Как здравоохранение превращается в потребительский продукт

9 января 2022 г. Новый технологический бум меняет медицинский бизнес

Как здравоохранение превращается в потребительский продукт

Технологии и здравоохранение имеют непростые отношения.

3 января Элизабет Холмс, основательница Theranos, стартапа, который когда-то олицетворяла обещание сочетать динамизм Кремниевой долины с неповоротливым рынком здравоохранения, была признана виновной во лжи инвесторам о возможностях технологии анализа крови ее фирмы.

Но посмотрите дальше Theranos, который начал разрушаться еще в 2015 году, вдруг становится перспективной компанией.

На этой неделе толпа предпринимателей и инвесторов соберется практически на ежегодном мероприятии по здравоохранению JPMorgan Chase. Речь, скорее всего, будет об искусственном интеллекте, цифровой диагностике и телемедицине, а также о новой волне притока капитала в обширную отрасль.

Неуклюжие, дорогостоящие, строго регулируемые системы здравоохранения, часто в которых доминируют посредники, стремящиеся получить ренту, "встряхиваются" компаниями, которые напрямую нацелены на пациентов, встречают их там, где они постоянно присутствуют-, - это онлайн, - и дают им больше информации и контроля над тем, как получить доступ к медицинской помощи.

Научные достижения в таких областях, как секвенирование генов и искусственный интеллект (ИИ), делают возможными новые методы лечения.

Электронные аптеки выписывают рецепты, носимые устройства контролируют здоровье пользователей в режиме реального времени, платформы телемедицины связывают пациентов с врачами, а домашние тесты позволяют проводить самодиагностику.

Приз огромен. На здравоохранение в Америке приходится 18% ВВП, что эквивалентно 3,6 трлн долларов в год. В других богатых странах эта доля ниже, около 10%, но увеличивается с возрастом населения. Пандемия позволила людям более комфортно пользоваться онлайн-услугами, в том числе с помощью цифровых технологий.

Венчурные капиталисты обнаруживают сектор, который однозначно созрел для инвестиций. По оценкам CB Insights, поставщика данных, инвестиции в стартапы в области цифрового здравоохранения почти удвоились в 2021 году до 57 миллиардов долларов (см. Диаграмму 1).

Как здравоохранение превращается в потребительский продукт

В настоящее время количество стартапов в сфере здравоохранения, не котирующихся на бирже, оценивается в 1 миллиард долларов и более, что в четыре раза больше, чем пять лет назад (см. Диаграмму 2).

Как здравоохранение превращается в потребительский продукт

Такие «единороги» конкурируют с действующими компаниями в сфере здравоохранения и технологическими гигантами, чтобы лечить людей лучше и в первую очередь предотвращать их болезни. В процессе они превращают пациентов в потребителей.

Потребительское здравоохранение давно стало синонимом безрецептурных обезболивающих, сиропа от кашля, кремов для лица или пластырей, продаваемых крупными производителями лекарств.

Признавая, что их неинновационные потребительские подразделения стали тормозом, Johnson & Johnson, самая дорогая фармацевтическая компания Америки (и мира), и GlaxoSmithKline, гигантский британский конкурент, модернизирует их.

Есть надежда, что без перекрестного субсидирования со стороны более прибыльных компаний, производящих лекарства, отпускаемые по рецепту, компании, занимающиеся крупными потребителями, приведут в порядок и станут более изобретательными.

Некоторые более предприимчивые игроки уже экспериментируют с оцифровкой и потребителями.

Есть надежда, что без перекрестного субсидирования со стороны более прибыльных компаний, производящих лекарства, отпускаемые по рецепту, компании, занимающиеся крупными потребителями, приведут в порядок свои технологии и станут более изобретательными.

Некоторые более предприимчивые игроки уже экспериментируют с оцифровкой и потребителями.

Teva, израильская фармацевтическая фирма, основанная в 1901 году, разработала ингалятор с цифровым управлением, оснащенный датчиками, подключенными к приложениям, которые сообщают пользователям, правильно ли они его используют.

Как здравоохранение превращается в потребительский продукт

Оставлены наедине с собой

Вторая группа компаний с новыми амбициями в отношении здоровья потребителей - это крупные технологические компании. После серии неудачных попыток проникнуть на "цыпочках" в бизнес в сфере здравоохранения - как в случае с недолговечной платформой Google для персональных данных о здоровье, которая была отменена в 2011 году - технологические гиганты наконец-то встают на ноги.

По данным CB Insights, Alphabet, Amazon, Apple, Meta (новая материнская компания Facebook) и Microsoft в прошлом году в совокупности вложили около 3,6 млрд долларов в сделки, связанные со здоровьем. Они особенно активны в двух областях: устройства и данные.

По оценкам консалтинговой компании Deloitte, в 2022 году по всему миру будет продано 320 млн потребительских медицинских носимых устройств (см. Диаграмму 3).

Как здравоохранение превращается в потребительский продукт

В 2020 году Amazon представила свою группу Halo за 100млн. долларов. В прошлом году Google приобрела Fitbit, которая производит более модные фитнес-трекеры, за 2,1 миллиарда долларов. Последние часы Apple уже предлагают функцию электрокардиограммы (ЭКГ), и производитель iPhone планирует добавить датчики кислорода в крови и термометр, чтобы помочь женщинам отслеживать овуляцию. Новейшие умные часы от Samsung, южнокорейского конкурента Apple, - спортивные мониторы ЭКГ и артериального давления.

Технологические гиганты также добавляют услуги, связанные со здоровьем, в свои облачные приложения по обработке данных.

С этой целью Microsoft в прошлом году заплатила 20 миллиардов долларов за компанию Nuance, занимающуюся ИИ. Amazon Web Services, облачное подразделение электронного магазина, также запустило приложение для здравоохранения "Oracle", компания, которая все больше использует облачные технологии для создания программного обеспечения для бизнеса, завершает сделку по приобретению Cerner, ИТ-группы в сфере здравоохранения, за 28 миллиардов долларов.

Затем есть различные фирмы, которые предлагают товары и услуги разной степени сложности. Некоторые из них представляют собой простые интернет-аптеки.

Truepill, американская компания с шестилетней историей, оцененная в 1,6 миллиарда долларов, в настоящее время выписывает 20 000 рецептов в день и занимается логистикой для ряда медицинских брендов, ориентированных на потребителей.

Одна из них - это Hims & Hers Health, крупная американская электронная аптека, которая стала публичной год назад в результате обратного слияния со специализированной компанией.

Другая - «Нуркс», которая предоставляет доконтактную профилактику для людей, подверженных риску заражения ВИЧ. В прошлом году индийская интернет-аптека PharmEasy привлекла 500 млн долларов капитала.

Фирмы телемедицины, которые предлагают более широкий спектр медицинских услуг, процветают, поскольку COVID-19 ограничивает возможность личного посещения пациентами из-за страха заражения.

Китайский WeDoctor, частный оператор того, что он называет «интернет-больницами», в последний раз был оценен почти в 7 миллиардов долларов.

Teladoc, зарегистрированная на бирже американская фирма с рыночной стоимостью 13 миллиардов долларов, сообщила о выручке в 520 миллионов долларов в третьем квартале 2021 года, что на 80% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Еще одна, более сложная область, которая быстро развивается, - это домашняя диагностика. Скандал с Theranos составил плохую репутацию потребительской диагностике .

Теперь более совершенные технологии и больший реализм в отношении того, чего они могут достичь, восстанавливают эту область, точно так же, как пандемия приучила людей к идее домашнего тестирования.

Сюда входят устройства для анализа всего, от сахара в крови до анализа мочи и кала.

Levels Health, американский стартап с двухлетней историей, продает напрямую потребителям непрерывные мониторы глюкозы, синхронизированные с приложениями, после их беспрепятственного подключения через Интернет к врачам, выписывающим рецепты.

Его основатель, Джош Клементе, был вдохновлен тем, что ему пришлось попросить друга провести для него такой монитор из Австралии, чтобы подтвердить его догадку, что он, как и треть американцев, был преддиабетиком - в Америке устройства были доступны только по назначению врача, людям с хроническим сахарным диабетом.

Список ожидания стартапа теперь составляет 145 000 человек.

Digbi Health, другая американская фирма, использует для анализа кал, микробиому кишечника своих клиентов, чтобы способствовать здоровью желудочно-кишечного тракта.

Skin + Me, британская фирма, использует селфи, чтобы избавить людей от поездки к дерматологу, обеспечивая уход за кожей по рецепту.

Thriva, также из Великобритании, анализирует кровь при уколе пальца, чтобы проверить такие состояния, как высокий уровень холестерина и анемии.

Врачи по запросу

Основная причина того, почему потребительские технологии так долго не проникали в здравоохранение, заключается в том, что строго регулируемый сектор не поддается менталитету Кремниевой долины «двигаться быстро и ломать стереотипы».

Но последние годы показали, что сбой возможен даже в отраслях, где действуют правила. Хэмиш Грирсон был вдохновлен основанием Thriva после того, как стал свидетелем цифровой "революции" на своей старой работе в сфере платежей.

Г-н Клементе из Levels Health помогал астронавтам поддерживать здоровье и боевую форму в SpaceX, которая открыла космический бизнес, в котором когда-то доминировало государство..

Одна из стратегий состоит в том, чтобы позиционировать себя как продавца продуктов «общего оздоровления», чтобы избежать тщательной проверки, и консультироваться с медицинскими работниками только в консультативных целях или для того, чтобы убедить потенциальных инвесторов в том, что их продукты подтверждены наукой.

Thriva, например, заявляет, что ее анализы крови предлагают «инсайты», а не официальные диагнозы.

Другие компании, особенно те, которые предлагают высокотехнологичные предложения, действуют осторожно.

Мэнни Монтальво, курирующий продажи Digihaler в Teva, настаивает, что это не потребительский продукт.

«Это по-прежнему лекарство, и пациенту нужно подбирать правильное лекарство», - категорично говорит он. Apple запросила разрешение от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) на функцию ЭКГ своих новых часов.

Регулирующие органы, в свою очередь, сами стараются действовать быстрее. Недавно назначенный глава FDA - бывший советник Google Health, медицинского предприятия технологического гиганта.

Представители индустрии надеются, что в ближайшее время агентство наконец-то примет давно откладываемые стандарты программного обеспечения для цифрового здравоохранения.

Австралия, Япония, Сингапур и ЕС разработали стратегии цифрового здравоохранения, чтобы создать аналогичные стандарты для определения качества, безопасности и клинической ценности новых медицинских устройств.

Все больше стран принимают правила защиты данных, которые должны прояснить для предпринимателей, инвесторов и потребителей, какими данными можно делиться, с кем и как.

Бум потребительского здоровья натолкнулся на препятствия. Инвесторы, которые подняли цены на акции онлайн-торговцев таблетками и цифровых больниц, когда угроза коронавируса несколько снизилась и всплеск COVID-19 остыл, теперь не спешат инвестировать.

После того, как в начале 2021 года рыночная стоимость Teladoc превысила 30 миллиардов долларов, она вернулась на уровень, который был до пандемии в начале 2020 года.

Перспективы Hims & Hers, цена акций которых снизилась на три четверти за последний год, стали туманными.

Кроме того, это негативно сказалось на запуске Amazon в конце 2020 года своего бизнеса электронных аптек.

Китайские компании, занимающиеся цифровым здравоохранением, оказались вовлеченными в более широкую политику коммунистической партии в области технологий.

WeDoctor отложил планы по первичному публичному размещению акций в Гонконге.

Некоторые продукты могут оказаться недоброкачественными, и регуляторы еще могут воспрепятствовать нарушению правил.

Тем не менее, как сказал Скотт Мелвилл из ассоциации Consumer Healthcare Products, торговой организации: «Нет возврата к старой патерналистской системе, когда вы полагаетесь исключительно на профессиональных медиков в вашем медицинском обслуживании». Предприимчивые компании хотят помочь людям быстрее выздороветь или, что еще лучше, вообще не заболеть.

Это негативный прогноз для больнично-производственного комплекса, который получает прибыль от больных пациентов. Для всех остальных он в основном положительный.

Перевод с английского

Перевод откорректирован

тэги:

33
Начать дискуссию