«Яндекс.Маркет» ставит под угрозу и закрытие пунктов выдачи — обращение

К «Яндексу» обращается инициативная группа от имени сообщества «Яндекс.Маркет» (БПВЗ). Мы представляем интересы сотен предпринимателей — ваших официальных партнёров.

С вашей помощью мы создали тысячи рабочих мест в период пандемии – когда многие лишились работы. Мы помогли десяткам (а возможно сотням) тысяч людей снизить вероятность заболеть коронавирусом, ведь теперь им нужно намного реже ходить в большие магазины и подвергаться риску.

Сегодня более 96% сети БПВЗ Яндекс.Маркет находится под угрозой закрытия, а индивидуальные предприниматели – потери вложенных средств и возможно банкротства. Это данные опроса более 520 человек, участников сообщества владельцев БПВЗ.

16 июля 2021 г. компанией Яндекс.Маркет было объявлено о катастрофических изменениях в оферте для своих партнёров, открывших брендированные пункты выдачи заказов (далее Изменения), которые должны вступить в силу с 01 августа 2021 г.

1. Мы видим такой контекст

1.1. Яндекс – уважаемая компания, которую считают русским Google. Ей доверяют.

Яндекс.Маркет – молодой, но перспективный игрок на рынке маркетплейсов, начал создавать свою сеть БПВЗ в конце 2020 года. Наибольший прирост новых БПВЗ был с января по май 2021, а в регионах – с апреля. При этом ключевые игроки (Озон, Wildberries) работают уже больше 10 лет.

12 октября 2020 г. Яндекс.Маркет объявил планы по созданию сети из 8-10 тысяч БПВЗ согласно Вашей стратегии до 2023 года (то есть за 2 года).

16 февраля 2021 г. Яндекс объявил планы по инвестициям в Яндекс.Маркет (а также Лавку и Еду) на 2021 год. Было запланировано 400-500 миллионов долларов инвестиций в течение года (29-36 миллиардов рублей).

В этот же день было объявлено, что компания Яндекс получила чистую прибыль в 24 миллиарда рублей в 2020 году (+24% год к году). Результаты превысили прогнозы. Таким образом мы считаем, что у компании Яндекс достаточно ресурсов для реализации своих планов.

За 2020 год оборот Озон вырос на 144% до 197 миллиардов рублей, а Wildberries на 96% до 413 миллиардов. То есть данный сегмент бурно развивается. Источник:

1.2. В интервью от 13 мая 2021 года Иван Задохин (Руководитель доставки Яндекс.Маркет) сообщил среди прочего:

- Яндекс.Маркет планирует увеличить число БПВЗ в несколько раз до конца года (с 2000 шт)

- Яндекс.Маркет сфокусирован на том, чтобы открывать БПВЗ было прибыльным делом

- будут введены дополнительные механизмы, чтобы БПВЗ хорошо зарабатывали

Бизнес опирался на эту информацию при решении стать партнёрами и открывать БПВЗ.

2. Актуальная сеть БПВЗ

На данный момент принятие заявок на открытие новых БПВЗ остановлено. Заявки по большинству регионов не принимают с 28 мая 2021 г.

С ноября 2020 по июль 2021 было открыто и сейчас действует 1979 БПВЗ (из них 443 в Москве) и 2220 постаматов, если верить Яндекс.Картам. Для сравнения у Озона 1346 БПВЗ только в Москве. То есть сеть далека от охвата рынка.

При этом завершаются ремонты помещений в соответствии со строгими требованиями брендбука. Часть БПВЗ открылась в мае-июле и только начала зарабатывать. Им не удалось даже окупить расходы на открытие.

Все помещения, их расположение и выполненный ремонт были предварительно согласованы менеджерами Яндекс.Маркет в индивидуальном порядке.

Также нам известно, что представители Яндекс.Маркет за последние 1,5 месяца провели масштабную проверку открытых БПВЗ. Небольшая часть сети была закрыта за фактическое несоответствие требованиям брендбука и условиям сотрудничества.

3. Действующие меры поддержки

С момента запуска сети БПВЗ Яндекс.Маркетом были объявлены беспрецедентные меры поддержки партнёров, открывающих БПВЗ. Было гарантировано большое число заказов в каждый БПВЗ.

Например, в Москве это 75 заказов в день с вознаграждением 100 рублей за заказ. То есть порядка 225 тысяч рублей в месяц. Этого достаточно для аренды помещений и официального трудоустройства в большинстве районов города.

По дополнительному соглашению с каждым партнёром Яндекс.Маркет гарантировал сохранение этих условий на 1 год с момента подписания договора. А также предоставлял прямую разовую выплату за открытие нового БПВЗ – до 75 тысяч рублей.

Сообщество БПВЗ благодарно за такую финансовую поддержку в непростое время.

Большинство предпринимателей строило свои бизнес-планы исходя из этих данных. При этом все понимали, что поддержка со временем закончится.

С 1 апреля Яндекс.Маркет принудительно перевел всех партнёров на новую Оферту, в которой обязательство сохранения условий было исключено. Но сами условия сохранены с правом их отмены в любой момент. Предупреждение за 15 дней роли не играет.

К этому моменту многие уже открыли БПВЗ или находились в финале процесса подписания договоров аренды по уже согласованным помещениям. А БПВЗ открывавшиеся позднее – полагались на публичную информацию, прежде всего из п. 1.2 выше. Т.к. «наполеоновские» планы просто невозможны без прямой поддержки партнёров.

4. Суть проблемы

4.1. Резкое изменение условий 16 июля 2021 г.

Гарантированные выплаты (меры поддержки) и вознаграждение за открытие нового БПВЗ были заменены на процент от оборота по каждому БПВЗ. При этом базовый процент по Москве – 8.

Да, есть переходный период с повышенной ставкой, но текущий уровень развития маркетплейса не позволяет на это полагаться. У 3 из 4 владельцев БПВЗ оборот пункта выдачи в 4-6 раз ниже порога рентабельности. Подробнее см. п.п. 4.1 и 4.2.

Также теперь владельцы БПВЗ, что посчитают новые условия невыполнимыми и решат закрыть все или часть БПВЗ – обязаны вернуть вознаграждение от Яндекс.Маркета, если проработали менее 6 месяцев.

То есть правила игры были кардинально изменены за 2 недели. И выйти из бизнеса без существенных потерь невозможно.

4.2. Некорректное пояснение позиции Яндекс.Маркет

Пояснение позиции компании и причин Изменений некорректно как по способу извещения, так и по сути.

Сообщили только в официальном телеграм-чате анонсов к вечеру пятницы (по email тишина). Если бы не сознательность активистов сообщества – об этом узнало бы от силы 25% партнеров в ближайшие дни.

В сопроводительном тексте было указано:

«Мы видим, что покупатели все чаще забирают свои покупки через пункты выдачи заказов Яндекс.Маркета. За последние три месяца количество таких заказов увеличилось в 12 раз.

Чтобы поток покупателей в ПВЗ Маркета стал еще больше, мы планируем активнее продвигать формат самовывоза. Например, в приложении Маркета будем рекомендовать покупателям оформить доставку в ПВЗ, а также продолжим напоминать об этом формате через другие сервисы Яндекса (Карты, Навигатор, Лавку).

Чтобы вы могли заработать с каждого заказа ещё больше, с 1 августа мы будем начислять вам до 20% от суммы обработанных заказов вашего пункта вместо прежних гарантированных выплат.

Заработать, как и раньше, можно будет не только на выдаче покупок - вы также будете получать 15 рублей за возврат от клиента и 50 рублей за прием заказа от продавца, если у вас подключена эта функция. Единовременная финансовая помощь, которую получают действующие и новые партнеры на открытие ПВЗ, при этом вырастет до 120 000 рублей в зависимости от региона.

Подробности про новые условия мы выслали вам в личном кабинете»

В данном пояснении не учитывается ряд важных обстоятельств:

1) Эффект низкой базы. Рост в 12 раз от числа 1 будет 12. По такой логике БПВЗ выдававший 1 заказ в день стал выдавать 12. Это по-прежнему мизерная цифра. Более подробно см. п. 4.1 ниже;

2) Выросло число БПВЗ. За эти же 3 месяца;

3) За последний месяц огромное число отмен заказов. Десятки заказов многих БПВЗ имеют статус «отменен маркетплейсом»;

4) Количество выдач заказов на 1 БПВЗ по-прежнему очень маленькое;

5) Обещанные еще в мае меры доп. доходов маломощны. У большинства не работает прием заказов от продавцов (дропшипинг) и инициативно подключить его невозможно. Клиентские возвраты дают мизерные доходы (и их мало);

6) Постаматы и ближайшие мультибренд ПВЗ оттягивают трафик от БПВЗ;

7) Многие клиенты даже при желании не могут сделать заказ в наши БПВЗ. Большинству из них это становится не интересно, и они уходят к конкурентам, тому же Озону.

В данном контексте мы считаем, что менеджеры среднего звена могли дать людям, принимающим решение некорректные данные. И таким образом ввести в заблуждение.

5. Общая ситуация с БПВЗ

5.1. Основные экономические показатели БПВЗ

Расходы на ведение бизнеса БПВЗ (операционные) состоят из:

• аренда коммерческого помещения в локации с достаточным трафиком и/или населением поблизости;

• заработная плата сотрудникам БПВЗ, лично представляющим бренд Яндекса в БПВЗ своим сервисом (30 смен в месяц);

• расходы на выплату налогов, отчислений в ПФР, ФОМС, ФСС за сотрудников (+43%);

• коммунальные и эксплуатационные платежи за помещение (могут идти отдельным договором с собственником);

• расходы за вывеску на фасаде торгового центра (если в ТЦ);

• выплаты налогов ИП или юрлица (от 6%) + ежегодные;

• расходные материалы, сервисы, бухгалтерия, охрана, интернет и тд.

Средняя стоимость аренды в Москве 70-75 тысяч рублей. Санкт-Петербург 40-50 тысяч. Регионы 20-30 тысяч.

Средняя зарплата за 1 смену («на руки») в Москве: 2000-2200. Подмосковье и Петербург 1800-2000. Регионы 1500. Быстрый рост сети БПВЗ также подстегнул эти ставки.

Ориентировочные подсчеты по Москве: 170-180 тысяч

Если взять базовый процент по Москве (8), какой должен быть оборот, чтобы заработать эту сумму и легально работать без убытков?

170/0,08 = 2 125 000 руб (2 миллиона 125 тысяч) если это не ТЦ.

По регионам можно условно поделить на 1,5-2. Но не меньше.

5.2. Результаты опросов

Мы провели ряд быстрых опросов владельцев БПВЗ с 17 по 19 июля 2021 г.

В основном опросе проголосовало более 520 человек – владельцев БПВЗ Яндекс.Маркет. 75% (396 человек) сообщили, что не справятся с работой БПВЗ на процентной ставке в ближайшее время и рассматривают закрытие БПВЗ, только 4% (25 человек) считают, что смогут работать уже сейчас. Ещё 21% (109 человек) сомневаются и планируют действовать по обстановке.

По дополнительным опросам ясны немаловажные детали (участвовало меньше людей).

• 78% владельцев БПВЗ выдавало не более 20 заказов в день в своих лучших БПВЗ. И только 5% больше 70 заказов. При этом владельцы сетей из нескольких БПВЗ сообщали, что основная часть их сети выдает значительно меньше. (опрос 386 человек)

• 39% владельцев БПВЗ создали более 5 рабочих мест каждый, из них 6% трудоустроило свыше 30 человек. По опросу речь идет не менее чем о 1200-1600 рабочих мест у проголосовавших партнёров (опрос 180 человек)

• Оборот 70% владельцев БПВЗ не превысил 400 тысяч рублей за последний месяц по их лучшим пунктам выдачи. Только 6% имело оборот свыше 1 миллиона. (опрос 400 человек). Для перехода к окупаемости нужен рост в несколько раз!

• Доля владельцев БПВЗ из Москвы 29%, ЦФО еще 42%, СЗФО 13%, ЮФО 12%, ПриВО 16%

• 63% владельцев БПВЗ имеет больше 1 пункта выдачи Яндекс.Маркет, 9% свыше 10 пунктов

• у 45% суммарные инвестиции в открытие БПВЗ составили от 300 тысяч рублей до 1 миллиона, а еще у 20% превысили 1 миллион. У 4% превысили 20 миллионов рублей

• у 56% владельцев БПВЗ был опыт в бизнесе. Из них у 36% были свои ПВЗ других сетей (опрос 160 человек)

5.3. Перспективы

По некоторым БПВЗ сети действительно есть заметный рост числа заказов. Хотя это не всегда влияет на оборот.

Мы в инициативной группе сами владеем БПВЗ и понимаем, как это работает. И аккумулируем жалобы от клиентов и мнения других партнёров, владельцев БПВЗ. Клиенты сначала жалуются нам (и мы их тоже спрашиваем) и только в части случаев – в поддержку.

Также мы понимаем, что сеть БПВЗ должна быть оздоровлена и очищена от полностью неэффективных либо мошеннических БПВЗ, которые в принципе не могут прийти к самоокупаемости. Но это не значит, что нужно приносить в жертву большую часть сети БПВЗ.

Считаем, что БПВЗ сети могут начать получать достаточное число заказов к концу осени 2021 – январю 2022 если:

• рекламная кампания будет продолжена;

• логистика и клиентская поддержка будут работать качественно и без существенных перебоев;

• будут устранены недоработки Яндекс.Маркет, причины основных жалоб клиентов (приложение, логистика, массовые отмены заказов самим маркетплейсом);

• будет продолжено и (желательно) ускорено наполнение ассортимента маркетплейса – клиенты жалуются, что нет нужных им товаров;

• будет подключен (и развит) прием заказов от продавцов не менее, чем на 80% БПВЗ;

• будет подключена «доставка по клику за 15 минут» к БПВЗ, вместо пунктов Яндекс.GO и Яндекс.Лавки как минимум при наличии логистической возможности. То есть если в радиусе 15 минут на велосипеде курьер может доехать до клиента от БПВЗ. Даже пешком за это время курьер может пройти не меньше 1 км.

В таком случае сеть должна прийти к самоокупаемости в оперативной перспективе и в 2022 году начать зарабатывать. Относительно положения дел на рынке это будут выдающиеся результаты в данном сегменте. И инвестиции Яндекс.Маркет будут полностью оправданы.

6. Наше предложение

С учетом информации выше, Инициативная группа от сообщества владельцев БПВЗ обращается к вам с просьбой приостановить введение Изменений с 1 августа 2021 г и отказаться от кардинального изменения условий сотрудничества с партнёрами БПВЗ на текущем этапе развития маркетплейса.

Предлагаем Вам рассмотреть возможность изменения условий оферты и привязать их к показателям эффективности всей сети БПВЗ в целом. Например, доходы X процентов БПВЗ не должны упасть ниже Y процентов от состояния до Изменений.

При этом не должны учитываться порядка 10 (или более) процентов экстремальных значений: которые намного больше или меньше среднего значения.

Просим Вас рассмотреть возможность:

• организовать встречу с инициативной группой в ближайшее время для обсуждения сложившейся кризисной ситуации и выхода из неё с наименьшими финансовыми и репутационными потерями для обеих сторон. Также обсудить наиболее наболевшие проблемы;

• в дальнейшем проводить подобные встречи регулярно для получения обратной связи от БПВЗ и клиентов и вычисления проблем, влияющих на эффективность и качество работы маркетплейса в целом;

• разъяснить партнёрам текущего положения дел в данном кризисе, причин и последствий. Желательно провести онлайн-конференцию в ближайшие недели;

• организовать более тесный диалог руководства Яндекс.Маркет с сообществом партнёров БПВЗ. Заблаговременно информировать партнёров по вопросам развития маркетплейса и планируемым изменениям. Вести диалог по возможным последствиям и корректировкам изменений.

С Уважением, партеры Яндекс Маркета

8080
206 комментариев

Комментарий недоступен

9
Ответить