Как растаможить карго груз, который застрял на границе с Казахстаном?

Недавно вышел указ президента, после чего стало возможным оформить застрявшие грузы на границе Казахстана официально: при условии, что по ним будут уплачены все пошлины, НДС и таможенные сборы.

Разберем, какие шаги предстоит пройти и в каких случаях оформление действительно имеет смысл.

Как растаможить карго груз, который застрял на границе с Казахстаном?

Шаги для официального ввоза:

Шаг 1. Определяем код ТН ВЭД

👉Первое, с чего начинается процесс - это определение кода ТН ВЭД.

От него зависят не только ставки пошлин, но и набор разрешительных документов, которые потребуются для выпуска.

🟥 Для товаров с чувствительными категориями (техника, электроника, детские товары, одежда, изделия, контактирующие с пищей) проверка документов будет особенно тщательной.

Шаг 2. Документы от экспедитора

👉От вашего перевозчика карго потребуется договор транспортной экспедиции и счет на оплату перевозки.Счет должен быть разделен:

  • на стоимость доставки до границы с ЕАЭС;
  • и на участок от границы до склада временного хранения.

📌 Если экспедитор не может предоставить документы - не критично. В таком случае подстраивайте комплект документов на товар под условия поставки CPT (Carriage Paid To) - это позволит корректно оформить логистику с точки зрения таможни.

Шаг 3. Проверяем разрешительную документацию

⭕Если у вас техническое оборудование, детские товары, одежда первого слоя или бытовые электроприборы, без сертификата соответствия растаможить будет невозможно.

☝ Важно, чтобы документ был корректным и выданным на реального производителя, а не на формальную компанию из Киргизии или ИП, не имеющего отношения к товару.

👉 Если на товаре есть маркировка, проверьте, совпадают ли данные с указанными в сертификате. Если маркировки нет, но когда-то ввозились образцы и оформлен действующий сертификат, стоит привести сопроводительные документы в соответствие с ним.

Если у вас нет корректного сертификата и вы не ввозили образцы, нужно уточнить у сертификационного органа, можно ли провести оформление по схеме партии, в соответствии с Постановлением № 353. Так вы сможете оформить декларацию соответствия на партию ввозимого товара без оформления ввоза образов.

⏺После этого, уже на основании партии, вы сможете выпустить сертификат на серию, что позволит не проходить процедуру с нуля для каждого ввоза.

💰 Такой подход экономит время и средства: вместо дорогостоящих лабораторных испытаний всей номенклатуры вы фиксируете одну партию, а потом продлеваете документ на серию.

По ряду категорий 353-е постановление не применяется. К ним относятся, в частности, детские товары, одежда первого слоя, ковры, посуда и ряд бытовых изделий, для них этот механизм сейчас не работает.

Если у вас нет готового сертификата, и 353-е постановление не подходит, товар нужно разделить:

  • отдельный комплект документов на ввоз образцов;
  • отдельный: на основную партию.

➡ На складе временного хранения отбираются образцы, которые декларируются отдельно (на них оформляется проформа-инвойс и упаковочный лист).После растаможки образцы направляются в лабораторию для проведения испытаний.

На выпуск протоколов испытаний уходит от 2 до 4 недель, в зависимости от категории. По сложным группам (например, детские игрушки) - процесс может занять дольше.

🟥 Важно: если ваш товар требует и сертификации, и маркировки Честным Знаком, запускайте сертификацию первой. Образцы, ввозимые для испытаний, не подлежат обязательной маркировке - это позволит не терять время.

🕠 На период сертификации груз будет храниться на складе временного хранения (СВХ) - это платное хранение, и его стоит учитывать в расчетах.Пока лаборатория готовит протоколы, СВХ сможет заниматься маркировкой ЧЗ оставшейся партии товаров.

Шаг 4. Условия поставки и корректные документы

Затем нужно определить, кто выступает продавцом, и выстроить правильную сделку.

📄 Если поставщик готов работать официально, пропишите условия поставки и оплаты в инвойсе и контракте.

Например: отсрочка платежа 90 дней после получения товара на складе.

⏭ Если сумма превышает 3 млн рублей, перед растаможкой придется поставить контракт на валютный контроль и присвоить УНК. Это абсолютно нормально, главное, чтобы оплата прошла официально и в срок.

⏺ Если у завода-производителя есть экспортная лицензия, оформляйте документы напрямую на него.

🤝Если ваш перевозчик карго дает вам белые документы на транспорт, можно использовать условия поставки EXW или FCA (когда перевозчик забирает товар прямо со склада фабрики).

Если лицензии нет, используйте торговый дом.

📌Так, например, мы сотрудничаем с торговым домом, который работает с комиссией 1,5%. Это позволяет провести оплату легально и оформить расчеты через ВТБ, но здесь важно понимать нюанс: если у вас ранее не было официального таможенного оформления на территории Китая, подтвердить возмещение НДС, как правило, не получится.

👉 В отдельных случаях, если у китайского поставщика действительно подавалась экспортная декларация, можно корректно подогнать документы под нее, и тогда появится шанс оформить возврат НДС.

☝ Но все зависит от поставщика и правильности выстроенной схемы. Такие кейсы требуют отдельной проработки, особенно если речь идет о крупных суммах (3 млн рублей и выше).

Если транспортная компания не предоставляет вам документы, оформляйте сделку по условиям CPT (Carriage Paid To) - это значит, что доставка включена в стоимость товара, и поставщик оплачивает логистику до определенного пункта (например, склада временного хранения).Фактически вы просто “вшиваете” стоимость перевозки в цену контракта с китайской стороны.

📌 В отдельных случаях можно использовать условия DAP (Delivered At Place), когда поставщик оплачивает перевозку и сопутствующие расходы до конкретного места назначения.

✏ Это удобно, если ваша транспортная компания не готова выдавать подтверждающие документы: вся логистика юридически ложится на китайскую сторону.

Шаг 5. Склад временного хранения и маркировка

🚚 Когда машина доезжает до России, груз размещается на СВХ (складе временного хранения) и с этого момента начинается платное хранение.

⏺ Если ваш товар подлежит маркировке “Честный знак”, выбирайте СВХ, который имеет право наносить маркировку. В этом случае вы, как импортер, выпускаете КИЗы (коды идентификации) и передаете их складу.

Склад наносит маркировку на товары (стоимость услуги зависит от типа продукции, упаковки, количества единиц и общей загрузки склада).

💰Стоимость нанесения маркировки также варьируется. По наблюдениям: от 5–7 до 30 рублей за единицу товара, в зависимости от упаковки, категории и сложности нанесения. Если товар мелкий и его много, сумма может выйти внушительной.

🗓 Процесс оклейки обычно занимает от нескольких дней до нескольких недель, особенно в сезон, когда склады перегружены. Рекомендуется заранее уточнять у выбранного СВХ расценки и сроки.

Шаг 6. Финальный этап: оформление, пошлины и экономический расчет

⏭ После того как товар оклеен и все разрешительные документы готовы (сертификат или декларация соответствия, включая формы 1Д), можно переходить к следующему этапу - подаче таможенной декларации.

На этом этапе добавляются ключевые расходы.

Что нужно оплатить:

  • таможенная пошлина: зависит от кода ТН ВЭД и категории товара: от 5% до 15% для большинства товаров, либо весовая ставка (например, по одежде: 1,75–2,25 евро за кг);
  • НДС: 20% или 10% по льготной ставке для детских товаров, одежды, игрушек и пр.;
  • таможенный сбор: незначительная сумма по сравнению с остальными расходами.

⏺ База для расчета пошлины - это стоимость товара в закупке плюс доставка до границы с ЕАЭС и все расходы на стороне отправителя.

После того как вы определили размер пошлины, переходите к расчету НДС.

➡ Если оформляется официальная сделка, к этому перечню может добавляться страховка груза, что логично, при белых документах страхование чаще всего требуется.

Далее рассчитывается НДС: он начисляется на сумму таможенной стоимости и пошлины.

📌 В результате общие расходы на таможенные платежи в среднем составляют от 26% до от закупочной стоимости, в зависимости от категории товара и ставки пошлины.

То есть фактически стоимость вашего товара после официального оформления может вырасти на треть.

Закрываем хвосты. Оплата и доказательства расчетов

⭕Когда вы покажете официальную оплату, еще до или во время стоянки груза, вероятность пройти проверку без проблем значительно выше.

🟥Если ранее вы уже оплатили товар наличными, через крипту или Alipay, верните эти средства от завода и проведите платеж официально.

☝ Да, это потребует временной заморозки большей суммы, но если речь идет о грузе стоимостью в 10-20 миллионов рублей - это самый безопасный способ закрыть вопрос без рисков для компании.

➡ Если партия небольшая (на 100-200 тысяч рублей), решение можно принимать индивидуально, в зависимости от себестоимости и срочности выпуска.

Стоит ли растаможивать застрявший груз?

Каждый случай индивидуален.

➡ Если у вас есть выбор - взвесьте экономику. При стоимости груза в несколько миллионов рублей оформление может быть оправданным, особенно если это позволит сохранить партию и избежать конфискации.

💰Официальное оформление требует времени, расходов и внимательного документального сопровождения. Потребуются сертификаты, подтверждения, оплата всех налогов и услуг СВХ.

🟩Тем не менее, если вы решились оформить груз официально, вы сможете вернуть его и вывести из серой зоны.

Это будет непростой опыт, но после такой процедуры вы будете знать все тонкости таможенного оформления, буквально пройдя путь через огонь и воду.

🤝 Если сомневаетесь, обращайтесь, мы подберем для вас оптимальную схему и поможем оформить все корректно.

Главное, не повторять подобных ситуаций, потому что каждая повторная ситуация с неоформленным грузом обычно приводит к дополнительным расходам. Пусть этот опыт станет первым шагом к системной, прозрачной работе.

➡ Актуальные новости, анонсы статей и вебинаров ищите в моём тг-канале, группе ВКонтакте и на YouTube.

Начать дискуссию