Когда маркетплейс делает всё против селлера: так ли это на самом деле?
Продавец недосчитался 15 млн рублей в поступлениях на счёт, не нашёл свободные слоты на поставку и терпел всё, что площадка делает против него. Почему так происходит и что с этим делать, даже если вы не крупный бренд? Рассказываем в статье.
Как и у любой площадки, у маркетплейсов есть плюсы и минусы. Поэтому, даже когда маркетплейс всё делает против селлера, это не повод уходить, ведь такие трафик и продажи (по статистике, маркетплейсами пользуются 79% россиян) не даёт ни один другой канал, например соцсети или свой сайт.
Поэтому, даже когда клиенты приходят к нам с вопросом: «Почему площадка меня топит?», селлеры не готовят план по уходу с площадок, а приходят к нам, чтобы найти причины и разгадать новые правила игры. Спойлер: потому что маркетплейсы никогда не будут топить тех, кто приносит им деньги.
А мы тем временем помогаем найти разгадку — приглашаем в статью тайного детектива Шерлока Сейлса, чтобы разобраться в этом вопросе. Он и Доктор Плейс провели расследование и собрали пять историй, которые заставили нашу команду экспертов попотеть в борьбе за чистую прибыль для наших клиентов.
Дело о пропавших слотах на поставку
Клиент — мебельная фабрика с собственным производством (вплоть до деревообработки). На рынке бренд уже больше пяти лет, продают через офлайн-магазины и «Авито». Компания приняла логичное решение, чтобы масштабироваться: вышла на маркетплейсы OZON и Яндекс Маркет. А мы принялись за работу:
- Ставили на Яндекс Маркет и рекомендовали клиенту делать на нём акцент. У площадки отлажена инфраструктура под крупногабаритные товары, потому что с самого начала маркетплейс специализировался на таких позициях и мебели.
- Обучили всем правилам и разработали логистическую цепочку, при которой товар довозится на склад приёма крупногабаритного товара OZON. Но как только мы захотели сделать первую поставку, не нашли ни одного слота (свободное место для приёма товара). В итоге мы ждали около двух недель и наконец получили окошко. Но этим всё не закончилось: при отправке мебели со склада производителя, кладовщики наклеили штрихкоды по незнанию в неправильном месте упаковки. Из-за этого первую партию мебели OZON просто утилизировал (то есть мебель буквально выбрасывают в мусор) в связи с некорректной маркировкой. В результате долгого общения со складом нам удалось вернуть партию и вместе с клиентом упаковать всё согласно правилам. А ещё интересным совпадением оказалось повышение комиссий в нише мебели с 22 до 30%. Всё изменилось в тот момент, когда мы упаковывали товар.
Заключение Шерлока Сейлса такое: не всегда площадка топит именно вас. Часто это внутренние проблемы, например необученные сотрудники, как в случае с мебельной фабрикой. Эксперты в агентствах или те, кто давно продаёт на маркетплейсах, понимают, как решить проблему и к кому обращаться. А мебельное производство без опыта работы с площадками потеряло бы большую партию мебели и деньги.
В любом случае ошибки в штрихкодах можно исправить, а слоты на поставку — подождать. Но есть ситуация куда запутаннее: одинаковый товар, те же маркетплейсы, те же усилия, а выручка отличается в сотни раз. Как такое возможно? Переходим к следующему делу.
Тайна чужой выручки
«Почему у него сто миллионов оборота в месяц, а у меня — один? Мы же продаём одинаковый товар» — такой вопрос нам задают почти все мелкие и средние бизнесмены. Здесь три ключевых фактора — кто такой «он», что значит «одинаковый товар» и, действительно, «почему»:
- Он — чаще всего лидер рынка и крупный бренд, который давно и много вкладывает в маркетинг, работает над узнаваемостью и получает индивидуальные условия, например пониженные комиссии от маркетплейсов как крупный продавец.
- Одинаковый товар — товар может быть одинаковым, например пылесосы Samsung, но кому покупатель доверяет больше: «М.Видео» или ИП Ромашкину?
- Почему — потому что, кроме пунктов выше, есть ещё много разных условий: от готовности селлера развиваться до бюджета на рекламу. Каждый кейс индивидуален.
Мы всегда честно говорим малому и среднему бизнесу, какой будет результат, и объясняем реалии рынка. Например, если клиент хочет вырасти в три раза, но при этом не готов тратить даже 10% от оборота на рекламу, мы объясняем, почему это возможно только в редких исключениях. А дальше помогаем рассчитать исходя из текущего роста продаж, себестоимости товара и общих условий бизнеса, стоит ли вообще игра свеч, или все усилия окупятся лишь пределом чистой прибыли в 500 тысяч рублей?
И во второй раз расследование Шерлока Сейлса привело к тому, что маркетплейсы не играют против продавцов. Наоборот, крупные селлеры даже получают серьёзные бонусы. Например, нашему клиенту, производителю техники, регулярно дают бонусный бюджет на рекламу в 6 млн рублей. Магазин привлекает тысячи покупателей почти бесплатно. А теперь посмотрим, когда площадка реально топит селлера. Разбираемся в третьем расследовании.
Загадка платного хранения
Бывает, что маркетплейсы обнуляют стоимость хранения товаров. Но иногда происходит и наоборот, когда площадки внезапно требуют миллионы с селлеров. Например, если у продавца хранится 200 позиций на складах маркетплейса, а площадка резко выставляет счёт за вывоз товаров с закрывающихся складов.
Мы рекомендуем готовиться к такому, даже если кажется, что всё хорошо: проблемы с логистикой могут произойти на любом маркетплейсе. Лучше заранее просчитывать риски на месяцы вперёд и ответить себе на два вопроса:
- Что выгоднее — распродать в ноль или уйти в риск платного хранения?
- Что дешевле — распродать товары с минусовой прибылью или вывезти их со склада при средней стоимости за вывоз 100 рублей за штуку?
Это случай, когда маркетплейс и правда действует против селлера. Но даже к нему можно подготовиться: работать с аналитикой и закладывать риски в стоимость. А о том, как справляться со следующей проблемой, Шерлок Сейлс рассказывает дальше.
Потерянные деньги со счетов
Больше года мы развиваем популярный магазин косметики на OZON и Wildberries. Наши цели — растить чистую, операционную и маржинальную прибыль. Каждый год наши финансовые аналитики изучают все поступления на расчётные счета, и за 2024-й команда нашла дыру в 15 млн рублей среди поступлений от Wildberries.
Чтобы в будущем избежать таких ситуаций, мы выстроили систему, которая каждую неделю сводит дебет с кредитом и предупреждает, если видит недостачу со стороны маркетплейса.
Когда маркетплейс задерживает выплаты, это ситуация, к которой уже готов. Но потерянные деньги со счетов — новый кейс, к которому не были готовы даже опытные селлеры и агентства. Шерлок Сейлс и Доктор Плейс тоже в шоке, поэтому заканчивают рассказывать о проблемах. Следующая история будет последней.
Приключения фальшивок на маркетплейсах
Фейковых товаров полно на маркетплейсах, и если очевидно неоригинальные позиции не мешают продавцам, то хорошо скрывающиеся реплики по той же цене — зло.
Представьте, что у вас магазин одежды, где продаются бренды Adidas, Nike, ASICS. Вы лично проверяете одежду, изучаете сертификаты качества, ездите на выставки в другие страны, вкладываете миллионы в продвижение и бренд. У вас всё идёт гладко: вы продаёте уже несколько лет и завоевали доверие покупателей.
Но вдруг в 2025 году на маркетплейсах начинают расти продажи подделок. Люди думают: «Я уже покупал у этого продавца — товар оригинальный. Значит, и в этом магазине тоже оригинал, ещё и в три раза дешевле. Тем более вещи на маркетплейсах же сейчас проверяют». Из-за этого работа для честных продавцов с оригинальными товарами превращается в ад, ведь подделки несправедливо отобрали у них трафик, который наши клиенты оплатили рекламным бюджетом. А покупатели ушли в карточку «такое же, но дешевле». Но у нас есть решение:
- Делать акцент на площадках, которые отслеживают качество и оригинальность товаров. Это маркетплейсы, которые изначально придерживались работы с брендами. Например, «Ламода» и Яндекс Маркет.
- Отслеживать недобросовестных продавцов. Мы разработали парсер, который считывает все позиции по заданному бренду и реагирует на отклонения. Например, если на товар нашего бренда у другого продавца появились плохие отзывы или цена сильно ниже рыночной, робот уведомляет нас о таких позициях, и мы подключаем юристов. Они оценивают юридическое состояние бренда: является ли селлер дистрибьютором или официальным магазином, какие документы правообладателя легитимны в настоящее время и так далее. После мы готовим линию защиты нашего права на бренд и начинаем стучаться в поддержку. У нас уже был такой кейс — нам удалось защитить права бренда и скрыть с витрины подделки, которые забирали наш трафик.
А этот кейс по расследованию Шерлока Сейлса неоднозначный: нельзя сказать, что маркетплейс играет против продавца, ведь площадкам, которые не нацелены на бренды, всё равно, кто и чем торгует. Главное, чтобы это было законно. Поэтому здесь нужно или мириться с условиями, или действовать по нашей стратегии: переходить на другие маркетплейсы или следить за такими селлерами.
Иногда площадки действительно ведут себя так, будто играют против всех: мешают и покупателям, и продавцам. Но нужно понимать, что в большинстве случаев это не злой умысел, а особенности самой системы, её масштабов и алгоритмов. Ведь когда на площадках заказывает почти вся Россия, уследить за всем невозможно.
Уходить с маркетплейсов — значит добровольно отказаться от трафика и продаж, которые сегодня сложно получить где-либо ещё. Поэтому главная стратегия для продавца — не бороться, а учиться работать по правилам игры: считать риски, контролировать финансы, подключать аналитику, проверять контрагентов и отстаивать свои права. Шерлок Сейлс и Доктор Плейс в своих расследованиях показали, что даже самые сложные ситуации можно решить. А если хотите узнать, как это делается по шагам, напишите в комментариях, о каком кейсе хотелось бы узнать подробнее.