была существенно завышена, что привело к неверным финансовым показателям и как следствие завышению базы по налогу на прибыль.

4) Некорректный учет возвратов товаров от маркетплейсов. Возвраты проводились не в полном объеме, сторнировалась выручка без восстановления себестоимости товара. Если себестоимость не восстановлена, то в отчете о прибылях и убытках она остается завышенной, что занижает маржу. База данных по остаткам товара на складе из-за некорректно отраженных возвратов становится неверной. Это приводит к ошибкам в последующих расчетах себестоимости (например, при расчете средней цены) и к физическим пересортицам.

Результат

Найденные ошибки в учете операций с маркетплейсами сильно искажают ключевые финансовые показатели, в первую очередь маржинальность товаров. Некорректное отражение выручки и расходов приводит к принятию неэффективных управленческих решений: компания может продолжать продавать убыточные товары или, наоборот, снимать с полок рентабельные, но недооцененные позиции.

Для перехода к достоверному управленческому учету и получения реальной картины рентабельности необходима комплексная работа по исправлению методологии учета. Наши эксперты дали целевые рекомендации Заказчику по устранению ключевых ошибок в учете отчетов от торговых площадок:

– Внедрить сервисы интеграции маркетплейсов с программой 1С, чтобы исключить ручной ввод данных и связанные с ним ошибки (например, API-подключения или готовые решения по обмену, такие как «1С:Маркетплейс»).

– Унифицировать номенклатуру: привести артикулы во внутренней учетной системе к единому формату с артикулами на маркетплейсах.

– Настроить автоматическое отражение возвратов: интегрировать данные о возвратах из отчетов маркетплейса в учетную систему. Еженедельно проверять отчеты маркетплейсов по возвратам и оперативно вносить их в учет в том же периоде, в котором они возникли.

– Внедрить регулярную сверку данных между учетной системой и личными кабинетами маркетплейсов (отчеты о продажах, акты оказания услуг). Ежемесячно проводить сверку с актами маркетплейса и отражать все виды удержаний в периоде, когда была признана выручка.

– Отражать в учете для расчета выручки только сумму, перечисленную маркетплейсом за минусом всех комиссий и дополнительных услуг.

Все перечисленные меры позволят заказчику получать точные данные по маржинальности и принимать обоснованные управленческие решения. Их внедрение позволит точно рассчитывать «маржу» на уровне каждого артикула, контролировать эффективность канала продаж и оптимизировать ассортиментную и ценовую политику.

Начать дискуссию