Как эффективно развивать франшизную сеть онлайн-маркетплейса?

Кейс создания сети розничных магазинов FMART платформой Flowwow

Как эффективно развивать франшизную сеть онлайн-маркетплейса?

Никто не спрашивает, зачем офлайн-бизнесу уходить в онлайн: пандемия уже дала ответ (а вместе с ней и сводки о постоянном бурном росте российского екомма). А вот зачем онлайн-бизнесу устанавливать контакт с офлайном? Расскажем о личном опыте.

Кто такие FMART?

Партнерская сеть FMART by Flowwow существует более двух лет. Она объединяет 69 розничных магазина в 34 городах России. Сейчас это магазины цветов, но уже в 2022 году откроются первые магазины редких авторских товаров (а в Москве уже открыт первый магазин в формате “цветы и кофе”, флористический салон + уютная маленькая кофейня).

В 2021 году сеть принесла Flowwow 10,3% от общего оборота, а Flowwow принес каждому магазину сети в среднем 56% всей выручки.

Это франшизная офлайн-сеть: предприниматели заключают договор с Flowwow, получают дизайн-проект по брендбуку сети, делают ремонт и начинают работать под нашей вывеской в офлайне, получая заказы и от онлайн-платформы, и из офлайна. Срок окупаемости ремонта — в среднем 6 месяцев, но есть и магазины, отбившиеся за 4 месяца.

1 320 000 рублей
среднемесячная выручка магазина в Москве (и 850 000 рублей в крупных городах в регионах)

До 2021 года в сеть вступали действующие магазины, прошедшие ребрендинг и небольшой инструктаж. Сейчас в сети FMART есть 17 магазинов, открытых с нуля. Часто бывает так, что ребрендинг имеющегося магазина оказывается более сложной и менее перспективной задачей, чем открытие нового — и мы предлагаем предпринимателю масштабировать свой бизнес и открыться в FMART с нуля.

С чего все началось?

До 2019 года мы успешно развивали нашу онлайн-платформу и даже не думали об офлайне. Сподвигло нас, как ни странно, чувство прекрасного. В офлайне нас повсюду окружали грубые, уродливые вывески на цветочных магазинах: цветы оптом, цветы пачками, покупай-торопись… А нашей миссией остается развитие флористического бизнеса, выведение его на хороший европейский уровень.

Цветочная отрасль в России вообще достаточно консервативна. Мода, айти, бьюти-индустрия уже давно по качеству могут конкурировать с Западом, а цветочный бизнес до недавнего времени оставался довольно небрежным в плане сервиса.

Даниил Смирнов, руководитель партнерской сети офлайн-магазинов Flowwow

Летом 2019 года один из основателей Flowwow Андрей Макеев решил, что пора своими руками снимать эти старые вывески из девяностых, превращать «базы» и «заводы» цветов в уютные флористические салоны.

Какого профита мы ждали?

1) Улучшение сервиса и стиля “на корню”, от самой розничной точки, где собирают букет.

2) Получение площадок для наружной рекламы. Каждая вывеска над входом в цветочный магазин партнера FMART — как повод заявить о себе.

FMART x Shabolov (открыт в 2021 году, сейчас в дизайне используем FMART вместо Flowwow)
FMART x Shabolov (открыт в 2021 году, сейчас в дизайне используем FMART вместо Flowwow)

3) Возможность выйти в регионы. В 2019 году нас хорошо знали в Москве и Питере, а с регионами было сложнее. Мы решили: если партнериться с известным магазином в региональном центре, нас быстро начнут узнавать.

4) Дополнительный источник дохода. Сегодня онлайн-продажи цветов составляют только 25-30% от всего оборота в отрасли: две трети покупателей продолжают по старинке ходить за букетом в ближайшие розничные магазины.

Поначалу доля выручки Flowwow от заказов в партнерских магазинах была незначительна, но мы понимали, что уже через год-полтора, когда мы станем более известны в регионах и обеспечим хорошее покрытие, ситуация может измениться в нашу пользу.

Чем мы привлекали офлайн-магазины?

1) Возможность не закрыться в пандемию 2020 года и легко уйти во временный darkstore, имея заказы.

2) Партнер в виде быстро растущей IT-компании. То есть, возможность в перспективе получить свой кусок “онлайнового” пирога.

3) Стабильность. Многие одиночные предприятия не выдержали коронакризис. Глобальный тренд для малого российского бизнеса — объединяться в сети, чтобы не пропасть поодиночке.

4) Вывеска нашего бренда и бесплатный фирменный мерч (пакеты для цветов, наклейки, открытки, фартуки).

5) Немного дополнительного трафика из онлайна (немного — поначалу, спустя год примерно треть заказов приходила к магазинам из онлайна).

Итак, мы обменивали преимущества нашего сервиса и трафик из онлайна на возможность повесить свою вывеску.

Отображение магазинов FMART в мобильном приложении
Отображение магазинов FMART в мобильном приложении

Поначалу магазины нашей сети можно было найти через фильтр в каталоге Flowwow, а на карточках магазинов было специальное обозначение. Сейчас для партнерских магазинов мы сделали специальный баннер на главной странице: можно напрямую зайти в партнерский магазин и заказать цветы у тех, кого мы рекомендуем. Кроме того, партнерские магазины получают преимущества по выдаче в каталоге — но это не столько за счет принадлежности к сети, сколько из-за стабильно высоких оценок.

Секрет успеха — быстрый старт

Flowwow — компания с очень коротким шагом от принятия решения до реализации, поэтому мы любим тестить для начала простые и ясные схемы. Партнерская сеть Flowwow строилась по принципу ко-брендинга. Мы не спешили снимать с цветочных магазинов их вывески, но вешали рядом свой логотип, слегка оживляли интерьер и входную группу. Это было еще не то, к чему мы стремимся, но уже что-то!

FMART x Orange (открыт в 2021 году, сейчас в дизайне используем FMART вместо Flowwow)
FMART x Orange (открыт в 2021 году, сейчас в дизайне используем FMART вместо Flowwow)

На старте локальным предпринимателям в нас нравились две вещи: простое вхождение в сеть (взнос от 50 до 120 тысяч рублей в зависимости от региона) и наш гибкий подход. Ремонт в магазине производится за счет бизнесмена, но мы подгоняем каждый дизайн-проект под его возможности и стараемся провести ребрендинг быстро и безболезненно.

Сеть сразу задумывалась как общероссийская: для хозяина магазина это более солидно, перспективно. Первые магазины Flowwow появились одновременно в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже и Самаре. В 2021 году мы поставили себе цель — открыть по магазину во всех российских городах-миллионниках. Достигли к концу года: не хватило только точки в Ростове-на-Дону. Сейчас активно ищем партнера, который мог бы вступить в сеть и отвечал нашим требованиям.

FMART в г. Самара (открыт в 2022 году)
FMART в г. Самара (открыт в 2022 году)

Что нужно, чтобы партнерский магазин “взлетел”?

За два года у нас появился свой алгоритм правильного выведения магазина в сеть:

1) Правильно выбрать место для новой торговой точки, с хорошим соседством и отличным целевым трафиком.

2) С душой подойти к дизайн-проекту. Мы разработали гибкий брендбук, который позволяет партнеру выбрать ту цветовую гамму, которая ему близка. В зависимости от выбора мы собираем проекты как конструктор, к каждому объекту подходя индивидуально.

3) Учесть окружение: каждый магазин органично вписывается в городскую среду и задает стиль всему дальнейшему общению покупателя с продавцом.

4) Сделать крутую “начинку” из сервиса. Мы создали собственную базу знаний с понятными и четкими памятками: как содержать магазин, как обращаться с товаром, как подписывать ценники, как общаться с онлайн-покупателями и т.д.

Вся коммуникация в FMART — в поле нашего внимания. Мы готовы обучать сотрудников, советовать, оказывать всестороннюю поддержку.

5) Баланс доверия и контроля. Каждый месяц наши партнеры отправляют нам фотоотчет о магазине: как оформлена витрина, как выглядит входная группа, не пора ли менять наклейки, не стоит ли обновить что-то из мебели и т.д. Даем рекомендации и рассматриваем все их идеи.

6) Данные и опыт. Все наши партнеры получают ценную статистику и с нашей помощью учатся вести свой бизнес в IT-контексте.

7) Контакт. С партнерами мы всегда на связи в корпоративном мессенджере SLACK: они пишут нам обо всех форсмажорах, оперативно заказывают мерч, вносят рацпредложения.

8) И снова контакт. В ноябре 2021 года состоялась наша первая очная встреча — около 30 партнеров из разных регионов собрались в Москве в симпатичном лофте, чтобы обсудить свои проблемы, похвастаться успехами, синхронизироваться по плану дальнейшего развития сети. Для федеральной сети это очень важно — чувствовать, что ты не оторван от общей линии и вкладываешься в общее дело.

2828
3 комментария

Это реально крутой проект, которому аналогов не будет еще долго!

7

Крутая статья, вдохновляет)