Евросоюз запретил въезд грузовых автомобилей, зарегистрированных в РФ и Белоруссии

Как это отразится на бизнесе?

Евросоюз запретил въезд грузовых автомобилей, зарегистрированных в РФ и Белоруссии

9 апреля 2022 года страны ЕС прекратили пропуск через границу автомобилей, зарегистрированных в России и Беларуси. Речь идет о грузовых перевозках.

Пока что рано называть сложившуюся ситуацию катастрофической. Определённые ограничения есть, но они не полные, как для России, так и для Европы.

На самом деле запрет на пропуск через границу автомобилей, зарегистрированных в России и Беларуси не является абсолютным.

Транспортные грузовые средства с российскими и белорусскими номерами могут совершать международные грузоперевозки, в том числе, перемещать грузы на территории российской федерации, если они перевозят следующие группы товаров:

  • фармацевтические товары
  • медицинскую продукцию
  • сельскохозяйственную продукцию, включая пшеницу
  • энергоносители
  • цветные металлы
  • удобрения
  • гуманитарные товары

Таким образом, это некоторые ограничивающие меры, а не полный запрет въезда.

Эти ограничения позволяют ввозить из России (или транзитом через нее) товары, необходимые самой Европе.

Не стоит забывать и о том, что для транспорта, который зарегистрирован в Российской Федерации, открыт транзит в Калининградскую область.

Запрет на въезд российского грузового транспорта в Калининград и Калининградскую область в нынешних реалиях может быть расценен как экономическая блокада. Какие ответные меры может предпринять Россия, неизвестно. Поэтому доступ грузового российского транспорта сохраняется. Да, есть морское сообщение, но оно доступно далеко не круглый год.

Введение ответных зеркальных мер со стороны России, пожалуй, худший вариант развития событий.

Дарья Акимова

Пока что таких заявлений со стороны правительства РФ не было, и мы надеемся, что не будет и в ближайшем будущем.

Россия может пострадать даже больше, чем Евросоюз в случае полного прекращения транзитных перевозок через территорию России из Европы в другие страны.

Пока что мы можем пользоваться услугами перевозчиками, которые проезжают через нашу территорию транзитом, но зарегистрированы не РФ и не в РБ. Очень многие перевозчики, которые возят грузы по транзитному маршруту, зарегистрированы в Казахстане, Азербайджане и Китае и других странах, не вводивших санкции против России. Именно в эти страны через Россию идет большой транзитный поток товаров.

Если же будут введены зеркальные меры, может возникнуть транспортный коллапс и логистический паралич. Отвечая зеркально, мы сократим грузопоток через нас. На той стороне недополучат товары, которые должны получить, и у них тоже по цепочке начнется коллапс. Такие меры несомненно повлияют на мировую экономику в целом.

Нынешняя ситуация требует формирования новых логистических цепочек, изменения привычной транспортной схемы. Выход есть.

Дарья Акимова

На самом деле российские перевозчики, начиная с 2014 года, постепенно уходили с западного направления, передавая контракты белорусским и прибалтийским коллегам. Очень большое количество европейских грузов попадало в Россию через транспортные прибалтийских перевозчиков. Основной поток грузовиков из Европы шёл через Финляндию и страны Скандинавии. Этот вариант до недавнего времени всех устраивал. В 2020 году из-за пандемии пути поставок изменились. Сейчас эта транспортная схема будет усложняться еще больше.

Например, можно будет возить товары через Турцию, а затем из Турции можно перегружать на российские машины и везти дальше.

Тех водителей из РФ и РБ, которые были задействованы на Европейских перевозках, придется распределять внутри страны, на другие направления: южные, восточные. Это вполне возможно, так как нужно простраивать новые логистические цепочки.

Как эта мера отразится на потребителях?

Высока вероятность возникновения определённого дефицита товаров. Это может коснуться даже тех категорий, которые не попали под санкции.

Все процессы поставок фармацевтических товаров, гигиенических товаров и продуктов питания все равно будет сопровождаться усложнением транспортных цепочек. К этому прибавляются дополнительные проверки документов на грузы, большее количество границ, которые нужно будет пересекать и т.п.

Большинство транспортных компаний захотят переложить все бюрократические сложности на другую сторону. Урегулирование этих вопросов тоже потребует какого-то времени.

И пока все формальности и новые пути будут налаживаться, вполне может возникнуть дефицит товаров, даже тех, поставки которых на данный момент не ограничены.

Насколько мера критична для России? - Она не критична, просто требует каких-то быстрых решений.

Можно ли это обойти? - Можно. Но в любом случае поставки только подорожают. В том числе, для конечного потребителя.

3
2 комментария